Программа "Подготовка детей к началу регулярного обучения в школе"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Программа расчитана на детей подготовительной к школе группы с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovka_detey_k_shkole.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
коррекционно-развивающей работы
по подготовке к началу
регулярного обучения в школе
Подготовительная группа
Педагог-психолог
Няпшаева И.С.
г. Медвежьегорск
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально-значимых качеств личности.
Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.
В настоящее время обучение проникает уже в дошкольные учреждения в виде формирования навыков чтения, письма, счета, но основная проблема заключается в низком уровне функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), то есть в несоответствии степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения.
Во многих исследованиях подчеркивается, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами: социально-коммуникативными, мотивационно-потребностыми, произвольной регуляцией собственной деятельности, интеллектуальными, речевыми.
Цель программы: Развитие и коррекция психических процессов и эмоционально-личностной сферы у детей 6-7 лет, имеющих речевые нарушения.
Задачи программы:
- Формировать произвольную регуляцию собственной деятельности, способность распределения и переключения внимания.
- Совершенствовать процессы памяти, восприятия, наглядно-образного мышления, формировать элементы словесно-логического мышления.
- Совершенствовать уровень развития тонкой ручной моторики, зрительно-моторной координации.
- Создать условия для расширения видов познавательной активности, совершенствования связной речи и речевого общения.
- Формировать навыки коммуникации.
- Развитие умения снимать эмоциональное напряжение, расслабляться.
Форма и режим занятий
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно - развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут. Оптимальный состав группы 4-6 человек.
Каждое занятие включает в себя коммуникативные, познавательные, развивающие игры и упражнения, работу в тетрадях, пальчиковую гимнастику, релаксационные упражнения.
Ожидаемые результаты
- Распределение, переключение внимания
- Повышение уровня слуховой, образной памяти
- Повышение уровня наглядно-действенного, логического мышления
- Овладение способами и приёмами познавательной деятельности
- Развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-моторной координации
- Развитие речевых навыков
- Овладение произвольной саморегуляцией
Методические средства
В занятиях используются следующие методические средства:
- Развивающие игры
- Пальчиковая гимнастика
- Релаксационные техники
- Использование схем
- Беседы
- Рисование
Дидактическое обеспечение:
- Музыкальный центр, релаксационная музыка.
- Пособие «Классификации».
- Альбом с графомоторными упражнениями.
- Бланки с корректурными пробами.
- Пособие «Лабиринты», «Схематизация».
- Альбомы на развитие внимания, пространственных представлений.
- Тетради в крупную клетку, простые и цветные карандаши.
№ занятия | Содержание | Цели | Оборудование |
1. Овощи. |
| Развитие умения представляться, вести беседу о себе, своих близких. Обучение способности концентрации внимания. Развивать умения классифицировать, обобщать. Развитие зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. | Картинки с изображением овощей; пособие «Что лишнее»; рисунок по точкам «Овощи»; лабиринт; карточки «Найди отличия»; аудиозапись с ралаксационной музыкой |
2. Фрукты |
| Развивать умения классифицировать, обобщать. Развитие зрительного восприятия. Обучение способности концентрации внимания. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. | Картинки с изображением фруктов; пособие «Что лишнее»; рисунок по точкам «Фркуты»; лабиринт; карточки «Найди отличия»; аудиозапись с ралаксационной музыкой. |
3. Насекомые |
| Развитие зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие образной памяти. Обучение способности концентрации внимания. . Снятие мышечного и эмоционального напряжения. | Разрезные карточки «Насекомые»; рисунки-образцы «Волшебные рисунки»; пособие «Что лишнее?»; карточки «Что изменилось?»; аудиозапись с ралаксационной музыкой |
4. Перелетные птицы |
| Развитие внимания. Развитие умения воспроизводить графические объекты. Развитие словесно-логического мышления. Развитие умения классифицировать , обобщать. Снятие мышечного и эмоционального напряжения . | Рисунки-образцы «Волшебные рисунки»; пособие «Что лишнее?»; пособие «Логические цепочки»; пособие «Лабиринты»; аудиозапись с ралаксационной музыкой |
5. Грибы. Ягоды. |
| Развитие умения классифицировать, обобщать. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие произвольного внимания. Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций Развитие временных представлений. Обучение приемам и методам релаксации. | Пособие «Что лишнее?»; карточки «Найди отличия»; рисунки-образцы «Волшебные рисунки»; аудиозапись с ралаксационной музыкой |
6. Домашние животные |
| Развитие умения классифицировать. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Обучение приемам и методам релаксации. Развитие логического мышления. | Пособие «Что лишнее?»; рисунки-образцы «Волшебные рисунки»; пособие «Лабиринты»; пособие «Логические цепочки», аудиозапись с релаксационной музыкой. |
7. Дикие животные |
| Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие умения классифицировать по заданному признаку. Обучение способности :концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов. Обучение приемам и методам релаксации. | Бланки с корректурной пробой; пособие «Разложи картинки»; рисунки-образцы «Волшебные рисунки»; карточки «Найди отличия»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
8.Обувь. Головные уборы. |
| Развитие зрительного внимания. Развитие пространственных представлений. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие логического мышления. Развитие пространственных представлений (ориентация на себе). Обучение приемам и методам релаксации. | Альбом «Развитие пространственных представлений»; альбом «Найди одинаковые предметы»; рисунки – образцы «Волшебные рисунки»; пособие «Разложи картинки»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
9. Зима |
| Развитие временных представлений о сезонных изменениях. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие зрительного внимания. Развитие умения классифицировать, обобщать. Обучение приемам и методам релаксации. | Бланки «Штриховка»; пособие «Собери фигуру»; карточки «Найди отличия»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
10. Мебель |
| Развитие пространственных представлений. Развитие зрительного внимания. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие зрительной памяти. Обучение приемам и методам релаксации. | Карточки «Найди отличия»; бланки с корректурной пробой; образцы-рисунки «Волшебные рисунки»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
