Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
картотека по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Составила
Учитель – дефектолог
ГБОУ ООШ № 18
С/П «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
Г. Новокуйбышевска
Кишова Виктория Вячеславовна
I. Игры и упражнение на развитие сенсорных представлений
Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе»
Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.
Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.
Ход игры: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.
Материал: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой- на столе.
Ход игры: педагог заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал педагог и называет её.
Дидактическая игра «Узнай друга»
Цель: развивать тактильные ощущения, слуховое внимание, память.
Ход игры: одной половине детей завязывают глаза и дают возможность походить. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук. Затем дети меняются местами.
Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Цель: развивать у детей слух, внимание, учить узнавать по голосу сверстника.
Ход игры: дети сидят полукругом. На некотором расстоянии спиной к ним сидит ребёнок. Один из сидящих детей зовёт, и ребёнок должен найти того, кто его позвал. Если задача решена правильно, другие дети хлопают в ладоши.
Дидактическая игра «Назови форму предмета»
Цель: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.
Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая-квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.
Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета
Дидактическая игра «Кто больше запомнит».
Цель: закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.
Ход игры: в игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет
Дидактическая игра «Раз, два, три- назови»
Цель: закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве
Ход игры: дети шагают по кругу под счет раз, два, три. Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три-форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.
Дидактическая игра «Разложи как я скажу»
Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.
Материал: геометрические фигуры
Ход игры: перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их названия. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция и т.д.)
Дидактическая игра «Длинное - короткое»
Цель: закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку (длине), пользуясь приемом наложения; обозначать результат сравнения словами: «длинный» - «короткий».
Материал: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Ход игры: в гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей помочь им выбрать нужные пояски. Воспитатель говорит: «Ребята, давайте поможем Мише и кукле Кати. Посмотрите, какие пояски у меня есть!». Показывает пояски детям (атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров). Затем педагог подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Педагог объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины длина. Затем воспитатель предлагает детям взять нужные пояски (длинный – для мишки, короткий – для куклы Кати) и завязать их. Миша и кукла Катя очень рады, они благодарят детей, что помогли им стать нарядными и уходят в гости.
Дидактическая игра «Осенние листочки»
Цель: учить собирать целое из частей; закрепить знания о цвете, величине; развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику; развивать мелкую моторику рук; развивать речь.
Материал: из цветного картона (зеленого, желтого, красного, оранжевого) вырезать кленовые листочки размером (большой - маленький), по паре. Каждый листочек разрезать пополам, одну пару оставить неразрезанной для образца.
Вариант 1. «Собери листочки»
Цель: развивать у детей конструктивные навыки; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать зрительное внимание, мышление, творческое воображение.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания, что листочки разного цвета и величины.
- «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём».
Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.
Вариант 2. «У кого такой листок?»
Цель: различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать речь, обогащать словарь.
Ход игры: взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный, маленький зеленый и т.д.)
Следующие варианты игры с собранными листочками.
Вариант 3. «Большие и маленькие листочки»
Цель: закрепить знание величины, закрепить понятия: большой – маленький.
Ход игры: взрослый кладет на стол два листочка и предлагает ребёнку, около большого листочка положить большие листочки, около маленького листочка – маленькие.
Вариант 4. «Покажи листочек»
Цель: закрепить умение детей различать и называть цвета, размер; закрепить понятия «большой», «маленький».
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку найти листочек с определенным цветом и размером.
- «Покажи большой красный листочек».
- «Покажи маленький зелёный листочек» и т.д.
Вариант 5. «Назови листочек»
Цель: закреплять умение детей различать и называть цвета (зеленый, желтый, красный, оранжевый) и величину (большой и маленький), развивать речь.
Ход игры: взрослый показывает на листочек, а ребенок называет какого он цвета и величины.
Подвижная игра «1, 2, 3, листочек собери!»
Цель: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развивать мышление, закреплять знания о цвете и величине, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Ход игры: взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок. Дети ходят по площадке. По сигналу разбегаются и бегают в любом направлении. На сигнал «1, 2, 3 листочек собери» встают парами. (Используется музыкальное сопровождение).
