Социализация детей с нарушениями слуха посредством игровых технологий
консультация по коррекционной педагогике

Так как до настоящего времени не разработаны специальные методики исследования уровня социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, воспользуемся последовательностью обследования социального развития ребёнка, предложенной Николаевой Т.В. (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва). Она предлагает выявление уровня социального развития проводить в процессе наблюдения за детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей с нарушениями слуха       посредством игровых технологий

Так как до настоящего времени не разработаны специальные методики исследования уровня социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, воспользуемся последовательностью обследования социального развития ребёнка, предложенной Николаевой Т.В. (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва). Она предлагает выявление уровня социального развития проводить в процессе наблюдения за детьми. В ходе наблюдения выясняется и фиксируется следующее:

∙        средства общения каждого ребёнка (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые средства общения);

∙        желание и умение ребёнка устанавливать контакт со взрослыми и детьми;

∙        особенности поведения и эмоционально-волевой сферы ребёнка;

∙        уровень сформированности у ребёнка навыков самообслуживания.

Зная, что в игровой деятельности дети проявляют себя более активно, раскрепощённо, полноценно, наиболее ярко отражая окружающую действительность, совершенно обосновано нами самостоятельно были выбраны для наблюдения игровые задания в определённой последовательности по направлениям работы:

∙        создание образа своего «Я»;

∙        общение ребёнка со сверстниками;

∙        общение ребёнка с взрослыми.

∙        интеграция младшего дошкольника в социально-бытовые условия.

Перечень диагностических заданий.

I. Создание образа своего «Я».

1.Рассматривание фотографии членов семьи:

*Д/и «Назови и покажи членов семьи».

Цель: выявить умение фиксировать внимание на своём лице, называть своё имя, выбирать из 3 табличек табличку со своим именем, табличку «мама» и табличку-«папа», желание и умение устанавливать контакт с взрослыми.

Материал: фотография членов семьи.

* Д/и «Составь целое».

Цель: выявить умение рассматривать свои части тела, ориентироваться на своем теле.

Материал: разрезные картинки.

* Д/и «Оденем куклу на прогулку».

Цель: выявить умение детей подбирать и соотносить вещи кукол.

Материал: кукла, кукольная одежда.

* Д/и «Водичка, водичка, умой мне личко».

Цель: определить уровень сформированности навыков самообслуживания, умение и желание устанавливать контакт со взрослыми и детьми, особенности поведения.

Материал: мыло, полотенце, тазик с водой.

* Д/и «Кто быстрее соберёт игрушки».

Цель: выявить умение проявлять самостоятельность и активность, особенности поведения во взаимоотношениях детей.

II. Общение ребёнка со сверстниками.

* Д/и «Узнай по фотографии».

Цель: выявить умение ребёнка соотносить внешность другого ребёнка с его фотографией, называть их имена, умение проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: фотографии детей данной группы.

* Этюд «Ангелина  плачет».

Цель: выявить умение определять эмоциональное состояние сверстников, оказывать утешительную помощь.

Материал: картинки с изображением различных эмоциональных состояний детей.

* Игра парами «Прокати мяч друг другу».

Цель: выявить характер взаимоотношений детей.

Материал: мяч.

* Д/и «Угадай, кто?».

Цель: выявить умение рассматривать друг друга, обращать внимание на внешний вид мальчиков и девочек, их одежду.

III. Общение ребёнка со взрослыми.

*. Д/и «Поздоровайся с тётей».

Цель: выявить умение подражать действиям взрослых, сопровождая речью, желание и умение устанавливать контакт с взрослыми.

* Этюд «Изобрази, как тётя моет посуду».

Цель: умение имитировать действия взрослых, их мимику, позы, жесты.

* Д/и «Изобрази, что ты видел на картинке».

Цель: умение фиксировать внимание на лице говорящего, движении органов артикуляции, понимать смысл картинки.

Материал: картинки с изображением людей, выполняющих различные действия.

IV. Интеграция в социально-бытовые условия.

Экскурсия на детскую площадку д/с №42 (дети с нормальным слухом).

Цель: понаблюдать за проявлением взаимоотношений детей в социуме: со слышащими детьми, со своими сверстниками, умение подражать их действиям

игровые технологии на развитие основ социализации.

№ п/п

Название блока

Название игры

Задачи

Материал

1.

Взаимодействие с взрослым.

1.Д/и «Маска»

- Познакомить детей с несловесными средствами общения. - Показать детям, что мимика и естественные жесты помогают выразить мысль, а иногда они способны заменить собою целые слова

Карточки с изображением различных эмоций: радости, грусти, удивления, страха, гнева.

2.Этюд «Оживи картинку».

- приучать детей пользоваться при общении разнообразными жестами (указательный, запрета, отрицания, привлечения внимания и др.), мимикой, позами.

Картинки с изображением ситуаций: «Пришла воспитательница в группу», «девочка кушает», «Мама расстроена», «Бабушка улыбается», «Папа указывает жестом - нельзя» и др.

3.Д/и «Рассматривание фотографий».

-развивать умение узнавать по внешнему виду знакомых людей; -умение подражать их мимике.

Фотографии родственников, педагогов, обслуживающего персонала.

4.С/р игра с куклой «Катя заболела».

-привлечь ребёнка к совместной с взрослым деятельности; - учить наблюдать за действиями взрослого человека, его взглядом, мимикой в конкретной ситуации;

Кукольная кровать, кукольное бельё, кукла, предметы - заместители: градусник, горчичники, лекарство и др.

