Семинар для педагогов и родителей "Гиперактивный ребенок"
консультация по коррекционной педагогике

Фелькер Татьяна Юрьевна

Тема "Гиперактивный ребёнок" была актуальнв всегда и волновала не только психологов в детских садах и школах , но и педагогов, которые непосредственно работают с такими детками.В настоящее время,чтобы поставить ребенку диагноз"Гиперактивный ребенок", необходимо длительное наблюдение( по нескольким параметрам) совместно с врачами и педагогами.Также необходима помощь родителей  в решении данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok-kto_on.pptx1.73 МБ
Файл pismo_giperaktivnogo_rebenka.docx12.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гиперактивный ребенок, кто он?

Слайд 2

Гиперактивность- это? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это?

Слайд 3

Основные признаки гиперактивности у детей: 1. Общая чрезмерная высокая активность 2. Чрезмерная нетерпеливость 3. Б еспокойные движения в кистях и стопах 4. Часто встаёт со своего места 5 . Бесцельная двигательная активность 6. Постоянные вскакивания с места 7 . Шумность в играх 8 . Излишняя двигательная активность 9 . Часто проявляется чрезмерная шумливость и болтливость.

Слайд 4

Статистические данные СДВГ поражает от 8 % до 11% детей школьного возраста.

Слайд 5

3 типа СДВГ: 1.Преимущественно невнимательный 2.Преимущественно гиперактивный/импульсивный; 3.Комбинированный

Слайд 6

Распространенность 30 % «перерастают» заболевание после 14 лет около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления СДВГ встречается примерно в два раза чаще у мальчиков Преимущественно гиперактивный-импульсивный тип возникает в 2–9 раз чаще у мальчиков; П реимущественно невнимательный тип выявляют с частотой, примерно равной у обоих полов.

Слайд 7

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения.

Слайд 8

Активный или гиперактивный?

Слайд 9

Признаки невнимательности: - ребенок не способен удерживать внимание на деталях - ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь - ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца -ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности -ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения -ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома -ребенок легко отвлекается на посторонние предметы -ребенок постоянно все забывает

Слайд 10

Признаки гиперактивности: -ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. -ребенок не в состоянии долго усидеть на месте -двигательная активность ребенка , не имеет определенной цели -ребенок не может играть в тихие игры, сидеть тихо и спокойно -ребенок всегда нацелен на движение -часто бывает болтливым

Слайд 11

Признаки импульсивности -ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца -ребенок с трудом дожидается своей очереди -ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры

Слайд 12

Проблемы гиперактивных детей: сложности во взаимоотношениях с окружающими людьми; трудности в обучении; низкая самооценка; п роблемы социализации; трудности адаптации.

Слайд 13

Особенности гиперактивных детей размеры лобных долей правого полушария меньше , чем у их здоровых и зменения в ЦНС быстрая переключаемость внимания ч астые вспышки гнева, раздражение н аличие характерных нервных тиков п овышенная утомляемость э нурез гормональный «бум »

Слайд 14

Три формы СДВГ: В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания Во второй форме — СДВГ преимущественно гиперактивно-импульсивного типа В третьей форме — преобладает гиперактивность, а так же представляет собой сочетание первых двух подтипов.

Слайд 16

Субъект с невнимательностью имеет симптомы: легко отвлекается, упускает детали, забывает вещи часто переключается с одной деятельности на другую с ложно сосредоточить внимание на организации и завершении задания, на изучении чего-либо нового и меет проблемы с завершением или сдачей домашних заданий не слушает, когда разговаривают витает в облаках, легко путается и двигается медленно с трудом обрабатывает информацию

Слайд 17

Субъект с гиперактивностью имеет симптомы: беспокойство или ерзанье на месте г оворит без остановки бросается ко всему, трогает и играет со всеми вещами в поле зрения с трудом сидит во время обеда, на занятиях п остоянно в движении с трудом выполняет спокойные задания и дела

Слайд 18

Субъект с импульсивностью имеет симптомы: весьма нетерпелив может сказать неприемлемые комментарии, выказывать эмоции без ограничения и действовать, не задумываясь о последствиях с трудом ожидает событий ч асто прерывает общение или деятельность других

Слайд 19

Высокая двигательная активность Дефицит активного внимания Импульсивность

Слайд 20

Признаки Трудно удерживать внимание Мало спит Постоянно ерзает Не умеет подчиняться правилам Берется за задание, но не закан­чивает его Отвечает до того, как его спросят Не дожидается своей очереди Очень говорлив Плохо сосредотачивает внимание Часто бывает забывчив Беспокоен в движениях Непоследователен в поведении Часто теряет вещи Не контролирует свои действия Трудности в организации Не слушает, когда к нему обращаются Не может отложить вознаграждение Вмешивается в разговор, перебивает Вариативность поведения

