Программа "Подготовка детей к началу регулярного обучения в школе"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Няпшаева Ирина Станиславовна

Программа расчитана на детей подготовительной к школе группы с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podgotovka_detey_k_shkole.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                         

Программа

коррекционно-развивающей работы

по подготовке к  началу

регулярного обучения в школе

Подготовительная группа

Педагог-психолог

Няпшаева И.С.

        

г. Медвежьегорск

  Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально-значимых качеств личности.

  Именно в это время закладываются основы будущей  учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных  возможностей.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

   В настоящее время  обучение проникает уже в дошкольные учреждения в виде формирования навыков чтения, письма,  счета, но основная проблема заключается в низком уровне функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), то есть в несоответствии степени созревания определенных  мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения.

     Во многих исследованиях подчеркивается, что эффективным школьное обучение может стать только  в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами: социально-коммуникативными, мотивационно-потребностыми, произвольной регуляцией собственной деятельности, интеллектуальными, речевыми.

         

Цель программы: Развитие и коррекция психических процессов и эмоционально-личностной сферы у детей 6-7 лет, имеющих речевые нарушения.

Задачи программы:

  • Формировать произвольную регуляцию собственной деятельности, способность распределения и переключения внимания.
  • Совершенствовать процессы памяти, восприятия,  наглядно-образного мышления, формировать элементы словесно-логического мышления.
  • Совершенствовать  уровень развития тонкой ручной моторики, зрительно-моторной координации.
  • Создать условия для расширения  видов познавательной активности, совершенствования связной речи и речевого общения.
  • Формировать навыки коммуникации.
  • Развитие умения снимать эмоциональное напряжение, расслабляться.

  Форма и режим занятий

  Программа  состоит из серии специально организованных коррекционно - развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут. Оптимальный состав группы 4-6 человек.

   Каждое занятие включает в себя коммуникативные, познавательные, развивающие игры и упражнения, работу в тетрадях, пальчиковую гимнастику, релаксационные упражнения.

Ожидаемые результаты

  • Распределение, переключение внимания
  • Повышение уровня слуховой, образной памяти
  • Повышение уровня наглядно-действенного, логического мышления
  • Овладение способами и приёмами познавательной деятельности
  • Развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-моторной координации
  • Развитие речевых навыков
  • Овладение произвольной саморегуляцией

Методические средства

В занятиях используются следующие методические средства:

  • Развивающие игры
  • Пальчиковая гимнастика
  • Релаксационные техники
  • Использование схем
  • Беседы
  • Рисование

Дидактическое обеспечение:

  1. Музыкальный центр, релаксационная музыка.
  2. Пособие «Классификации».
  3. Альбом с графомоторными упражнениями.
  4. Бланки с корректурными пробами.
  5. Пособие «Лабиринты», «Схематизация».
  6. Альбомы на развитие внимания, пространственных представлений.
  7. Тетради в крупную клетку, простые и цветные карандаши.

№ занятия

Содержание

Цели

Оборудование            

1.  Овощи.

  • Беседа
  • Упражнение «Что лишнее?»(овощи)
  • Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»
  • Графомоторное упражнение «Нарисуй по точкам»
  • Лабиринт «Помоги зайцу добраться до морковки»
  • Упражнение «Найди отличия»
  • Релаксационное упражнение

Развитие умения представляться, вести беседу о себе, своих близких. Обучение способности концентрации внимания.

Развивать умения классифицировать, обобщать. Развитие зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Картинки с изображением овощей; пособие «Что лишнее»; рисунок по точкам «Овощи»; лабиринт; карточки «Найди отличия»; аудиозапись с ралаксационной музыкой

2. Фрукты

  • Упражнение «Что лишнее?»(фрукты)
  • Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»
  • Графомоторное упражнение «Нарисуй по точкам»
  • Лабиринт
  • Упражнение «Словесные нелепицы»
  • Упражнение «Найди отличия»
  • Релаксационное упражнение

Развивать умения классифицировать, обобщать. Развитие зрительного восприятия. Обучение способности концентрации внимания.

 Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Картинки с изображением фруктов; пособие «Что лишнее»; рисунок по точкам «Фркуты»; лабиринт; карточки «Найди отличия»; аудиозапись с ралаксационной музыкой.

3. Насекомые

  • Разрезные картинки «Насекомые»
  • Упражнение «Найди отличия»
  • Пальчиковая гимнастика «Жук»
  • Графомоторное упражнение «Волшебные рисунки»
  • Упражнение «Что лишнее?»(насекомые)
  • Упражнение «Что изменилось»
  • Релаксационное упражнение

Развитие зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие образной памяти. Обучение способности концентрации внимания.

. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Разрезные карточки «Насекомые»; рисунки-образцы «Волшебные рисунки»; пособие «Что лишнее?»; карточки «Что изменилось?»;

аудиозапись с ралаксационной музыкой

4. Перелетные птицы

  • Лабиринт
  • Логические цепочки «Гнездо»
  • Упражнение «Найди отличия»
  • Пальчиковая гимнастика «Птички»
  • Графомоторное упражнение «Волшебные рисунки»
  • Упражнение «Что лишнее?»(птицы)
  • Релаксационное упражнение

Развитие внимания. Развитие умения воспроизводить графические объекты. Развитие словесно-логического мышления. Развитие умения классифицировать , обобщать. Снятие мышечного и эмоционального напряжения .

Рисунки-образцы «Волшебные рисунки»; пособие «Что лишнее?»; пособие «Логические цепочки»; пособие «Лабиринты»;

аудиозапись с ралаксационной музыкой

5. Грибы. Ягоды.

  • Классификация «Разложи картинки»
  • Упражнение «Найди отличия»
  • Пальчиковая гимнастика «Лукошко»
  • Графомоторное упражнение «Волшебные рисунки»
  • Упражнение «Что изменилось»
  • Игра «Когда это бывает»
  • Релаксационное упражнение

Развитие умения классифицировать, обобщать. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие произвольного внимания. Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций Развитие временных представлений. Обучение приемам и методам релаксации.

Пособие «Что лишнее?»; карточки «Найди отличия»; рисунки-образцы «Волшебные рисунки»; аудиозапись с ралаксационной музыкой

6. Домашние животные

  • Упражнение «Что лишнее?»(животные)
  • Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка»
  • Графомоторное упражнение «Волшебные рисунки»
  • Лабиринты
  • Логические цепочки
  • Релаксационное упражнение

Развитие умения классифицировать. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Обучение приемам и методам релаксации. Развитие логического мышления.

Пособие «Что лишнее?»; рисунки-образцы «Волшебные рисунки»; пособие «Лабиринты»; пособие «Логические цепочки», аудиозапись с релаксационной музыкой.

7. Дикие животные

  • Корректурная проба
  • Классификация «Разложи картинки» (животные)
  • Пальчиковая гимнастика «Белка»
  • Графомоторное упражнение «Волшебные рисунки»
  • Упражнение «Найди отличия»
  • Релаксационное упражнение

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие умения классифицировать по заданному признаку. Обучение способности :концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов. Обучение приемам и методам релаксации.

Бланки с корректурной пробой; пособие «Разложи картинки»; рисунки-образцы «Волшебные рисунки»; карточки «Найди отличия»; аудиозапись с релаксационной музыкой.

8.Обувь. Головные уборы.

  • Упражнение «Найди одинаковые платочки», «Найди пару»
  • Пальчиковая гимнастика
  • Графомоторное упражнение «Волшебные рисунки»
  • Классификация «Разложи картинки» (одежда, обувь, головные уборы)
  • Упражнение «Правая, левая»
  • Релаксационное упражнение

Развитие зрительного внимания. Развитие пространственных представлений. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие логического мышления. Развитие пространственных представлений (ориентация на себе). Обучение приемам и методам релаксации.