Дидактическая игра «Веселые матрешки»
Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной высоты, располагать их в определенной последовательности – в порядке нарастания величины; использовать в активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов (самая высокая, высокая, пониже, еще ниже, самая маленькая); сравнивать предметы; обозначать результат сравнения по высоте «одинаковые».
Материал: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
Ход игры: Игра проводится с группой детей (4 человека). По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я – Маша, а я - Глаша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая, какая высокая, какая пониже, какая еще ниже и какая самая маленькая? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Педагог просит сравнить пары матрешек. Затем спрашивает: «одна матрешка высокая и другая высокая, значит они какие по высоте?» (Одинаковые). Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят их вернуться. Матрешки появляются, дети ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе педагога каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.
Дидактическая игра «Сломанная лестница»
Цель: закреплять умение замечать нарушения в равномерности нарастания величин, развивать глазомер.
Материал: 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1x15. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Ход игры: на фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
Дидактическая игра «Сложи дощечки»
Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной ширины, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.
Материал: 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.
Ход игры: участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Один набор находится на одном столе, другой набор на втором столе. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола (за разными столами). Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна - по убывающей ширине, другая - по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к набору с дощечками и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
Дидактическая игра «Палочки в ряд»
Цель: закреплять умение находить предметы длиннее, строить последовательный ряд по величине, развивать глазомер.
Материал: палочки разной длины. Можно вырезать тонкие полоски из картона разной длины.
Ход игры: педагог раздает детям материал и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет педагог.
Дидактическая игра «Перепрыгни через ручеек»
Цель: закрепить представление детей о ширине: широкий, по уже, еще ужу, самый узкий.
Материал: две одинаковые по длине веревки или скакалки.
Ход игры: дети выстраиваются в колонну друг за другом. Педагог делает из двух веревок (скакалок) ручеек. Сначала он кладет веревки (скакалки) параллельно друг другу на большом расстоянии – широкий ручеек. Говорит детям: «Посмотрите, ребята, какой широкий ручеек. Кто сможет перепрыгнуть через него?» Дети друг за другом перепрыгивают ручеек. После того, как все дети перепрыгнули, педагог делает ручеек поуже. Говорит, что теперь наш ручеек стал по уже. Дети снова перепрыгивают друг за другом через ручеек. Игра продолжается – педагог делает ручеек еще уже, обращая внимание детей на ширину. Дети снова перепрыгивают через ручеек. В конце педагог делает самый узкий ручеек, обращает внимание на ширину. Дети перепрыгивают через него.
Усложнение Ручейки, которые «еще уже» и «самый узкий» можно попробовать перепрыгнуть на одной ноге.
Дидактическая игра «Арка»
Цель: закрепить представление детей о высоте: высокая, пониже, еще ниже, самая низкая.
Материал: веревка или скакалка.
Ход игры: педагог выбирает себе из детей одного помощника (в этой игре также может помогать няня). Педагог и ребенок – помощник встают напротив друг друга на расстоянии и держат в руках веревку (скакалку) – это арка. Остальные дети выстраиваются в колонну друг за другом. Сначала педагог и ребенок – помощник делают высокую арку (на уровне вытянутой руки ребенка). Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, какая у нас высокая арка. Пройдите под ней!». Дети проходят под аркой. Игра продолжается – каждый раз педагог и ребенок – помощник меняют высоту арки: пониже, еще ниже, самая низкая. Педагог обращает внимание детей на высоту. Ребенок должен пройти под аркой, не задев веревку головой. Дети проходят друг за другом.
II.Игры и упражнение на развитие и закрепление количественных представлений
Дидактическая игра «Постройся по порядку»
Цель: упражнять в порядковом счете. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду
Материал: карточки с цифрами от 0 до 10.
Ход игры: в игре участвуют до 10 детей. На стопе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Заучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку. Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог:
- Первым выйдет ребенок с цифрой 7.
- Рядом с ним встанут соседи цифры 7.
- Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое место.
- Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.
- Назовите цифры по порядку. И т.д.
