Социализация детей с нарушениями слуха посредством игровых технологий
консультация по коррекционной педагогике
Так как до настоящего времени не разработаны специальные методики исследования уровня социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, воспользуемся последовательностью обследования социального развития ребёнка, предложенной Николаевой Т.В. (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва). Она предлагает выявление уровня социального развития проводить в процессе наблюдения за детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социализация детей с нарушениями слуха посредством игровых технологий
Так как до настоящего времени не разработаны специальные методики исследования уровня социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, воспользуемся последовательностью обследования социального развития ребёнка, предложенной Николаевой Т.В. (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва). Она предлагает выявление уровня социального развития проводить в процессе наблюдения за детьми. В ходе наблюдения выясняется и фиксируется следующее:
∙ средства общения каждого ребёнка (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые средства общения);
∙ желание и умение ребёнка устанавливать контакт со взрослыми и детьми;
∙ особенности поведения и эмоционально-волевой сферы ребёнка;
∙ уровень сформированности у ребёнка навыков самообслуживания.
Зная, что в игровой деятельности дети проявляют себя более активно, раскрепощённо, полноценно, наиболее ярко отражая окружающую действительность, совершенно обосновано нами самостоятельно были выбраны для наблюдения игровые задания в определённой последовательности по направлениям работы:
∙ создание образа своего «Я»;
∙ общение ребёнка со сверстниками;
∙ общение ребёнка с взрослыми.
∙ интеграция младшего дошкольника в социально-бытовые условия.
Перечень диагностических заданий.
I. Создание образа своего «Я».
1.Рассматривание фотографии членов семьи:
*Д/и «Назови и покажи членов семьи».
Цель: выявить умение фиксировать внимание на своём лице, называть своё имя, выбирать из 3 табличек табличку со своим именем, табличку «мама» и табличку-«папа», желание и умение устанавливать контакт с взрослыми.
Материал: фотография членов семьи.
* Д/и «Составь целое».
Цель: выявить умение рассматривать свои части тела, ориентироваться на своем теле.
Материал: разрезные картинки.
* Д/и «Оденем куклу на прогулку».
Цель: выявить умение детей подбирать и соотносить вещи кукол.
Материал: кукла, кукольная одежда.
* Д/и «Водичка, водичка, умой мне личко».
Цель: определить уровень сформированности навыков самообслуживания, умение и желание устанавливать контакт со взрослыми и детьми, особенности поведения.
Материал: мыло, полотенце, тазик с водой.
* Д/и «Кто быстрее соберёт игрушки».
Цель: выявить умение проявлять самостоятельность и активность, особенности поведения во взаимоотношениях детей.
II. Общение ребёнка со сверстниками.
* Д/и «Узнай по фотографии».
Цель: выявить умение ребёнка соотносить внешность другого ребёнка с его фотографией, называть их имена, умение проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.
Материал: фотографии детей данной группы.
* Этюд «Ангелина плачет».
Цель: выявить умение определять эмоциональное состояние сверстников, оказывать утешительную помощь.
Материал: картинки с изображением различных эмоциональных состояний детей.
* Игра парами «Прокати мяч друг другу».
Цель: выявить характер взаимоотношений детей.
Материал: мяч.
* Д/и «Угадай, кто?».
Цель: выявить умение рассматривать друг друга, обращать внимание на внешний вид мальчиков и девочек, их одежду.
III. Общение ребёнка со взрослыми.
*. Д/и «Поздоровайся с тётей».
Цель: выявить умение подражать действиям взрослых, сопровождая речью, желание и умение устанавливать контакт с взрослыми.
* Этюд «Изобрази, как тётя моет посуду».
Цель: умение имитировать действия взрослых, их мимику, позы, жесты.
* Д/и «Изобрази, что ты видел на картинке».
Цель: умение фиксировать внимание на лице говорящего, движении органов артикуляции, понимать смысл картинки.
Материал: картинки с изображением людей, выполняющих различные действия.
IV. Интеграция в социально-бытовые условия.
Экскурсия на детскую площадку д/с №42 (дети с нормальным слухом).
Цель: понаблюдать за проявлением взаимоотношений детей в социуме: со слышащими детьми, со своими сверстниками, умение подражать их действиям
игровые технологии на развитие основ социализации.
