Индивидуальная программа развития от 0-до 3х месяцев
рабочая программа по коррекционной педагогике

Чумакова Елена Ивановна

Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребёнка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки

Ведущим навыком в развитии на данном этапе являются зрительные и слуховые ориентировочные рекции (ориетировочно-исследовательская активность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_0-3.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа развития от 0-до 3х месяцев

Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребёнка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки

Ведущим навыком в развитии на данном этапе являются зрительные и слуховые ориентировочные рекции (ориетировочно-исследовательская активность)

Условия воспитания.

     Выполнение чёткого режима (сон на воздухе з раза в день по 2 часа)

  1. Игры, занятия в первой и второй половине дня по 2-4 мин (индивидуально)
  2. В процессе выполнения режимных процессов выполнять массаж лица и рук, пальцев и ног ребёнка 2-3 раза в день по 2-3 мин.

 Ведущие навыки: целенаправленные реакции.

 Ведущим видом выступает эмоциональное общение со взрослым.

Виды упражнений:

  1. Массаж рук: поглаживание от кисти к плечу и пальцевые растерания (3-4 оборота до локтя и 5-6 оборотов до плеча)
  2. Скрещивание рук на груди и разведение в стороны очень плавно (4-5 раз)
  3. Массаж ног (6 раз)
  4. Скользящие шаги-попеременно сгибать, затем «скользить» по поверхности.
  5. Толкание ножками (6-8 раз)
  6. Повороты на живот влево, вправо, с живота на спину(1-2 раза)
  7. Массаж спины (4-6 раз). Позвоночника»ползание», «парение» на животе, спине (1-2 раза).
  8. Массаж живота (6-8 раз).

      9)  Массаж стоп 4-6 раз)

    10) Приподнимание верхней части туловища из положения на спине за отведённые в стороны руки.

Совершенствование восприятия

Учить ребёнка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке

Способствовать развитию плавного слежения за движущейся игрушкой

Вызвать у ребёнка первую улыбку (1 мес)

Вызывать длительное сосредоточение взгляда малыша на лице ласково говорящего взрослого (2 мес)

Побуждать следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым.

Вызвать у ребенка «комплекс оживления»

Игра: «Подвешенная игрушка» (Ю.А. Разенкова стр. 37)

На высоте 50-70 см. подвесить игрушки для рассматривания так, чтобы они находились над грудью ребенка. Лучше взять однотонные игрушки. Привлечь внимание ребенка к игрушке, покачать ее влево-вправо, слегка потрясти извлечь звук, и остановить движение игрушки. Убедитесь, что малыш ее увидел. Отойдите от него, дайте ему самостоятельно рассмотреть игрушку. Через 2-3 дня поменяйте игрушку.

Игра: «Ты колечко, покружись» (Ю.А. Разенкова стр. 38)

Приготовьте кольца от пирамидки, наденьте на палочку длинной 40-60 см.

Привлекая внимание малыша к игрушке, вращайте ее, потряхивайте, устанавливая ракурс, наиболее благоприятный для прослеживания за ней. Перемещайте игрушку достаточно медленно и плавно, так чтобы малыш мог за ней прослеживать:

Ты, колечко покружись, покружись,

Нашей детке покажись, покажись,

Покружись и так, и сяк,

Не поймать тебя ни как,

Повернись да покружись,

Так вот так – так вот так!

 Игра: «Кто у нас хороший» (Ю.А. Разенкова стр. 12)

Одну свою руку подложите  под шею и головку малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, которая называется « на весу». Взяв малыша на руки и произнося стишок, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Деточка (… )хорошая!

Деточка (…) пригожая!

Игра: «Веселые все душки» (Ю.А. Разенкова стр. 39)

Взрослый привлекает внимание ребенка к своему лицу, наклоняется над малышом и отдаляется от него, покачивая его, напевно, с различными интонациями читает стишок:

Тюшки-тютюшки,

Веселые душки.

Подыму Фролку

На крутую горку,

Бух! Покатился,

С горки свалился!

Игра: «Ванька-встанька, будь послушен!» (Ю.А. Разенкова стр. 38)

Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его за шею, а другая за ягодицы. Ребенок будет находится в позе которая называется «на весу». В этом положении ваши лица обращены друг к другу, вы легко можете поднести малыша к своему лицу. Читая стишок, приближайте лицо  малыша к себе и отдаляйте, отклоняйтесь сами от лица ребенка вправо-влево:

Ванька-встанька,

Ванька-встанька,

Будь послушен.

Ишь какой!

Нам не справится с тобой!

Игра «Ай люленьки!» (Ю.А. Разенкова стр. 16)

Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что-нибудь, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях. Тихо напевая ребенку пестушку, поглаживайте его лобик, щечки, шею, подбородок и губки:

Ай, люленьки да люлень,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит,

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет…

Переложите малыша на пеленальный стол, наклоняйтесь  над малышом и отдаляйтесь от него, напевая эту песенку. Затем молча присутствуйте в поле зрения ребенка.

