Комплекс артикуляционных упражнений, звуки "Ш", "Ж"
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Скорикова Алёна Алексеевна

Комплекс

артикуляционных упражнений

для подготовки язычка

к постановке «шипящих», звука «Ш, Ж»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_shzh.docx171.46 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс

артикуляционных упражнений

для подготовки язычка

к постановке «шипящих», звука «Ш, Ж»

Жук http://ds2483.msk.ru/pic/logoped27-15.jpg

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Ж.

Описание. Улыбнувшись, выдвигаем вперед язычок-чашечку (см. упражнение "Чашечка"), а теперь осторожно убираем язычок-чашечку за верхние зубки, слегка касаясь им бугорков - альвеол. Теперь остается только подуть, имитируя жужжание жука, и у нас получится звук близкий по акустическим признакам к звуку Ж.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения язычок держал форму чашечки и не упирался в альвеолы.

Шарик лопнул

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped27-14.jpg

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Ш.

Описание. Улыбнувшись, выдвигаем вперед язычок-чашечку (см. упражнение "Чашечка"), а теперь осторожно убираем язычок-чашечку за верхние зубки, слегка касаясь им бугорков - альвеол. Теперь остается только подуть, имитируя сдувающийся шарик, и у нас получится звук близкий по акустическим признакам к звуку Ш.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения язычок держал форму чашечки и не упирался в альвеолы.

Вкусное варенье

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped27-8.jpg

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Можно намазать губы вареньем или джемом

Гармошка

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped27-11.jpg

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

Грибокhttp://ds2483.msk.ru/pic/logoped27-10.jpg

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Чашечка

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped27-7.jpg

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Небольшой кусочек конфетки, шоколадки или что-то их заменяющее.

Описание. Улыбнувшись, приоткроем рот и выдвинем вперед язык. Боковые и передний края языка при этом подняты, но не касаются зубов. Когда это упражнение будет легко даваться малышу, в такую чашечку можно положить кусочек конфетки и попросить ребенка подержать язычок-чашечку под счёт до 10.

Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы.

Кто дальше загонит мяч?http://ds2483.msk.ru/pic/logoped27-5.jpg

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.

Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать, лёжа на полу, на животе, или сидя за столом.

Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу и не надувал щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка.

Чьи зубы чище? http://ds2483.msk.ru/pic/logoped26-1.jpg

Цель. Выработать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону

Накажем непослушный язык http://ds2483.msk.ru/pic/logoped27-2.jpg

Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.

Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом ротике под счет до 5-10.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Упражнения для глаз. Примерное планирование разучивания упражнений для глаз для детей старшего дошкольного возраста.

     Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные те...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...