(В игре может принимать участие большее количество детей, в этом случае потребуется второй комплект цифр. Играют две команды)
Дидактическая игра «Кто знает - пусть дальше считает»
Цель: упражнять в прямом, обратном счете, счете от заданного числа до заданного. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду
Материал: мяч
Ход игры: дети стоят в кругу. Педагог стоит в центре круга. Педагог начинает считать, затем он бросает мяч какому-либо ребенку. Ребенок, поймав мяч, продолжает считать дальше, пока педагог не скажет «стоп», ребенок кидает мяч другому ребенку, а он продолжает счет. Игра проводится в быстром темпе.
II вариант игры: педагог стоит в центре круга. Педагог бросает мяч какому-либо ребенку и называет число. Ребенок, поймав мяч, называет число большее (меньшее) на 1 (на 2) и передает мяч другому ребенку.
Дидактическая игра «Сколько жильцов в квартире»
Цель: упражнять в прямом счете. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Упражнять в соотнесении числа и количества.
Материал: обручи, цифры
Ход игры: на полу лежат несколько обручей, в каждом из них цифра. Дети бегают по комнате. По сигналу педагога они бегут к обручу – «квартире». Цифра в обруче показывает сколько «жильцов» живет в квартире. Педагог обращается к детям и спрашивает сколько детей живет в квартире и почему их столько? Если квартира не полностью заселена, необходимо спросить у детей, сколько жильцов не въехало в эту квартиру? Игра продолжается, меняются цифры в обручах.
Дидактическая игра «Покажи соседей»
Цель: развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Закреплять понятие «соседи числа».
Материал: наборы цифр от 1 до 10 (на каждую пару детей)
Ход игры: дети играют парами. Педагог предлагает им разложить на столе цифры в любом порядке. С помощью считалки выбирают ведущего в каждой паре:
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Ведущий указывает на одну из цифр, а его партнер находит «соседей» этого числа. Затем дети меняются ролями.
Усложнение: ведущий указывает на две цифры, а его партнер называет их «соседей»
Дидактическая игра «Льдинка в кругу»
Цель: упражнять в прямом счете. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Материал: наборы цифр от 1 до 10, мел.
Ход игры: на земле рисуют 10 кругов на небольшом расстоянии один от другого. В каждом круге пишут цифру (от 1 до 9), один круг остается пустым (цифры расположены не по порядку). С помощью считалки выбирают ведущего, он встает в пустой круг, в руках у него льдинка (любой предмет, который можно бросать). Он бросает ее в круг с любой цифрой и перепрыгивает в этот круг. Далее льдинку нужно перебросить в следующий круг в порядке возрастания (или убывания) чисел. Игра повторяется с другим ведущим.
Дидактическая игра «По кочкам»
Цель: упражнять в прямом счете. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Материал: круги с цифрами от 1 до 10, мел.
Ход игры: дети делятся на две команды и выстраиваются в две колонны одна на против другой. Между ними педагог раскладывает круги с цифрами – «кочки». Сообщает задание: нужно перейти через «болото по кочкам», наступая на них по порядку. Когда игрок одной команды преодолевает «болото», он дотрагивается до игрока другой команды и тот начинает свой путь по «кочкам» в обратном порядке. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок (если кто – то ошибся начинает свой путь сначала)
Усложнение: вместо цифр на «кочках» - кружки в количестве от 1 до 10.
Дидактическая игра «Назови соседей»
Цель: развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Закреплять понятие «соседи числа».
Материал: куб с цифрами на гранях
Ход игры: Дети стоят в кругу. С помощью считалки выбирают ведущего:
На березу села ганка,
Две вороны, воробей!
Три сороки, соловей.
Завтра с неба прилетит
Синий- синий- синий кит.
Если веришь - стой и жди
А не веришь - выходи!
Ведущий бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, поймавший его, называет цифру на грани куба и «соседей» этого числа. Если он дал правильный ответ, то становится ведущим. Игра проводится в быстром темпе.
Усложнение: вместо цифр на гранях куба могут быть кружки в количестве от 1 до 10.
Дидактическая игра «Считай - не ошибись»
Цель: упражнять в прямом счете. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду.
Ход игры: дети встают полукругом. С помощью считалки выбирают ведущего.