№ п/п | Название блока | Название игры | Задачи | Материал |
1. | Взаимодействие с взрослым. | 1.Д/и «Маска» | - Познакомить детей с несловесными средствами общения. - Показать детям, что мимика и естественные жесты помогают выразить мысль, а иногда они способны заменить собою целые слова | Карточки с изображением различных эмоций: радости, грусти, удивления, страха, гнева. |
2.Этюд «Оживи картинку». | - приучать детей пользоваться при общении разнообразными жестами (указательный, запрета, отрицания, привлечения внимания и др.), мимикой, позами. | Картинки с изображением ситуаций: «Пришла воспитательница в группу», «девочка кушает», «Мама расстроена», «Бабушка улыбается», «Папа указывает жестом - нельзя» и др. | ||
3.Д/и «Рассматривание фотографий». | -развивать умение узнавать по внешнему виду знакомых людей; -умение подражать их мимике. | Фотографии родственников, педагогов, обслуживающего персонала. | ||
4.С/р игра с куклой «Катя заболела». | -привлечь ребёнка к совместной с взрослым деятельности; - учить наблюдать за действиями взрослого человека, его взглядом, мимикой в конкретной ситуации; | Кукольная кровать, кукольное бельё, кукла, предметы - заместители: градусник, горчичники, лекарство и др. | ||
5.Д/и «Привет». | - фиксировать внимание на лице говорящего, наблюдая за движением органов артикуляции; - выражать свои эмоции через устную звуковую речь. | Создание ситуации: тётя Оля пришла. Привет. Лина , скажи: «Привет». | ||
6. Игра на участке детского сада «Понаблюдай как тётя чистит дорожки» | - побуждать детей подражать действиям взрослого, сопровождая это речью. - учить наблюдать за действиями взрослых на участке детского сада; - фиксировать внимание на их позах, мимике, жестах; - подражать языковой способности. | Создание ситуации: педагог чистит дорожки от снега на участке, улыбается. Объясняет свои действия: «Снег, лопата, убираю снег,. Хорошо!. | ||
2. | Общение со сверстниками. | 1.Д/и «Давай познакомимся!». | - фиксировать внимание на других детях; - познакомить их, называя имена в устной и письменной форме (глобальное чтение); - воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам. | Дети сидят в кругу. Воспитатель указательным жестом показывает на каждого ребёнка и произносит его имя. Показывает табличку с надписью. Предлагает детям произнести имя с помощью звуковой устной речи. |
2. Д/и «Узнай по фотографии». | - развивать умение соотносить внешность ребёнка с его фотографией, определять его эмоциональное настроение в данный момент; - показать как можно утешить, пожалеть другого ребёнка, привлекая к этому детей. | Создание ситуации: дети рассматривают фотографии. Внимание детей привлекается к эмоциональному состоянию детей «Ярик смеётся», «Аудра плачет», «Миша грустит». | ||
3.Игра парами «Прокати машинку друг другу». | - привлекать детей к совместным играм; - формировать доброжелательное отношение друг к другу, ориентируясь на мнение педагога. | Дети сидят парами напротив друг друга. Им предлагается игрушка - машинка. | ||
4. С/р игра «Покорми куклу». | - формировать положительные взаимоотношения в процессе совместной игры; - поощрять детей при любых проявлениях звуковой устной речи. | Кукла, предметы - заместители, кукольная посуда. | ||
5.Игры-поручения. | - привлекать внимание к другому ребёнку; - испытывать чувство радости от совместной со сверстниками деятельности. | Создание ситуации: Ангелине педагог предложил порисовать. Дала ей коробку с фломастерами, бумагу. Девочка рисует педагог: «Ангелина, тут фломастеры! Ай, как красиво! Фломастеры тут хорошо! А тут нет (показывает на Ярикаи др. детей). У Ярика нет! У Аудры нет! Ай-ай-ай! Что делать? | ||
3 | Создание образа своего «Я». | 1.Игровое упражнение «Зеркало». | - формировать умение соотносить себя со своим именем, понимать свою половую принадлежность; - поощрять эмоциональные и звуковые проявления в свой адрес. | Зеркало. Создание ситуации: это кто? Мальчик, девочка? Как зовут мальчика, девочку? Аудра хорошая! Сёма хороший! Скажи: «Я хороший!» |
2. С/р игра «Больница». | - фиксировать внимание ребёнка на его теле; - рассматривать вместе с ним его части тела и кукол; - подбирать и соотносить личные вещи и вещи кукол. | Предметы - заместители: градусник, горчичники, лекарства, бинт и др.;, майки, ботинки детей и кукол. | ||
3.Д/и «Семейное дерево». | - при рассматривании фотографий учить называть себя по имени, определять свою половую принадлежность, называть членов семьи. | Картинка с изображением дерева, на нем приклеены фотографии членов семьи каждого ребёнка. | ||
4. С/р игра «Покорми куклу» (повторная). | - развивать детскую самостоятельность и активность, акцентируя внимание на достижениях ребёнка. | Создание ситуации: кукла сидит за столом. | ||
5. Д/и «Я ли не удалец, я ли не молодец». | - поддерживать инициативу ребёнка, одобрять его действия, связанные с конкретной ситуацией. - давать детям положительную оценку, выражая её в жестах, мимике с помощью глобального чтения. | Ребёнку предлагается выполнить задания: Кто быстрее оденет ботинки, кто быстрее соберёт игрушки, кто аккуратно и быстро поел. | ||
4. | Интеграция в социально- бытовые условия. | 1. Экскурсия «Мы идём в гости» (в другую группу). | - познакомить детей с тем, что общество состоит из разных людей, непохожих друг на друга; - активизировать общение глухих детей с детьми, имеющими нарушения речи с помощью вербальной и невербальной жестовой речи. | Задания к детям: посмотреть, как другие дети играют. Дать поручения детям с нарушением речи: пригласить глухих детей поиграть вместе парами. Провести совместную подвижную игру «Гуси, гуси». Провести повторно игру «Прокатывание мяча друг другу», где дети одной группы сидят в паре с детьми с с другой группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников....
Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»...
«Знакомство детей с Республикой Мордовией посредством игровых технологий
В настоящее время вопрос формирования у детей дошкольного возраста этнокультурной осведомленности является актуальным, так как дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социаль...
Развивающая программа "Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха посредством нестандартного дидактического материала"
Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, на расширение возможностей познавательного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха.Основные направления в развити...
Опыт работы" Формирование речи у детей с нарушением слуха посредством использования здоровьесберегающих технологий"
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 22 «Улыбка» Старооскольского городского округа функционирует 13 групп, среди которых имеется разновозра...
Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Повышение компетентности родителей по социализации детей с нарушением слуха через проектную деятельность
Я расскажу родителям и гостям семинара о социализации детей с нарушением слуха дошкольного возраста через проектную деятельность...