Опыт кружковой деятельности по развитию творческого воображения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Презентация опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого воображения – одна из составляющих при подготовке будущих школьников. Ещё Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он будет только подражать…»
Чем больше потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
Всем известно, что стремительное развитие науки и техники постепенно вытесняет образное мышление. Телевидение заменило рассказанную перед сном сказку, требующую от ребенка игры воображения. Оно принесло с собой готовые стереотипные образы, которые нередко несут в себе агрессию, и потеснило непосредственную детскую фантазию.
Сейчас современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Сказочных воображаемых героев они часто копируют с экранов телевизоров. Несомненно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей.
В процессе обучения школьникам просто необходимо что-то представлять, воображать, оперировать абстрактными образами и понятиями, будь то решение задачи по математике или написание сочинения по русскому языку.
Воображение, как сложный комплекс представлений и образов, определяющих поведение человека, его действия, намерения, стремления, является одной из важнейших субъективно-психологических характеристик личности.
Поэтому перед дефектологами , работающими в ДОУ на группах компенсирующей направленности, возникает необходимость разработки системы творческих заданий и упражнений, выбора наиболее эффективных приемов по развитию этих психических процессов для плавного перехода к учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:
а) познавательно-интеллектуальную; б) аффективно-защитную.
Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи. Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения. Образам воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность.
Проблемой развития творческого воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие. Л. С. Выготский пишет: « все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении».
К решению любой задачи всегда можно найти творческий подход. Но возникнет он тогда, когда педагог покажет, что существует множество вариантов и способов решений, нетрадиционных подходов.
Психоречевое развитие, эмоционально-волевая сфера детей с ОВЗ происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1-2 года. Низкая познавательная активность детей с ЗПР создаёт значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Недостаточный уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию помощи дошкольникам с ОВЗ.
Поэтому в своей работе я очень большое внимание уделяю развитию творческого воображения, как составляющей познавательного развития будущего школьника. На занятиях постоянно использовались игровые моменты, направленные на развитие этой психической функции.
В 2017-19 учебных годах я объединила эту работу в проект «Необычное в обычном». В ходе практической и игровой деятельности с, казалось бы обычными предметами и явлениями, дети учились видеть необычные характеристики, свойства и признаки.
В этом учебном году мы набрали новый состав детей 5-летнего возраста. Работу по развитию творческого воображения я продолжаю вести уже в рамках кружка «Вообразилия». Само название говорит за себя, оно навеяно известным стихотворением Б.Заходера.
В начале кружковой деятельности была проведена диагностика, состоящая из трёх методов:
- Метод трёх слов (тест Масселона), который характеризует вербальное воображение. Суть его состоит в том, что из предложенных ребёнку трёх слов он должен составить как можно больше предложений.
- Тест «Круги», который оценивает продуктивность невербального воображения. Предложенные ребёнку 6 кругов он должен дорисовать до какого-то предмета.
- Метод чернильных пятен Роршаха: оценивает оригинальность процессов воображения и заключается в том, что ребёнок в предложенных ему абстрактных пятнах и «кляксах» должен увидеть какой-то предмет или явление.
№ п/п | Уровни развития | Метод трёх слов | Тест «Круги» | Метод чернильных пятен Роршаха |
Н.г. К.г. | Н.г. К.г. | Н.г. К.г. | ||
1 | Высокий | - | - | - |
2 | Средний | 2 (13,3%) | 6 (40%) | 7 (46,6%) |
3 | Низкий | 13(86,7%) | 9 (60%) | 8 (53,4%) |
Одновременно с этим было проведено анкетирование родителей на тему «Как развита фантазия у вашего ребёнка?» с вопросами:
Увлекается ли ваш ребёнок рисованием? Часто ли ребёнок грустит? Когда ребёнок рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? Проявляет ли ребёнок инициативу в обучении чему-либо? Спорит ли ребёнок с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? Когда ребёнку скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»? Любит ли ребёнок импровизировать под музыку танцы или стихи? Любит ли ребёнок сочинять и рассказывать какие-либо сказки или истории? Вашему ребёнку снятся необыкновенные сны? Плачет ли ребёнок под впечатлением фильма или прочитанной книги? |
После подсчёта полученных данных выяснилось, что 25% родителей считают, что фантазия ребёнка не из самых слабых, однако нуждается в развитии и тренировке. Остальные дети, по мнению родителей, скорее всего реалистичны, не витают в облаках. В определённой степени это обедняет их жизнь в данном возрасте. Им нужно помочь, грамотно стимулируя развитие их фантазии, творческого воображения.