Альбом «Развитие пространственных представлений»; альбом «Найди одинаковые предметы»; рисунки – образцы «Волшебные рисунки»; пособие «Разложи картинки»; аудиозапись с релаксационной музыкой.

9. Зима

  • Игра «Когда это бывает?»
  • Пальчиковая гимнастика «Зима»
  • Штриховка «Рукавички»
  • Упражнение «Найди, чем отличаются снеговики»
  • Упражнение «Что лишнее»
  • Упражнение «Собери фигуру»
  • Релаксационное упражнение

Развитие временных представлений о сезонных изменениях. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие зрительного внимания. Развитие умения классифицировать, обобщать. Обучение приемам и методам релаксации.

Бланки «Штриховка»; пособие «Собери фигуру»; карточки «Найди отличия»; аудиозапись с релаксационной музыкой.

10. Мебель

  • Упражнение «Что находиться в комнате»
  • Упражнение «Найди отличия»
  • Корректурная проба
  • Пальчиковая гимнастика «Стол»
  • Графомоторное упражнение «Волшебные рисунки»
  • Упражнение «Запомни картинки»
  • Релаксационное упражнение

Развитие пространственных представлений. Развитие зрительного внимания. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие зрительной памяти. Обучение приемам и методам релаксации.

Карточки «Найди отличия»; бланки с корректурной пробой; образцы-рисунки «Волшебные рисунки»; аудиозапись с релаксационной музыкой.

11. Посуда

  • Упражнения «Найди две одинаковые чашки», «Найди отличия»
  • Игра «Скажи наоборот»
  • Упражнение «Запомни и нарисуй»
  • Пальчиковая гимнастика
  • Лабиринт
  • Упражнение «Повтори рисунок по точкам»
  • Релаксационное упражнение

Развитие произвольного внимания, произвольного запоминания. Развитие слухового внимания Развитие зрительного внимания. Развитие лексического запаса, умения подобрать слова с противоположным значением. Развитие пространственных представлений. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Обучение приемам и методам релаксации.

Альбом «Развитие внимания»; пособие «Лабиринты»; бланки «Рисуем по точкам»;  аудиозапись с релаксационной музыкой.

12. Новый год

  • Упражнение «Соедини точки» (Ёлочка)
  • Упражнение «Найди две одинаковые снежинки», «Чем отличаются Снегурочки»
  • Заучивание стихотворения-поздравления.
  • Лабиринт «Помоги Деду Морозу добраться к детям»
  • Релаксационное упражнение

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений.  Развитие целенаправленного запоминания . Обучение приемам и методам релаксации.

Бланки «Рисуем по точкам»; альбом «Развиваем внимание»; пособие «Лабиринты»; аудиозапись с релаксационной музыкой.

13. Животные жарких стран

  • Работа по клеточкам
  • Классификация «Разложи картинки» (животные)
  • Лабиринт
  • Пальчиковая гимнастика «Слон»
  • Упражнение «Словесные нелепицы»
  • Игра «Самое непохожее»
  • Логические цепочки
  • Релаксационное упражнение

Развитие зрительно-моторной координации. Развитие логического мышления, умения классифицировать. Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций Развитие пространственных представлений. Развитие умения расслабляться, снимать накопившуюся усталость.

Тетради в крупную клетку; пособие «Лабиринты»; игра «Самое непохожее»; пособие «Лабиринты», пособие «Логические цепочки»; аудиозапись с релаксационной музыкой.

14. Семья. Дом

  • Беседа о семье (семья, домашний адрес)
  • Упражнение «Чем  отличаются домики»
  • Упражнение «Найди лишнее слово»
  • Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
  • Работа по клеточкам
  • Упражнение «Что изменилось?»
  • Логические цепочки
  • Релаксационное упражнение

Повышение уровня общей осведомлённости. Развитие зрительного внимания. Развитие слухового внимания. Развитие умения обобщать, сравнивать. Развитие зрительно-моторной координации.

