Опыт кружковой деятельности по развитию творческого воображения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Презентация опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_kruzhkovoy_raboty_po_razvitiyu_tvorcheskogo_voobrazheniya.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого воображения – одна из составляющих при подготовке будущих школьников. Ещё Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он будет только подражать…»
Чем больше потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
Всем известно, что стремительное развитие науки и техники постепенно вытесняет образное мышление. Телевидение заменило рассказанную перед сном сказку, требующую от ребенка игры воображения. Оно принесло с собой готовые стереотипные образы, которые нередко несут в себе агрессию, и потеснило непосредственную детскую фантазию.
Сейчас современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Сказочных воображаемых героев они часто копируют с экранов телевизоров. Несомненно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей.
В процессе обучения школьникам просто необходимо что-то представлять, воображать, оперировать абстрактными образами и понятиями, будь то решение задачи по математике или написание сочинения по русскому языку.
Воображение, как сложный комплекс представлений и образов, определяющих поведение человека, его действия, намерения, стремления, является одной из важнейших субъективно-психологических характеристик личности.
Поэтому перед дефектологами , работающими в ДОУ на группах компенсирующей направленности, возникает необходимость разработки системы творческих заданий и упражнений, выбора наиболее эффективных приемов по развитию этих психических процессов для плавного перехода к учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:
а) познавательно-интеллектуальную; б) аффективно-защитную.
Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи. Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения. Образам воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность.
Проблемой развития творческого воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие. Л. С. Выготский пишет: « все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении».
К решению любой задачи всегда можно найти творческий подход. Но возникнет он тогда, когда педагог покажет, что существует множество вариантов и способов решений, нетрадиционных подходов.
Психоречевое развитие, эмоционально-волевая сфера детей с ОВЗ происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1-2 года. Низкая познавательная активность детей с ЗПР создаёт значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Недостаточный уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию помощи дошкольникам с ОВЗ.
Поэтому в своей работе я очень большое внимание уделяю развитию творческого воображения, как составляющей познавательного развития будущего школьника. На занятиях постоянно использовались игровые моменты, направленные на развитие этой психической функции.
В 2017-19 учебных годах я объединила эту работу в проект «Необычное в обычном». В ходе практической и игровой деятельности с, казалось бы обычными предметами и явлениями, дети учились видеть необычные характеристики, свойства и признаки.
В этом учебном году мы набрали новый состав детей 5-летнего возраста. Работу по развитию творческого воображения я продолжаю вести уже в рамках кружка «Вообразилия». Само название говорит за себя, оно навеяно известным стихотворением Б.Заходера.
В начале кружковой деятельности была проведена диагностика, состоящая из трёх методов:
- Метод трёх слов (тест Масселона), который характеризует вербальное воображение. Суть его состоит в том, что из предложенных ребёнку трёх слов он должен составить как можно больше предложений.
- Тест «Круги», который оценивает продуктивность невербального воображения. Предложенные ребёнку 6 кругов он должен дорисовать до какого-то предмета.
- Метод чернильных пятен Роршаха: оценивает оригинальность процессов воображения и заключается в том, что ребёнок в предложенных ему абстрактных пятнах и «кляксах» должен увидеть какой-то предмет или явление.
№ п/п | Уровни развития | Метод трёх слов | Тест «Круги» | Метод чернильных пятен Роршаха |
Н.г. К.г. | Н.г. К.г. | Н.г. К.г. | ||
1 | Высокий | - | - | - |
2 | Средний | 2 (13,3%) | 6 (40%) | 7 (46,6%) |
3 | Низкий | 13(86,7%) | 9 (60%) | 8 (53,4%) |
Одновременно с этим было проведено анкетирование родителей на тему «Как развита фантазия у вашего ребёнка?» с вопросами:
Увлекается ли ваш ребёнок рисованием? Часто ли ребёнок грустит? Когда ребёнок рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? Проявляет ли ребёнок инициативу в обучении чему-либо? Спорит ли ребёнок с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? Когда ребёнку скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»? Любит ли ребёнок импровизировать под музыку танцы или стихи? Любит ли ребёнок сочинять и рассказывать какие-либо сказки или истории? Вашему ребёнку снятся необыкновенные сны? Плачет ли ребёнок под впечатлением фильма или прочитанной книги? |
После подсчёта полученных данных выяснилось, что 25% родителей считают, что фантазия ребёнка не из самых слабых, однако нуждается в развитии и тренировке. Остальные дети, по мнению родителей, скорее всего реалистичны, не витают в облаках. В определённой степени это обедняет их жизнь в данном возрасте. Им нужно помочь, грамотно стимулируя развитие их фантазии, творческого воображения.