Была написана программа, календарно-тематическое планирование кружковой деятельности с учётом еженедельных лексических тем.
Работа строится по двум направлениям: развитие невербального и вербального воображения.
Развитие образного воображения началось с занятия «В гостях у Солнышка», на котором из подручного материала (пряжа, камни, скрепки, мозаика, прищепки, карандаши и т.д.) дети выкладывали разные солнышки. Предварительно была проведена беседа о пользе и вреде Солнца (ТРИЗ), разъясняли значение пословиц и поговорок, загадок про Солнце.
Также используются в работе медиаторы Е.Е.Шулешко. Дети составляют и общие рисунки – коллажи, и работают индивидуально на магнитных досках: обводят лежащий горизонтально медиатор, дорисовывают до какого – то предмета. Ставят его вертикально, и «просится» уже совсем другой предмет.
Очень любят дети работать с цветными камнями «Марблс».
Появляются новые пособия. Так, например, интересно строить работу с коврографом Воскобовича. На одном занятии, когда тема недели «Продукты», он превращается в магазин, где на разных «полках» находятся продукты разного цвета. Продукты – фишки-заменители.
На неделе с лексической темой «Одежда», коврик превращается в шкаф, где нижний ряд становится полкой под обувь, средний ряд – местом под одежду, а верхний ряд – полкой для головных уборов. В качестве предметов одежды использовались разноцветные крышки. И т.д.
Проводится работа с логическими блоками Дьёнеша.
На занятии «Заколдованный лес», которое проводилось уже зимой, я использовала кляксографию, чтобы сравнить образы детей с начальной диагностикой. Если в сентябре дети затруднялись назвать хотя бы один образ, то зимой вариантов увиденного было уже гораздо больше и интереснее.
Для развития образного воображения используются также такие упражнения, как «Что бы это значило?», «Дорисуй», «На что это похоже?», «Узнай по описанию», «Необычные портреты», «Узнай по контуру», «Что бывает полосатым» и многое другое.
Для развития вербального воображения активно используются упражнения «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Составь предложение по двум, трём картинкам», «Придумай конец сказки», «Придумай историю предмета», «Объясни пословицу, поговорку», «Если бы я был…» и многое другое.
Продолжаем придумывать «Прищепкины сказки», составляя интересные сказки, истории, рифмуя текст.
С появлением интерактивной панели в группе использую как уже готовые игры (например «Путешествие в рифмологию»), так и составляю свои.
Также для развития творческого воображения используется раздаточный дидактический и печатный материал, осваивается новое пособие «Дары Фрёбеля».
Формы работы по развитию творческого воображения могут быть самыми разными. Это зависит от заинтересованности и фантазии самого педагога.
Мы ещё в середине пути, но уже сейчас видно, что проделываемая работа приносит свои результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-10468-1579707784.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности на развитие творческого воображения на тему: «Салат из сказок»
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/18/picture-216681-1366268166.jpg)
Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию творческого воображения на тему: «Королевство сказок»
Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию творческого воображения на тему: «Королевство сказок». Проходит в форме развивающего занятия. Способствует развитию воображения, во...
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-348484-1384803044.jpg)
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-579172-1422900086.jpg)
Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»
Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/23/picture-893341-1487853949.jpg)
Организованная образовательная деятельность по развитию творческого воображения средствами сюжетного рисования. Средняя группа Юдина Елена Николаевна «Спасём море».
Организованная образовательная деятельность по развитиютворческого воображения средствами сюжетного рисования. Средняя группа Юдина Еле...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/17/picture-974951-1510914708.jpg)
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...