Все закрывают глаза. В это время ведущий хлопает (подпрыгивает, топает) несколько раз. Дето, открыв глаза, повторяют его действия и объясняют, почему они так сделали, выбирают нового ведущего, игра повторяется.
Усложнение: в качестве усложнения ведущий может предложить выполнить задание, похлопав на один раз больше (меньше), чем услышали дети.
Дидактическая игра «Ручеек»
Цель: развивать навыки счета. Упражнять в составлении чисел из двух наименьших.
Материал: наборы карточек с цифрами от 1 до 10.
Ход игры: двое детей берутся за руки и поднимают их образуя «ворота». В руках у ник карточка с цифрой (любая цифра от 3 до 10). У остальных ребят в руки по одной цифре. Они разбегаются по комнате. По сигналу педагога «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовалось вместе заданное на «воротам» число (например, надо составить число 8: 4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5 и т. д.) «Ручеек» проходит через «ворота», которые пропускают только тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено. Игра продолжается, при этом меняются ведущие, цифра на «воротах» и цифры у детей.
Усложнение: вместо цифр на карточках могут быть кружки в количестве от 1 до 10.
Дидактическая игра «Назови число»
Цель: развивать навыки счета. Закреплять понятия «больше», «меньше». Закреплять навыки увеличения (уменьшения) числа на 1 (2)
Материал: мяч
Ход игры: с помощью считалки выбирают ведущего:
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Дети стоят в кругу. В центре круга ведущий с мячом в руках. Он бросает одному из играющих мяч, называет любое число и дает задание: «уменьши число на один». Ребенок, поймавший мяч, дает ответ, потом называет любое число и бросая мяч другому играющему, дает задание: «увеличь число на один». Если ребенок, поймавший мяч, ошибется, его поправляет кто-либо из детей в кругу или ведущий.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: развивать навыки счета. Закреплять понятия «больше», «меньше». Закреплять навыки увеличения (уменьшения) числа на 1 (2)
Материал: мяч
Ход игры: мелкие игрушки либо счетный материал различного вида.
Ход игры: На столе в ряд расставлены 10 игрушек. Педагог предлагает детям пересчитать игрушки, запомнить их расположение и затем закрыть глаза. А сам в это время убирает две любые игрушки. После того как дето откроют глаза, задает им вопросы:
- Игрушек стало больше или меньше
- Какие игрушки убрали?
- За какими игрушками они стояли?
- Какая игрушка была первой? И т.д.
Дидактическая игра «Отгадай число»
Цель: развивать навыки ориентировки в числовом ряду. Закреплять понятие «соседи числа».
Ход игры: с помощью считалки выбирают ведущего:
На злотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич.
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Ведущий загадывает любое число в предел 10 и на ухо говорит его педагогу.
Играющие с помощью вопросов должны отгадать это число. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» или «нет».
Например, задумано число 8.
- Число больше семи? (Да.)
- Оно меньше девяти? (Да.)
- Это число восемь?
- Да.
Когда число отгадано, ведущим становится тот, кто отгадал число.
Усложнение: загадываются числа в проделан 20.
Дидактическая игра «Игра с кубом»
Цель: упражнять в прямом, обратном счете, счете от заданного числа до заданного. Развивать навыки ориентировки в числовом ряду
Материал: куб с цифрами на гранях.
Ход игры: с помощью считалки выбирают ведущего:
Раз, два, три, четыре, пять,
- Дети, будем начинать,
Пчелы в поле полетели,
Сели пчелы на цветы.
Мы - играем, водишь - ты!
Он бросает куб одному из детей и говорит: «Считай дальше». Ребенок, поймавший куб, называет цифру на грани и считает дальше. Услышав: «Стоп, он бросает куб другому ребенку. Ведущий может изменить задание: - Считай в обратном порядке.
Игра проходит в быстром темпе. В ней должны принять участие как можно больше детей.
III.Игры и упражнение на закрепление состава числа из двух меньших
Дидактическая игра «Ручеек»
Цель: развивать навыки счета. Упражнять в составлении чисел из двух наименьших.
Материал: наборы карточек с цифрами от 1 до 10.
