Опыт работы: Применение игровых технологий для детей младшего школьного возраста с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
. Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер. На протяжении двух лет для развития мышления детей я использую «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счетные палочки Кюизенера». Эти учебно-игровые пособия имеют игровой подход к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_igrovye_tehnologii.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17» города Аши является резидентом образовательного технопарка «РОСТ» от дошкольного образования.
Я работаю учителем-дефектологом в детском саду комбинированного вида в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер. На протяжении двух лет для развития мышления детей я использую «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счетные палочки Кюизенера». Эти учебно-игровые пособия имеют игровой подход к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Для реализации задач по использованию «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера» в нашем ДОУ создана предметно-развивающая среда. Имеются наборы игровых пособий, наглядные альбомы с заданиями для детей. Составлена программа «Игровые технологии, как средство развития мышления детей с ОВЗ». Срок ее реализации: сентябрь 2016 год – май 2017 год. В этом учебном году мы продолжаем реализовывать данную программу. Утвержден перспективный план работы с игровыми пособиями, который включает в себя игровые занятия с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Многие из выпускников нашей группы обучаются в школе-интернате №5 г. Аши. Проект «Рост» позволяет нам - педагогам осуществлять преемственность в реализации программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этого проекта, согласно перспективного плана, в школе регулярно проводятся развивающие занятия в игровой форме с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Занятия включены в учебное расписание школы-интерната № 5 г. Аши. Планирование занятий ведется в тесной взаимосвязи учителя-дефектолога и учителя начальных классов.
Задания подбираются индивидуально для каждого ребенка, учитывая его психологические возможности. Для детей, не посещавших наш детский сад, предлагается выполнить разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучение основных сенсорных эталонов, таких как форма, размер, цвет, толщина. Благодаря этим играм дети узнают о свойствах предметов и их разнообразии. А наши выпускники продолжают осваивать уже известные им игровые пособия. Закрепляют и расширяют свои знания в сфере сенсорных эталонов. Если в детском саду они выполняли элементарные действия по картинкам игровых альбомов, то в школе они учатся использовать знаки и символы, работать по схемам и карточкам.
Таким образом, мы имеем возможность отслеживать динамику освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья. Курс наших занятий мы проводим под названием «Вместе весело играть».
Работу с логическими блоками Дьенеша планируем с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производим планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строим занятия в игровой занимательной форме, используем разную степень сложности заданий и дозированную помощь.
В целом, специальная работа по развитию мышления с использованием блоков Дьенеша позволяет развивать у детей с ограниченными возможностями здоровья определенные умственные операции. По результатам педагогического наблюдения психического развития детей заметен очевидный рост показателей по всем критериям оценки мыслительной деятельности. Отмечается переход от беспорядочной деятельности к планомерному осмысленному выполнению детьми класса поставленных задач. Использование наглядного дидактического материала показывает положительную динамику развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети учатся правильно выполнять задания, им становится доступным элементарный перенос умений. Действия становятся более целенаправленными, осмысленными, организованными. Таким образом, используются потенциальные возможности умственного развития детей. Занимаясь по данной методике, дети стали более сконцентрированными, целеустремленными, сообразительными, у них значительно улучшилось оперативная память и внимание.
Мы считаем, что использование логических блоков Дьенеша в работе со школьниками с ограниченными возможностями здоровья играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций. Хочется отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине), пробуют выявлять и абстрагировать свойства, овладевают умственными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация, учатся кодировать и декодировать информацию, классифицировать с заданными свойствами.
Если в дошкольном возрасте дети не могли освоить весь материал, то теперь у нас появилась возможность продолжить начатую коррекционную работу по освоению игровой технологии. Дети с удовольствием участвуют в этом интересном проекте.
Кроме того, педагоги школы-интерната № 5 г. Аши (педагог-психолог, педагог-дефектолог и учителя начальных классов) заинтересовались этой методикой и успешно используют ее на своих уроках.
Мне, как учителю-дефектологу ДОУ отрадно осознавать, что заложенные знания и умения в дошкольном возрасте имеют свое продолжение и развитие в школе. Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
· Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком в максимально сензинтивный перио...
Опыт работы на тему: "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами"
Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами». Цель педагогического опыта:Изучить и обос...
Опыт работы воспитателя ДОУ "Экологическое воспитание детей дошкольного (школьного) возраста". «Райский сад»
Райский сад.Обычное здание в селе Карабаново, Тепло и заботу для деток хранит.Здесь всегда царит смех и уют. Здесь жизни обучат, в мир взрослый введут.И главное в нём – нежность, ласка, тепло –В...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть».
laquo;Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть». Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение ...
ООД "Путешествие в сказочный лес" с применением игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста
Игровое занятие, в ходе которого дети помогают обитателям сказочного леса. злая Бастинда осушила в лесу все водоемы и прогнала облака и тучи. дети отправляются в сказку, чтобы избавить лес от злых чар...
Опыт работы «Использование игровых технологий обучения детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию»
опыт работы...
ОПЫТ РАБОТЫ: «Применение игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Игровая педагогическая технология...