Карточки «Найди отличия»; тетради в крупную клетку; пособие « Логические цепочки»; аудиозапись с релаксационной музыкой.

15. Инструменты

  • Игра «Когда это бывает»
  • Лабиринт
  • Упражнение «Что лишнее»
  • Упражнение «Сравни предметы»
  • Корректурная проба
  • Пальчиковая гимнастика «Молоточек»
  • Работа по клеточкам
  • Релаксационное упражнение

Развитие временных представлений. Развитие пространственных представлений. Развитие умения находить в предметах признаки сходства и различия.

Развитие произвольного внимания. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения расслабляться.

Пособие «Лабиринты»; бланки с корректурной пробой; тетради в крупную клетку; аудиозапись с релаксационной музыкой.

16. Морские, речные, аквариумные обитатели

  • Упражнение «Найди двух одинаковых рыбок»
  • Упражнение «Скажи наоборот»
  • Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
  • Работа по клеточкам
  • Классификация «Разложи картинки» (рыбы)
  • Упражнение «Самое непохожее»
  • Релаксационное упражнение

Развитие словарного запаса, умения подбирать слова с противоположным значением. Развитие произвольного внимания. Развитие мышления, умения классифицировать. Развитие умения расслабляться, снимать напряжение.

Альбом «Развитие внимания»; тетради в крупную клетку; пособие «Разложи картинки»; игра «Самое непохожее»; аудиозапись с релаксационной музыкой.

17. Комнатные растения

  • Упражнение «Найди одинаковые растения»
  • Графомоторное упражнение «Волшебные рисунки»
  • Классификация «Разложи картинки» (растения)
  • Пальчиковая гимнастика «Цветок»
  • Корректурная проба
  • Релаксационное упражнение

Развитие зрительного внимания. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие умения классифицировать, обобщать по заданному признаку. Развитие умения расслабляться, снимать напряжение.

Альбом «Развитие внимания», образцы-рисунки «Волшебные рисунки»; бланки с корректурной пробой; аудиозапись с релаксационной музыкой.

18. Транспорт

  • Упражнение «Найди две одинаковые машины»
  • Классификация «Разложи картинки» (транспорт)
  • Пальчиковая гимнастика «Вертолёты»
  • Упражнение «Подбери общее понятие»
  • Работа по клеточкам
  • Релаксационное упражнение

Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций. Развитие зрительно-моторной координации и пространственных представлений. Развитие умения регулировать своё эмоциональное состояние.

Альбом «Развитие внимания»; пособие «Разложи картинки»; тетради в крупную клетку; аудиозапись с релаксационной музыкой.

19. Мамин праздник

  • Заучивание стихотворения –поздравления
  • Упражнение «Найди одинаковые цветы»
  • Корректурная проба
  • Пальчиковая гимнастика
  • Работа по клеточкам
  • Упражнение «Найди чем похожи и чем отличаются»
  • Релаксационное упражнение

Развитие целенаправленного запоминания. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие концентрации, распределения произвольного внимания. Развитие умения выделять признаки сходства и различия у предметов. Развитие умения регулировать своё эмоциональное состояние.

Альбом «Развитие внимания»;  бланки с корректурной пробой; тетради в крупную клетку; аудиозапись с релаксационной музыкой.

20. Весна

  • Игра «Когда это бывает»
  • Упражнение «Что лишнее»
  • Упражнение «Нелепицы»
  • Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
  • Работа по клеточкам
  • Упражнение «Сложи фигуру»
  • Релаксационное упражнение

Развитие временных представлений. Развитие умения классифицировать, обобщать. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации. Развитие пространственных представлений. Развитие умения расслабляться, снимать напряжение.

