КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Создание единого образовательного пространства ДОУ, как средство развития познавательной активности дошкольников».
консультация

Дьяченко Марина Яновна

Единое образовательное пространство  ДОУ  – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov._poznavat_razv.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г.Бабушкин  муниципального образования  «Кабанский район» Республики Бурятия

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Создание         единого образовательного        пространства ДОУ, как         средство развития познавательной

 активности дошкольников».

      Подготовила и провела:                                                                                                                                              

Воспитатель 1 категории

 Дьяченко Марина Яновна

                                               г.Бабушкин 2021г.

Единое образовательное пространство  ДОУ  – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства...

Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. 

Познавательная активность – это познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.

Формирования познавательной активности одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике.

С ведением ФГОС дошкольного образования, образовательный процесс дошкольника необходимо строить по - новому. Ребенок должен быть активным, любознательным, интересоваться новым, неизвестным об окружающем мире, задавать вопросы взрослому, искать на них ответы, экспериментировать. Принимать участие в образовательном процессе. Это все зависит от уровня сформированности познавательной активности.

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Но чтобы успешно перейти на новый этап в дошкольном образовании очень важно перестроить и педагогический коллектив. Ведь сейчас в ДОУ  воспитатель не должен  просто давать знания «на блюдечке».  Надо вместе с детьми поискать знания,  порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу . Такая совместная деятельность – это

дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и

самодостаточности.  А с введением Стандарта педагога повысились  требования к его профессиональным качествам. Поэтому повышения квалификации, обучение, саморазвитие является неотъемлемой частью современного педагога.

Достичь отличного качества образования наших воспитанников, полностью угодить запросам родителей и интересам детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи. Эта формулировка в полной мере справедлива для познавательного развития детей дошкольного возраста.  Качественное познавательное развитие дошкольников возможно только при соответствующем отношении родителей к познанию, к познавательной активности ребенка.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не

доросли, чтобы спорить, «ты еще маленький». Пора забыть об этой тенденции. Учите родителей общаться с детьми на уровне личности, пусть дети  высказывают свое мнение, сомневаются и ищут ответ.

Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность остаются на низком уровне. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно - ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.                                                                  Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольной образовательной организации. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь различный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи.                                                Также выражены и требования по взаимодействию организации работы с родителями.   Родители (законные представители) должны осуществлять содействие в разработке части образовательной Программы Организации, образовываемый участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, увлечений и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Организация взаимодействия  ДОО и семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста предполагает реализацию следующих педагогических условий:

1.Повышение  педагогической культуры родителей по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста;

2.Использование  методов и форм организации познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада;

3. Организация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах создания предметно-развивающей среды в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.

 Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствовать:

- единство задач и содержания воспитательной работы в детском  саду и дома;                                                                                                                                           - обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к  работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;  

- планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;  

- преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста,  формирование  у родителей практических умений;

-  наличие в ДОО нормативно-правовых документов по работе с  семьей,  

подбор материалов в методическом кабинете ДОО в помощь педагогам;

-  участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.  

Реализация новой модели сотрудничества детского сада и семьи формирует у родителей - навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, у педагогов  преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

Консультация "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ."

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ....

Статья "Применение ИКТ в образовательном пространстве, как одно из средств развития связной речи у дошкольников"

В статье говорится о роли ИКТ в образовательном пространстве. Применение ИКТ позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятель...

«Создание единого образовательного пространства ДОУ в области физического развития»

Развитие детей и укрепление их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики.Цель моей педагогической деятельности с дет...

Консультация для родителей и педагогов "Народная игрушка - забава как средство развития речи дошкольника"

Игрушка сопровождает малыша с самого детства. Для того, чтобы развитие ребенка было полноценным, игрушку нужно подбирать правильно. Одной из игрушек, которая несет в себе множество полезных функций яв...