Ход игры: двое детей берутся за руки и поднимают их образуя «ворота». В руках у ник карточка с цифрой (любая цифра от 3 до 10). У остальных ребят в рукам по одной цифре. Они разбегаются по комнате. По сигналу педагога «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовалось вместе заданное на «воротам» число (например, надо составить число 8: 4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5 и т. д.) «Ручеек» проходит через «ворота», которые пропускают только тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено. Игра продолжается, при этом меняются ведущие, цифра на «воротах» и цифры у детей.
Усложнение: вместо цифр на карточках могут быть кружки в количестве от 1 до 10.
Дидактическая игра «Сладкие ладошки».
Цель: развивать навыки счета. Упражнять в составлении чисел из двух наименьших.
Материал: конфеты или муляжи конфет
Ход игры:
Речевая зарядка:
Кулачки мы разомнём, их сожмём и разожмём(одновременно сжимание- разжимание кулаков),
А потом-потом-потом ....конфет мы возьмём
И на каждую ладошку их положим понемножку.
Вариант 1.
Указанное количество конфет распределяется на обеих «ладошках» во всех возможных вариантах, которые затем проговариваются.
Вариант 2.
Ребёнок набирает на одну из «ладошек» указанное количество конфет. Закрывает глаза. Педагог быстро кладёт часть конфет под другую ладошку. Когда малыш открывает глаза, он должен вспомнить, сколько было конфет и сколько «съел» мишка (зайчик и т.п.). Свой ответ он может проверить самостоятельно, заглянув под другую ладошку.
Примечание. Можно предложить ребёнку нарисовать на второй ладошке количество якобы съеденных конфет, а затем сверить результат.
Дидактическая игра «Молодцы водители».
Цель: развивать навыки счета. Упражнять в составлении чисел из двух наименьших.
Материал: небольшие машинки, макет дороги
Ход игры:
Речевая зарядка:
Если едешь по дороге,(совершать круговые движения согнутыми руками вперёд-назад)
Следуй правилам ты строго,
Никого не обгоняй,(маршировать с руками вверху)
Пешеходов пропускай!
По заданию ребёнок размещает на дороге указанное количество машин по обе стороны от разделительной полосы. В процессе игры машины по одной «поворачивают обратно», перемещаясь на другую сторону и, таким образом, демонстрируя все варианты состава закрепляемого числа.
(- По дороге едет 7 машин. По дальней полосе/влево едут 4 машины, а по ближней полосе/вправо- три. Я составил число 7 из четырёх и трёх. )
IV.Игры и упражнение на развитие навыков ориентировки в пространстве
Дидактическая игра «Что справа».
Цель: развивать навыки ориентировки в пространстве. Закреплять понятия «право», «лево»
Материал: ковер, игрушки
Ход игры: дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Педагог просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Педагог или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.
Вариант 3. Педагог просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.
Дидактическая игра «На плоту».
Цель: развивать навыки ориентировки в пространстве. Закреплять понятия «справа», «слева»
Ход игры: Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Педагог задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т. д.
Дидактическая игра «Колокольчик».
Цель: развивать навыки ориентировки в пространстве. Закреплять понятия «справа», «слева»
Материал: колокольчик
Ход игры: Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (педагог) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Цель: развивать навыки ориентировки в пространстве. Учить подбирать слова с противоположным значением.
Материал: мяч.
Ход игры: эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Педагог называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший мяч, называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
Дидактическая игра «Отгадай – где…».
Цель: развивать навыки ориентировки в пространстве. Закреплять понятия «справа», «слева», «позади»
Материал: фишки
Ход игры: педагог предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.
Дидактическая игра «Корабли».
Цель: развивать навыки ориентировки в пространстве. Закреплять понятия «справа», «слева», «позади»
Материал: игрушки, контейнеры,
Ход игры: все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат острова (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а педагог даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова», ребёнок поднимает контейнер, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.
Вариант 1: педагог даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.
Вариант 2: педагог даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров».
Вариант 3: педагог даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п.
Дидактическая игра «Давай меняться».
Цель: развивать навыки ориентировки в пространстве. Закреплять понятия «справа», «слева», «позади»
Ход игры: дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
Дидактическая игра «Куда пойдёшь и что найдёшь».
Цель: развивать навыки ориентировки в пространстве. Закреплять понятия «справа», «слева», «позади»
Материал: игрушка.
