рекомендации родителям по развитию речи детей.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Давыдова Ираида Аркадьевна

Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razvitiyu_rechi_detey_doma.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию речи детей дома.

   Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач, обычно, начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношениях к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы возникающие школьные проблемы. Одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребенка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (неверное употребление окончаний), в дефектах звукопроизношения. К сожалению, все эти признаки речевого недоразвития ребенка – дошкольника чаще всего не привлекают к себе внимания со стороны взрослых. Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Школьнику с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил. Дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «горит» и «гора»; «лес» и «лиса»; «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов. Корни всех этих трудностей нужно искать не в характере школьного обучения, а в недоразвитии речевых процессов ребенка в период его дошкольного развития.

   Результатом недостаточной зрелости ребенка к началу школьного обучения является возникновение у некоторых детей специфических ошибок письма, не связанных с грамматическими правилами (пропуски или замены букв на письме, неправильное написание букв и т.п.)

   Речь не передается по наследству. Дети перенимают опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

   Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10 -15 минут.

   Основные направления деятельности взрослых в семье по развитию речи;

- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;

- рассказывать о своей работе;

- показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах;

- ходить с детьми на экскурсии;

- рассматривать и наблюдать совместно различные объекты и явления природы в разные времена года;

- объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;

- собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к представителям животного мира, другим людям;

- придумывать и отгадывать загадки, заучивать стихотворения;

- проговаривать скороговорки. Главное, чтобы ребенок понял, что важно говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

   Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

- «Один – много»: взрослые называют предмет в единственном числе, а ребенок во множественном (стол – столы, кот – коты, дерево – деревья);

- «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (стол – столик, кот – котик, дерево – деревце);

- «Четвертый лишний»: взрослые предлагают определить лишнюю картинку/слово и объяснить свой выбор. Необходимо взять четыре картинки или назвать четыре слова, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (яблоко, апельсин, ОГУРЕЦ, лимон; свитер, САПОГИ, юбка, платье);

- «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой – либо предмет (зайка серый, пушистый, длинноухий, короткохвостый);

- «Назови первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ДОМ – «Д»; ЛИПА – «Л’»).

   Для развития речи и формирования интереса к чтению необходимо регулярно читать ребенку детские рассказы, сказки, стихи, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать пример регулярного чтения книг. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, цветной бумагой.

   Помните: дети могут и хотят учиться. Их необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

   Регулярная работа с ребенком предупредит появление у него многих школьных проблем или поможет их преодолеть, если они не были исправлены в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период.

Консультация для родителей.  Часто родители считают, если логопед ушёл в отпуск про занятия можно забыть, но это не так!...

Рекомендации родителям по развитию речи детей

Рекомендации родителям по развитию речи детейДовольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мам...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Добивайтесь правильного про­изношения поставленных логопе­дом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться»,...

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни»

Основные рекомендации по развитию речи детей пятого года жизни...