Слайд 22

Сопутствующие нарушения Нарушение обучаемости наблюдается примерно у 20–30% детей с СДВГ. Н Синдром Туретта Оппозиционно-вызывающе расстройство (ODD) и кондуктивное расстройство (CD ) Первичное нарушение внимания, которое характеризуется низким вниманием и концентрацией, а также сложностями с бодрствованием. Расстройства настроения Тревожные расстройства Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ Синдром беспокойных ног Нарушения сна обычно сосуществуют Ночное недержанием мочи, замедленная речь и диспраксия

Слайд 23

Причины Генетика Окружающая среда Социум Патофизиология Структура головного мозга

Слайд 24

Симптомы СДВГ, которые могут быть связаны с другими нарушениями Депрессия: Тревожное расстройство: Мания:

Слайд 25

Основные положения, выводы: СДВГ проявляется невнимательностью, гиперактивностью, импульсивностью или их сочетанием; обычно проявляется в возрасте до 12 лет, в том числе у дошкольников. При диагностике используются клинические критерии, но следует проявлять настороженность в отношении других расстройств, которые могут первоначально проявляться таким же образом (например, расстройства аутистического спектра, определенные расстройства, поведения и обучения, тревожное расстройство, депрессии).

Слайд 26

Основные положения, выводы: Проявления как правило, с возрастом уменьшаются, но у подростков и взрослых могут сохраняться некоторые проблемы. Лечение обычно включает стимулирующие препараты и когнитивно-поведенческую терапию; у детей дошкольного возраста применяется только поведенческая терапия.

Слайд 27

Признаки гиперактивности: 1. Дефицит внимания. 2.Импульсивность . 3.Повышенная двигательная активность.

Слайд 28

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Слайд 29

«Неусидчивость, как признак гиперактивности. Как взаимодействовать с такими детьми?»

Слайд 30

Причины неусидчивости детей ребенок не в состоянии справиться с урегулированием своих моторных функций не направленность детской энергии, которая плещет через край, в нужное русло; не умение концентрироваться на одном занятии, в течении 5-10 минут.

Слайд 31

Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми:

Слайд 32

Взаимодействие с гиперактивным ребенком мягкое спокойное размеренное Общение с гиперактивным ребенком Отказаться от: к риков п риказов в ысокого тона

Слайд 33

Взаимодействие с гиперактивным ребенком Увеличение учебных нагрузок = переутомление, капризы, отказ от учебы Замечания, упреки, игнорирование = заниженная самооценка

Слайд 34

Взаимодействие с гиперактивным ребенком Инструкция действий: 1.Пойди в комнату 2.Возьми книгу 3. Отнеси её на кухню 4. После этого можешь поиграть с кубиками. Н е более 10 слов!

Слайд 35

Тренинг для педагогов по работе с гиперактивными детьми Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка»

Слайд 36

Приёмы и методы работы с гиперактивным ребенком Сказкотерапия Прием тактильного контакта Техники дыхания

Слайд 37

Гиперактивные дети в игре Индивидуальные особенности в игре: быстрая утомляемость; неумение длительное время подчиняться групповым правилам; неумение выслушивать и выполнять инструкции; не умение дождаться своей очереди. Варианты игр для гиперактивных детей - сборник игр М. Рузиной.

Слайд 38

“ Кричалки — шепталки — молчалки ” Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: оранжевый, желтый, зеленый. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает оранжевую ладонь — “ кричалку ” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “ шепталка ” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “ молчалка ” —зеленая ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

Слайд 39

Игра «Запрещенное движение» Взрослый показывает движения, которые ребенок повторяет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Игры на контроль двигательной активности Цель: научить детей контролировать свои действия.

Слайд 40

Игра «Пожалуйста» Ведущий показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. « Передай мяч» Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнения, можно попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Слайд 41

«Прижми палец» В игре участвуют двое. Играющие сцепляют согнутые пальцы правых рук, образуя небольшую «платформу». По определенному сигналу, например, «Начали!» один из участников кладет большой палец на «платформу», а второй участник должен поймать его сверху своим большим пальцем. Затем участники меняются ролями.

Слайд 42

Игра “Разговор с руками” Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Слайд 43

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Слайд 44

Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону. Удерживаем палочку. Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередно указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д. Если дети старше, можно держать такие палочки в парах на пальцах, приседая с ними и вставая. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

Слайд 45

"Ловим комаров" Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе. Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си дит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"

Слайд 46

Игра «Сто мячей» Цель: способствовать развитию навыка распределения внимания, умению устанавливать контакт с окружающими. Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча. 1 этап. Все участники встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т.д. задача играющих поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол. Переход ко второму этапу возможен лишь тогда, когда участники отработают навык невербального общения при передаче мяча. (При работе с детьми между проведением 1-го и 2-го этапов может пройти не одна неделя. Главное – не форсировать события, иначе игра не удастся, и дети быстро потеряют интерес к ней.) 2 этап. Игра точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один, дополнительный мяч, тем самым усложняя проведение игры. На последующих этапах в игре может использоваться три, четыре, пять и т.д. мячей. В этом случае также необходимо не допустить падения хотя бы одного мяча на пол. Если же мяч все-таки упал, количество мячей сокращается на один .