Была написана программа, календарно-тематическое планирование кружковой деятельности с учётом еженедельных лексических тем.
Работа строится по двум направлениям: развитие невербального и вербального воображения.
Развитие образного воображения началось с занятия «В гостях у Солнышка», на котором из подручного материала (пряжа, камни, скрепки, мозаика, прищепки, карандаши и т.д.) дети выкладывали разные солнышки. Предварительно была проведена беседа о пользе и вреде Солнца (ТРИЗ), разъясняли значение пословиц и поговорок, загадок про Солнце.
Также используются в работе медиаторы Е.Е.Шулешко. Дети составляют и общие рисунки – коллажи, и работают индивидуально на магнитных досках: обводят лежащий горизонтально медиатор, дорисовывают до какого – то предмета. Ставят его вертикально, и «просится» уже совсем другой предмет.
Очень любят дети работать с цветными камнями «Марблс».
Появляются новые пособия. Так, например, интересно строить работу с коврографом Воскобовича. На одном занятии, когда тема недели «Продукты», он превращается в магазин, где на разных «полках» находятся продукты разного цвета. Продукты – фишки-заменители.
На неделе с лексической темой «Одежда», коврик превращается в шкаф, где нижний ряд становится полкой под обувь, средний ряд – местом под одежду, а верхний ряд – полкой для головных уборов. В качестве предметов одежды использовались разноцветные крышки. И т.д.
Проводится работа с логическими блоками Дьёнеша.
На занятии «Заколдованный лес», которое проводилось уже зимой, я использовала кляксографию, чтобы сравнить образы детей с начальной диагностикой. Если в сентябре дети затруднялись назвать хотя бы один образ, то зимой вариантов увиденного было уже гораздо больше и интереснее.
Для развития образного воображения используются также такие упражнения, как «Что бы это значило?», «Дорисуй», «На что это похоже?», «Узнай по описанию», «Необычные портреты», «Узнай по контуру», «Что бывает полосатым» и многое другое.
Для развития вербального воображения активно используются упражнения «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Составь предложение по двум, трём картинкам», «Придумай конец сказки», «Придумай историю предмета», «Объясни пословицу, поговорку», «Если бы я был…» и многое другое.
Продолжаем придумывать «Прищепкины сказки», составляя интересные сказки, истории, рифмуя текст.
С появлением интерактивной панели в группе использую как уже готовые игры (например «Путешествие в рифмологию»), так и составляю свои.
Также для развития творческого воображения используется раздаточный дидактический и печатный материал, осваивается новое пособие «Дары Фрёбеля».
Формы работы по развитию творческого воображения могут быть самыми разными. Это зависит от заинтересованности и фантазии самого педагога.
Мы ещё в середине пути, но уже сейчас видно, что проделываемая работа приносит свои результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на развитие творческого воображения на тему: «Салат из сказок»
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изна...
Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию творческого воображения на тему: «Королевство сказок»
Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию творческого воображения на тему: «Королевство сказок». Проходит в форме развивающего занятия. Способствует развитию воображения, во...
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...
Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка....
Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»
Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....
Организованная образовательная деятельность по развитию творческого воображения средствами сюжетного рисования. Средняя группа Юдина Елена Николаевна «Спасём море».
Организованная образовательная деятельность по развитиютворческого воображения средствами сюжетного рисования. Средняя группа Юдина Еле...
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...