Занятие длится 1-2 мин. Повторяется два раза подряд, проводится один-два раза в день.

Развитие движений

1.Упражнять в умении удерживать голову при выкладывании на живот

2.Упражнять удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослого

3. Вызывать у ребёнка удерживающего голову отталкивание ногами от твёрдой поверхности , поддерживая его под мышки в вертикальном положении

Упражнение «Подъём головы»(Ю.А. Разенкова стр. 101)

Положите ребёнка на живот, предварительно подстелив пелёнку. Помогите ему высвободить ручки из-под своего тельца. Если малыш не пытается приподнять голову, подложите ладонь своей руки под грудь ребёнка. Этот приём также поможет малышу научиться поднимать голову, лёжа на животе, и более длительное время лежать в этом положении.

Упр. «На руках» (Ю.А. Разенкова стр. 102)

Малыш находится на руках взрослого «На весу»,лицом вниз : одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой -противоположной от себя бедро ребёнка.

Если его качать, попеременно поднимая и опуская голову, то таз, тогда будет в момент опускания головы малыш будет стремиться ее удерживать. Выполняя упражнение, читайте малышу пестушку:

Ой, качи. Качи, качи,

К нам приедут торгачи,

Станут детку покупать,

Мы не будем продавать.

Детку (..) мы не отдадим,

Детка (..) нам нужна самим.

Упражнение «Топы-топы на лавочке» ( Разенкова стр. 105)

Погладте ножки ребенка, его ступни. Читая стишок, выполняйте скользящие движения по шершавой поверхности пеленальника.

Три-та-та, три-та-та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы, топы на лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

Развитие действий с предметами

-Способствовать появлению попыток ребёнка наталкиваться руками на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним

-Стимулировать развитие умений захватывать и удерживать  низко висящую игрушку обеими руками

Игра: «Натолкнись на игрушку» (Ю.А. Разенкова стр. 128)

Цель: активизация хватательного рефлекса

Положите малыша под подвешенную игрушку. Покачайте игрушку, для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Погладьте ручки ребенка и подтолкните их по направлению к игрушке. Если ребенок не пытается  захватить их, поднимите руки ребенка так, чтобы кулачки ребенка, прикоснулись к игрушке. Если при прикосновении ребенок не раскрывает ладонь, раскройте кулачки ребенка, погладьте их и помогите захватить игрушку. Понаблюдайте за ребенком. Если ребенок не повторяет попытки дотронуться до игрушки, повторите все игровые приемы.

Игра «Забавные пяльцы» (Ю.А Разенкова стр.129)

Вам понадобятся пяльцы. Сделайте из них занимательную игрушку для своегомалыша, привязав к ним колокольчик или бубуецы. Подвесьте пяльцы на ленте над кроваткой малыша. Покачайте пяльцы для того. Чтобы малыш услышал. Как звенит колокольчик. И обратил внимание на забавную подвеску у себя над грудью. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и подтолкните их по направлению к игрушке. Ваш малыш, натолкнувшись случайно на подвешенную игрушку, научится её сам схватывать.

Развитие речи

Побуждать прислушиваться к ласковому обращению взрослого

Вызвать первые гортанные звуки

Игра «Ненаглядненький»  (Ю.А.Разенкова стр.20)

Наклоняясь к ребенку и удаляясь от него, читайте потешку.
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
Обращаясь к мальчику:
Ой ты, мой сыночек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
Обращаясь к девочке:
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

  Игра «Гули голубочки».   (Ю. А.  Разенкова. Стр. 75)

Положите малыша к себе на колени.  Напевая малышу, помашите его ручками. Как крыльями:

Прилетели гули,

Гули-голубочки»

Положите ручки малыша на его головку:

Сели на головку

На головку сыночку.

Помашите ручкой ребёнка, как бы отгоняя птичек:

Ты мой деточка,

Помаши ладошкой:

Кыш, гули, кыш!

Музыкальное воспитание

Вызывать слуховое сосредоточение у ребёнка.

Побуждать находить источник звука (погремушка, колокольчик, шумовые коробочки , поющего взрослого)

Вызывать положительные эмоции (улыбку, гуление)

Прослушивание классической  музыки для малышей.

Прослушивание русских народных мелодий.

Прослушивание колыбельных песен.

Прослушивание мелодии «Звуки природы»

Прослушивание потешек, пестушек, прибауток.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная индивидуальная программа развития и воспитания на ребенка от 0 до 3 месяцев.

Предлагаются игры по всем разделам по воспитанию и развитию с учётом возрастных особенностей детей....

Примерная индивидуальная программа развития и воспитания на ребенка от 3 до 6 месяцев.

Предлагаются игры по всем разделам по воспитанию и развитию с учётом возрастных особенностей детей....

Примерная индивидуальная программа развития и воспитания на ребенка от 6 до 9 месяцев.

Предлагаются игры по всем разделам по воспитанию и развитию с учётом возрастных особенностей детей....

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...

"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...