11. Посуда |
| Развитие произвольного внимания, произвольного запоминания. Развитие слухового внимания Развитие зрительного внимания. Развитие лексического запаса, умения подобрать слова с противоположным значением. Развитие пространственных представлений. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Обучение приемам и методам релаксации. | Альбом «Развитие внимания»; пособие «Лабиринты»; бланки «Рисуем по точкам»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
12. Новый год |
| Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие целенаправленного запоминания . Обучение приемам и методам релаксации. | Бланки «Рисуем по точкам»; альбом «Развиваем внимание»; пособие «Лабиринты»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
13. Животные жарких стран |
| Развитие зрительно-моторной координации. Развитие логического мышления, умения классифицировать. Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций Развитие пространственных представлений. Развитие умения расслабляться, снимать накопившуюся усталость. | Тетради в крупную клетку; пособие «Лабиринты»; игра «Самое непохожее»; пособие «Лабиринты», пособие «Логические цепочки»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
14. Семья. Дом |
| Повышение уровня общей осведомлённости. Развитие зрительного внимания. Развитие слухового внимания. Развитие умения обобщать, сравнивать. Развитие зрительно-моторной координации. | Карточки «Найди отличия»; тетради в крупную клетку; пособие « Логические цепочки»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
15. Инструменты |
| Развитие временных представлений. Развитие пространственных представлений. Развитие умения находить в предметах признаки сходства и различия. Развитие произвольного внимания. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения расслабляться. | Пособие «Лабиринты»; бланки с корректурной пробой; тетради в крупную клетку; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
16. Морские, речные, аквариумные обитатели |
| Развитие словарного запаса, умения подбирать слова с противоположным значением. Развитие произвольного внимания. Развитие мышления, умения классифицировать. Развитие умения расслабляться, снимать напряжение. | Альбом «Развитие внимания»; тетради в крупную клетку; пособие «Разложи картинки»; игра «Самое непохожее»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
17. Комнатные растения |
| Развитие зрительного внимания. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие умения классифицировать, обобщать по заданному признаку. Развитие умения расслабляться, снимать напряжение. | Альбом «Развитие внимания», образцы-рисунки «Волшебные рисунки»; бланки с корректурной пробой; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
18. Транспорт |
| Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций. Развитие зрительно-моторной координации и пространственных представлений. Развитие умения регулировать своё эмоциональное состояние. | Альбом «Развитие внимания»; пособие «Разложи картинки»; тетради в крупную клетку; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
19. Мамин праздник |
| Развитие целенаправленного запоминания. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие концентрации, распределения произвольного внимания. Развитие умения выделять признаки сходства и различия у предметов. Развитие умения регулировать своё эмоциональное состояние. | Альбом «Развитие внимания»; бланки с корректурной пробой; тетради в крупную клетку; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
20. Весна |
| Развитие временных представлений. Развитие умения классифицировать, обобщать. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие пространственных представлений. Развитие умения расслабляться, снимать напряжение. | Пособие «Что лишнее?»; карточки «Нелепицы»; тетради в крупную клетку; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
21. Перелетные птицы |
| Развитие зрительной памяти. Развитие зрительно-моторной координации и пространственных представлений. Развитие произвольной образной памяти. Развитие логического мышления. Развитие умения расслабляться. Снимать напряжение. | Пособие «Разложи картинки»; тетради в крупную клетку; альбом «Развиваем внимание»; пособие «Схематизации; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
22. Растения и животные весной |
| Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций. Развитие внимания. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения выделять признаки сходства и различия у предметов. Развитие умения расслабляться, снимать напряжение. | Пособие «Разложи картинки»; альбом «Развиваем внимание»; тетради в крупную клетку; пособие «Схематизации»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
23.Школа. Школьные принадлежности |
| Знакомство со школой, школьными атрибутами. Развитие мотивационной готовности к обучению в школе. Развитие интереса к школе. Формирование положительного образа школы Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, зрительно-моторной координации. | Пособие «Схематизации»; пособие «Развитие восприятия»; карандаши цветные; альбом; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
24.Школа. Школьные принадлежности |
| Развитие мотивационной готовности к обучению в школе. Знакомство с правилами поведения в школе. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, зрительно-моторной координации. | Пособие «Развитие восприятия»; пиктограммы; пособие «Схематизации»; аудиозапись с релаксационной музыкой. |
Список литературы
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию, письму. – М.:Гном. 2003.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.:Знание, 1994.
- Гаврина С.Е., кутявина Н.Л. Развиваем руку – чтоб учиться писать и красиво рисовать.-Ярославль:Академия развития, 1997.
- Севостьянова Е.О. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей.-Ярославль:Академия развития,1998.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. .-Ярославль:Академия развития,1999.
- Черомошкина Л.В. Развитие внимания детей.-Ярославль:Академия развития,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...
Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"
Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями....
план-конспект выступления перед родителями подготовительной к школе группы о важности работы по развитию речи детей перед началом школьного обучения
Развитая речь у первоклассника - залог его первых успехов в школе. И если с письменными работами не все бывает гладко - и это допустимо, то к речи ученика в современной школе предъявляют в...
“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.
В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...
«Психологическая готовность детей к регулярному обучению в школе»
Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развитие познавательных процессов, закрепление полученных знаний на занятиях по подготовке к школе....