5.Д/и «Привет».

- фиксировать внимание на лице говорящего, наблюдая за движением органов артикуляции; - выражать свои эмоции через устную звуковую речь.

Создание ситуации: тётя Оля пришла. Привет. Лина , скажи: «Привет».

6. Игра на участке детского сада «Понаблюдай как тётя чистит дорожки»

- побуждать детей подражать действиям взрослого, сопровождая это речью. - учить наблюдать за действиями взрослых на участке детского сада; - фиксировать внимание на их позах, мимике, жестах; - подражать языковой способности.

Создание ситуации: педагог чистит дорожки от снега на участке, улыбается. Объясняет свои действия: «Снег, лопата, убираю снег,. Хорошо!.

2.

Общение со сверстниками.

1.Д/и «Давай познакомимся!».

- фиксировать внимание на других детях; - познакомить их, называя имена в устной и письменной форме (глобальное чтение); - воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам.

Дети сидят в кругу. Воспитатель указательным жестом показывает на каждого ребёнка и произносит его имя. Показывает табличку с надписью. Предлагает детям произнести имя с помощью звуковой устной речи.

2. Д/и «Узнай по фотографии».

- развивать умение  соотносить внешность ребёнка с его фотографией, определять его эмоциональное настроение в данный момент; - показать как можно утешить, пожалеть другого ребёнка, привлекая к этому детей.

Создание ситуации: дети рассматривают фотографии. Внимание детей привлекается к эмоциональному состоянию детей «Ярик смеётся», «Аудра плачет», «Миша грустит».

3.Игра парами «Прокати машинку друг другу».

- привлекать детей к совместным играм; - формировать доброжелательное отношение друг к другу, ориентируясь на мнение педагога.

Дети сидят парами напротив друг друга. Им предлагается игрушка - машинка.  

4. С/р игра «Покорми куклу».

- формировать положительные взаимоотношения в процессе совместной игры; - поощрять детей при любых проявлениях звуковой устной речи.

Кукла, предметы - заместители, кукольная посуда.

5.Игры-поручения.

- привлекать внимание к другому ребёнку; - испытывать чувство радости от совместной со сверстниками деятельности.

Создание ситуации: Ангелине педагог предложил порисовать. Дала ей коробку с фломастерами, бумагу. Девочка рисует педагог: «Ангелина, тут фломастеры! Ай, как красиво! Фломастеры тут хорошо! А тут нет (показывает на Ярикаи др. детей). У Ярика нет! У Аудры нет! Ай-ай-ай! Что делать?

3

Создание образа своего «Я».

1.Игровое упражнение «Зеркало».

- формировать умение соотносить себя со своим именем, понимать свою половую принадлежность; - поощрять эмоциональные и звуковые проявления в свой адрес.

Зеркало. Создание ситуации: это кто? Мальчик, девочка? Как зовут мальчика, девочку? Аудра хорошая! Сёма хороший! Скажи: «Я хороший!»

2. С/р игра «Больница».

- фиксировать внимание ребёнка на его теле; - рассматривать вместе с ним его части тела и кукол; - подбирать и соотносить личные вещи и вещи кукол.

Предметы - заместители: градусник, горчичники, лекарства, бинт и др.;, майки, ботинки детей и кукол.

3.Д/и «Семейное дерево».

- при рассматривании фотографий учить называть себя по имени, определять свою половую принадлежность, называть членов семьи.

Картинка с изображением дерева, на нем приклеены фотографии членов семьи каждого ребёнка.

4. С/р игра «Покорми куклу» (повторная).

- развивать детскую самостоятельность и активность, акцентируя внимание на достижениях ребёнка.

Создание ситуации: кукла сидит за столом.

5. Д/и «Я ли не удалец, я ли не молодец».

- поддерживать инициативу ребёнка, одобрять его действия, связанные с конкретной ситуацией. - давать детям положительную оценку, выражая её в жестах, мимике с помощью глобального чтения.

Ребёнку предлагается выполнить задания: Кто быстрее оденет ботинки, кто быстрее соберёт игрушки, кто аккуратно и быстро поел.

4.

Интеграция в социально-  бытовые условия.

1. Экскурсия «Мы идём в гости» (в другую группу).

- познакомить детей с тем, что общество состоит из разных людей, непохожих друг на друга; - активизировать общение глухих детей с детьми, имеющими нарушения речи с помощью вербальной и невербальной жестовой речи.

Задания к детям: посмотреть, как другие дети играют. Дать поручения детям с нарушением речи: пригласить глухих детей поиграть вместе парами. Провести совместную подвижную игру «Гуси, гуси». Провести повторно игру «Прокатывание мяча друг другу», где дети  одной группы сидят в паре с детьми с с другой группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников....

Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Методическая разработка  «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»...

«Знакомство детей с Республикой Мордовией посредством игровых технологий

В настоящее время вопрос формирования у детей дошкольного возраста этнокультурной осведомленности является актуальным, так как  дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социаль...

Развивающая программа "Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха посредством нестандартного дидактического материала"

Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, на расширение возможностей познавательного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха.Основные направления в развити...

Опыт работы" Формирование речи у детей с нарушением слуха посредством использования здоровьесберегающих технологий"

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 22 «Улыбка» Старооскольского городского округа функционирует 13 групп, среди которых имеется разновозра...

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Повышение компетентности родителей по социализации детей с нарушением слуха через проектную деятельность

Я расскажу родителям и гостям семинара о социализации детей с нарушением слуха дошкольного возраста  через проектную деятельность...