Ход игры: перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда педагог спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает педагог, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
Дидактическая игра «Синхронное плавание».
Цель: развивать навыки ориентировки в пространстве. Закреплять понятия «направо», «налево», «назад», «вперед».
Ход игры: дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Педагог даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.
V.Игры и упражнение на развитие навыков ориентировки во времени
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнять представлений о частях суток, закреплять названий частей суток, их последовательности.
Материал: тематический набор картинок (части суток).
Ход игры:
Вариант 1: детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)
Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?
Что вы делаете ночью (днём)?
Какое сейчас время суток?
Вариант 2: предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?
Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день(ночь)?
Какое время суток вам больше нравится? Почему?
Вариант 3: педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).
Вариант 4: педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.
Дидактическая игра «Назовите пропущенное слово»
Цель: развивать умения детей ориентироваться во времени, уточнять представления о частях суток.
Ход игры: педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д.
Дидактическая игра «Назовите соседей»
Цель: развивать умения детей ориентироваться во времени, уточнять представления о частях суток.
Ход игры: педагог говорит название: «Назовите соседей утра.» и т.д. Дети называют части суток.
Дидактическая игра «Что вы делали»
Цель: развивать умения детей ориентироваться во времени, уточнять представления о частях суток, их последовательности.
Ход игры: выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: развивать умения детей ориентироваться во времени, закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Ход игры: педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра.
Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера-голубой, завтра-фиолетовый.
Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.
Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.
Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: развивать умения детей ориентироваться во времени, закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: мяч
Ход игры: педагог бросает по очереди мяч детям, говоря короткую фразу, например, «Мы занимаемся…» Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу (…сегодня).
Примеры фраз:
Мы пойдем гулять…
Вы ходили в парк…
Мы будем читать книгу…
Дидактическая игра «Разноцветная неделька»
Цель: закрепить представления о днях недели, закреплять названия и последовательность дней недели, развивать навыки ориентировки в днях недели.
Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.
Ход игры: педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.
Вариант1: педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.
Дидактическая игра «Неделька, стройся»
Цель: закрепить представления о днях недели, закреплять названия и последовательность дней недели, развивать навыки ориентировки в днях недели.
Материал: цифры 1-7.
Ход игры: на столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник…).
Задания:
1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.
2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.
3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.
Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепить представления о днях недели, закреплять названия и последовательность дней недели, развивать навыки ориентировки в днях недели.
Материал: мяч.
Ход игры: дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»
Варианты вопросов:
Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.
Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.
Игра с мячом «Бывает - не бывает»
Цель: развивать вербально-логическое мышление, закреплять представления о признаках времён года.
Материал: мяч.
Ход игры: играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.
Упражнение «Повтори, не ошибись»
Цель: закреплять названия месяцев (по временам года).
Ход игры: ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.
Игра с мячом «Продолжай»
Цель: развивать навыки ориентировки во времени, закреплять умение называть признаки времён года.
Материал: мяч
Ход игры: дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.
Дидактическая игра «Приветствия»
Цель: развивать навыки ориентировки во времени, закреплять названия частей суток
Ход игры: педагог просит ребенка объяснить, в какое время суток произносятся приветствия Доброе утро! Здравствуйте! Добрый день! Привет! Добрый вечер! Спокойной ночи!
Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы?»
Цель: закрепить понятия о временах года и сезонных изменениях в природе.
Материал: сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки (например, зонт, скакалка, панама, мяч, лыжи, санки, резиновые сапоги, меховая шапка, велосипед, сандалии, теплые сапожки, резиновый круг, варежки, сарафан, плащ, купальник и т.д.).
Ход игры: педагог показывает детям изображения времен года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и объяснить почему, а также по каким признакам они определили время года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Картотека дидактических игр с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, направленных на формирование элементарных математических представлений младших дошкольников
Представлена разработка дидактических игр с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшей и средней группы....
Картотека игр по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников
упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников средней группы
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников средней группы...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в старшей и подготовительной группах.
Картотека дидактических игр по математике в старшей и подготовительной группах....
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...
Картотека дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Картотека дидактических игр для дошкольников, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников....