КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Создание единого образовательного пространства ДОУ, как средство развития познавательной активности дошкольников».
консультация
Единое образовательное пространство ДОУ – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov._poznavat_razv.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» г.Бабушкин муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Создание единого образовательного пространства ДОУ, как средство развития познавательной
активности дошкольников».
Подготовила и провела:
Воспитатель 1 категории
Дьяченко Марина Яновна
г.Бабушкин 2021г.
Единое образовательное пространство ДОУ – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства...
Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира.
Познавательная активность – это познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.
Формирования познавательной активности одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике.
С ведением ФГОС дошкольного образования, образовательный процесс дошкольника необходимо строить по - новому. Ребенок должен быть активным, любознательным, интересоваться новым, неизвестным об окружающем мире, задавать вопросы взрослому, искать на них ответы, экспериментировать. Принимать участие в образовательном процессе. Это все зависит от уровня сформированности познавательной активности.
Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Но чтобы успешно перейти на новый этап в дошкольном образовании очень важно перестроить и педагогический коллектив. Ведь сейчас в ДОУ воспитатель не должен просто давать знания «на блюдечке». Надо вместе с детьми поискать знания, порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу . Такая совместная деятельность – это
дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и
самодостаточности. А с введением Стандарта педагога повысились требования к его профессиональным качествам. Поэтому повышения квалификации, обучение, саморазвитие является неотъемлемой частью современного педагога.
Достичь отличного качества образования наших воспитанников, полностью угодить запросам родителей и интересам детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи. Эта формулировка в полной мере справедлива для познавательного развития детей дошкольного возраста. Качественное познавательное развитие дошкольников возможно только при соответствующем отношении родителей к познанию, к познавательной активности ребенка.
Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не
доросли, чтобы спорить, «ты еще маленький». Пора забыть об этой тенденции. Учите родителей общаться с детьми на уровне личности, пусть дети высказывают свое мнение, сомневаются и ищут ответ.
Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность остаются на низком уровне. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно - ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольной образовательной организации. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь различный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также выражены и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Родители (законные представители) должны осуществлять содействие в разработке части образовательной Программы Организации, образовываемый участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, увлечений и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Организация взаимодействия ДОО и семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста предполагает реализацию следующих педагогических условий:
1.Повышение педагогической культуры родителей по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста;
2.Использование методов и форм организации познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада;
3. Организация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах создания предметно-развивающей среды в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.
Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствовать:
- единство задач и содержания воспитательной работы в детском саду и дома; - обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;
- планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;
- преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста, формирование у родителей практических умений;
- наличие в ДОО нормативно-правовых документов по работе с семьей,
подбор материалов в методическом кабинете ДОО в помощь− педагогам;
- участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Реализация новой модели сотрудничества детского сада и семьи формирует у родителей - навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.
Сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...
Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».
В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....
Семинар " Создание необходимых условий для единого образовательного пространства в МБДОУ по речевому развитию дошкольников".
Цель речевого уголка : развитие речевых способностей детей....
Консультация "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ."
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ....
Статья "Применение ИКТ в образовательном пространстве, как одно из средств развития связной речи у дошкольников"
В статье говорится о роли ИКТ в образовательном пространстве. Применение ИКТ позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятель...
«Создание единого образовательного пространства ДОУ в области физического развития»
Развитие детей и укрепление их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики.Цель моей педагогической деятельности с дет...
Консультация для родителей и педагогов "Народная игрушка - забава как средство развития речи дошкольника"
Игрушка сопровождает малыша с самого детства. Для того, чтобы развитие ребенка было полноценным, игрушку нужно подбирать правильно. Одной из игрушек, которая несет в себе множество полезных функций яв...