Пособие «Что лишнее?»; карточки «Нелепицы»; тетради в крупную клетку; аудиозапись с релаксационной музыкой.

21. Перелетные птицы

  • Классификация «Разложи картинки»(птицы)
  • Работа по клеточкам
  • Пальчиковая гимнастика «Птицы»
  • Упражнение «Запомни и нарисуй»
  • Упражнение «Найди отличия»
  • Упражнение «Найди дорожку»(схематизации)
  • Релаксационное упражнение

Развитие зрительной памяти. Развитие зрительно-моторной координации и пространственных представлений. Развитие произвольной образной памяти. Развитие логического мышления. Развитие умения расслабляться. Снимать напряжение.

Пособие «Разложи картинки»; тетради в крупную клетку; альбом «Развиваем внимание»; пособие «Схематизации; аудиозапись с релаксационной музыкой.

22. Растения и животные весной

  • Классификация «Разложи картинки» (растения, животные)
  • Упражнения «Найди два одинаковых предмета»
  • Пальчиковая гимнастика«Птенчики в гнезде»
  • Работа по клеточкам
  • Упражнение «Найди дорожку»(схематизации)
  • Упражнение «Найди чем похожи и чем отличаются»
  • Релаксационное упражнение

Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций. Развитие внимания. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения выделять признаки сходства и различия у предметов. Развитие умения расслабляться, снимать напряжение.

Пособие «Разложи картинки»; альбом «Развиваем внимание»; тетради в крупную клетку; пособие «Схематизации»; аудиозапись с релаксационной музыкой.

23.Школа. Школьные принадлежности

  • Беседа «Что такое школа?»
  • Упражнение «Собери портфель»
  • Упражнение «Найди дорожку»(схематизации)
  • Упражнение «Зоркий глаз»
  • Пальчиковая гимнастика «Дружат наши дети»
  • Рисование «Каким я вижу себя в школе»
  • Релаксационное упражнение

Знакомство со школой, школьными атрибутами. Развитие мотивационной готовности к обучению в школе. Развитие интереса к школе. Формирование положительного образа школы Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, зрительно-моторной координации.

Пособие «Схематизации»; пособие «Развитие восприятия»; карандаши цветные; альбом; аудиозапись с релаксационной музыкой.

24.Школа. Школьные принадлежности

  • Упражнение «Зоркий глаз»
  • Упражнение «Самое-самое в школе»
  • Упражнение «Школьные правила» (пиктограммы)
  • Упражнение «Отыщи свой класс» (схематизации)
  • Упражнение «Мой учитель»
  • Релаксационное упражнение

Развитие мотивационной готовности к обучению в школе. Знакомство с правилами поведения в школе. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, зрительно-моторной координации.

Пособие «Развитие восприятия»; пиктограммы; пособие «Схематизации»; аудиозапись с релаксационной музыкой.

Список литературы

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию, письму. – М.:Гном. 2003.
  3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.:Знание, 1994.
  4. Гаврина С.Е., кутявина Н.Л. Развиваем руку – чтоб учиться писать и красиво рисовать.-Ярославль:Академия развития, 1997.
  5. Севостьянова Е.О. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2005.
  6. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей.-Ярославль:Академия развития,1998.
  7. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. .-Ярославль:Академия развития,1999.
  8. Черомошкина Л.В. Развитие внимания детей.-Ярославль:Академия развития,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...

Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"

Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями....

план-конспект выступления перед родителями подготовительной к школе группы о важности работы по развитию речи детей перед началом школьного обучения

Развитая речь у первоклассника - залог его  первых успехов в школе. И если с  письменными работами не все бывает гладко - и это допустимо, то к речи ученика в современной школе предъявляют в...

“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.

В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР  к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...

«Психологическая готовность детей к регулярному обучению в школе»

Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развитие познавательных процессов, закрепление полученных знаний на занятиях по подготовке к школе....