МЕТОД «МАСКОТЕРАПИЯ»
статья по коррекционной педагогике

Данилова Ольга Сергеевна

Известно, что направление арт-терапии (в сферу которой традиционно включается и маскотерапия в том числе) начало активно развиваться ещё с подачи великого Галена (врач в древнем Риме), рекомендовавшего жаждущим исцеления пациентам прибегать к художественному творчеству. Впоследствии, уже в XX веке арт-терапию стали успешно применять в своей профессиональной деятельности врач Адриан Хилл и психолог Карл Густав Юнг. Именно они заронили в плодородную почву арт-терапии зерно идеи, гласящей: "В любом скульптурном материале творящий ищет своё собственное лицо…"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maskoterapiya_1.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД «МАСКОТЕРАПИЯ»

Известно, что направление арт-терапии (в сферу которой традиционно включается и маскотерапия в том числе) начало активно развиваться ещё с подачи великого Галена (врач в древнем Риме), рекомендовавшего жаждущим исцеления пациентам прибегать к художественному творчеству. Впоследствии, уже в XX веке арт-терапию стали успешно применять в своей профессиональной деятельности врач Адриан Хилл и психолог Карл Густав Юнг. Именно они заронили в плодородную почву арт-терапии зерно идеи, гласящей: "В любом скульптурном материале творящий ищет своё собственное лицо…"

Сам же метод маскотерапии считается относительно молодым: создан он был около 20 лет назад психиатром Гагиком Назлояном, в настоящее время возглавляющим московский институт маскотерапии. Примечательно, что если ранее маскотерапия применялась в основном в целях лечения тяжёлых психотических состояний, то ныне, благодаря ученику Назлояна Сергею Кравченко, данный метод успешно используется для индивидуальной и групповой психодиагностики и психотерапии.

Определение понятия. Французское слово «masque» – личина, обличие. В мифологии маска – это второе лицо, чужое лицо, фальшивое лицо.

Почему же человек надевает маски? Маска есть форма прямого отгораживания от внешнего мира, средство сокрытия своего истинного «Я». Маска, как вещь, обладает некоей плотностью, благодаря которой она закрывает лицо. «Маска», как образ, «защищает» человека от неприятных оценок других, «уводит» от неугодных ему отношений. Надевая маски, индивидуум оказывается в виртуальном пространстве чувствования самого себя! Маска становится границей между данным человеку телом (то, что внутри маски) и тем, что находится вне его, то, что наблюдаемо, не его.

Маска обладает телесными и психологическими качествами, разграничивая своим присутствием мир на две части: мир для себя и мир для других. То, что непосредственно соприкасается с телом либо ощущается им, является миром для себя. Все то, что находится за его пределами, есть лишь образ, который возникает в сознании. И этот мир не принадлежит субъекту, он только его созерцает.

В то же время для других человек в маске предстает как субъект иной реальности, в которую невозможно заглянуть и можно лишь догадываться о ее содержании.

Индивидуум выбирает те маски, которые созвучны его душе. Маски одновременно расширяют и суживают границы его психического и телесного существования. В маске человек свободен от рационального контроля за выражением своего лица. Надев маску, он принадлежит исключительно самому себе и маске. Защищая его, маска позволяет ему сосредоточиться на внутреннем бытии. Но она же и «поглощает» индивидуальность, навязывает индивидууму форму поведения, чувствования и мышления.

Таким образом, надевая вещественную маску, он снимает социальную «маску». Именно в этом и заключается терапевтический эффект работы в техниках маскотерапии. Ограничивая формы контакта с внешним миром, индивидуум «взращивает» в себе новые качества души, находит естественные для своего психического состояния средства самовыражения.

Данный метод опирается на структуру личности Карла Юнга, который выделял следующие пласты психики:

1) животный
2) общечеловеческий
3) родовой
4) семейный
5) индивидуальный

На каждом из этапов могут быть выявлены психические отклонения, которые устраняются по мере продвижения человека по всем пластам психики.

Маскотерапия является одним из наиболее эффективных методов психотерапии, психореабилитации и самопознания. Она широко используется психологами и психотерапевтами в работе со взрослыми людьми и помогает человеку вновь обрести своё истинное лицо, вернуть правильное осознание себя, своего места в жизни, а так же, наладить гармоничные взаимоотношения с другими людьми.

Кроме того, этот психотерапевтический метод можно использовать и с детьми, при условии правильного подхода и адаптированности данного метода к детскому возрасту, с учетом всех возрастных особенностей детской психики.

Данный метод позволяет снять психологическое напряжение у детей, понижает тревожность и агрессию, способствует развитию стрессоустойчивости, формирует благоприятную психологическую атмосферу в группе и доброжелательное отношение детей друг к другу, препятствует появлению у учащихся дидактогении - негативному психическому состоянию, вызванному нарушением педагогического такта со стороны учителя.

Так же, использование масок на специальных занятиях повышает уровень учебной мотивации у детей, что приводит к положительным изменениям в успеваемости, заинтересованности учебной деятельностью и эффективному развитию познавательных процессов, таких, как память, мышление, внимание и воображение.

Маскотерапия используется:

  • для работы со страхами и их проживания в арт-образах.
  • Как форму переносного объекта с целью рефлЕксии состояний фрустрации.
  • Как форму творческой проекции с целью проработки переноса.
  • При коррекции деструктивных форм реагирования, получения символического права на реагирования.
  • С целью поиска решений в сложных ситуациях, проведения внутреннего диалога с маской.
  • Для воплощения персональной мифологической идеи сознания, требующей реального проявления с целью снижения внутреннего напряжения клиента.
  • Для создания отражательной формы внутреннего Я клиента.
  • Формирования символических механизмов защиты при психологической потребности защититься.
  • С целью преображения истинного облика, символическое права быть другим.
  • Создания маски даст возможность проявить реакции на определенные жизненные условия, ситуации и отреагировать их в безопасной форме самопроявления персоны

Способы изготовления масок:

  • рисование на бумаге, картоне, пластике;
  • использование готовых масок;
  • изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр.

Посмотрите, какие могут быть варианты заданий для масок (выбираем, в зависимости от поставленных задач):

«Я себя таким вижу».

«Я себя такого не знаю».

«Я себя такого боюсь».

«Моя любимая маска».

«Я не хочу, чтобы меня таким видели».

«Я хочу, чтобы вы меня таким видели».

«Такого меня никто не знает» и т.п.

Кроме того, можно делать маски, направленные на получение ресурса: маску силы, маску уверенного человека, маску свободного и другие.

Маска может быть аккумулятором энергии сотен людей, например, передавая, героический опыт.

Так можно приобщаться к этим энергиям, раскрывая в себе скрытый потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей с ОВЗ с элементами маскотерапии (маска медведя)

Занятие направлено на формирование умения у детей передавать эмоциональное состояние посредством изготовления маски. В занятие входят коррекционные игры и упражнения. В конце занятия дети изготавливаю...

Тренинг "Маскотерапия"

Мастер-класс для родителей...

Тренинг " Маскотерапия"

мастер-класс для родителей...

Игры с использованием метода "Маскотерапия"

Игра "Угадай"Цель: Закрепить знания о животных, их жизнедеятельности в природных условиях.Ход игры: Дети по очереди одевают маски, а остальные угадывают, какое животное изображает ребенок. М...

Маскотерапия

quot;Маскотерапия" в работе с детьми с ОВЗ средняя группа...