Слайд 47

Игра «Маленький зверек» Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль. Ведущий просит участников закрыть глаза, после чего тихим голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».

Слайд 48

«Клубочек» Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции. Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся». «БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ» Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми. Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок — заяц — чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами — Один-два метра. Один из зайцев — бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача входящего – во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным становиться водящим.

Слайд 49

«Разговор с телом» (модификация игры Шевцовой И. В. «Разговор с руками») Цель: Учить ребенка владеть своим телом. Содержание: Ребенок ложится на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Слайд 50

Игры с песком и водой Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать дома. Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и т.д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок, можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку. «Археология» Цель : Развитие мышечного контроля Содержание : взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

Слайд 51

«Шариковые бои» Цель : Развитие координации движения. Содержание : В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такоеже количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5 – 1 метр от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру. «Послушай тишину» Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой. Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

Слайд 52

«Веселая игра с колокольчиком» Цель: Игра развивает слуховое восприятие, столь необходимое учащимся на уроках. Содержание: Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя. «Морские волны» Цель: Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. Содержание : Если взрослый дает команду «Штиль!», все дети в классе «замирают». Когда раздается команда «Волны», дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают те дети, которые сидят за первыми партами. Через 2—3 секунды поднимаются сидящие за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т. д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети не ждут 2—3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».

Слайд 53

«Что нового» Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях. Содержание: Взрослый рисует на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали. Золотая рыбка» Цель: Это подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений. Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это сеть! Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.

Слайд 54

2.Упражнение «Инструкция » 3.Упражнение «Заполни таблицу – создай игру»

Слайд 55

Работа с родителями гиперактивного ребенка

Слайд 56

Образец письма Лариса Иванова Сегодня, 02.11.19 Илюша в группе в течении 20 минут строил башню из конструктора «Лего». На прогулке он играл вместе с Мариной, Сережей и Федей в «семью». Во время чтения воспитателем сказки «Три медведя»… построил в центре «Блоки» дом для медведей . Мама Сегодня, 02.11.19 Илюша дома прослушал от начала до конца сказку «Три медведя», которую ему читал папа. Вместе с мамой он нарисовал рисунок к прочитанной сказке, и во время рисования пересказал ее. Вечером играл вместе с братом: в течение 3 минут строил башню из кубиков.

Слайд 57

Вопросы беседы с родителями 1. Характерны ли для ребенка нервные движения (раскачивание ногой и др.)? 2. Каковы особенности протекания беременности родов? 3. трудно ли ребенку выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую ему читает взрослый? 4. Каковы особенности раннего развития ребенка? 5. Верно ли то, что ребенок показывает в обучении результаты которые явно ниже его способностей? 6. Часто ли ребенок нарушает правила? 7. Есть ли в семье другие дети? 8. Является ли ребенок чрезмерно экспрессивным? 9. Характерна ли для ребенка низкая переносимость огорчений? 10. Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям? 11. Бывают ли у ребенка депрессивные состояния? 12. Нравится ли ребенку, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу? 13. Часто ли ребенок приходит в ярость? 14. Легко ли ребенок приходит в состояние гнева? 15. Какая ведущая рука у ребенка ? 16. Есть ли в семье родственники склонные к депрессиям, алкоголизму, к употреблению наркотиками? 17. Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания? 18. Часто ли меняется настроение ребенка?

Слайд 58

Вопросы беседы с родителями 19. Трудно ли ребенку справиться со своим гневом? Умеет ли он контролировать свой гнев? 20. Нет ли у ребенка склонности показывать успехи ниже, чем онспособен ? 21. . Нет ли у ребенка привычки «перепрыгивать» с одной программы телевидения на другую? 22. Когда ребенок слушает, заняты ли чем-то его руки (играет в машинки, чертит линии )? 23. Любит ли ребенок смотреть телевизор? 24. Агрессивен ли ребенок? Какая агрессия проявляется чаще: вербальная или невербальная? 25. Насколько точно выполняет ребенок указания взрослых? 26. Насколько хорошо развита у ребенка координация движений? 27. Трудно ли ребенку приступить к занятиям? 28. Является ли ребенок аллергиком? 29. . Страдал ли кто-то из членов семьи ребенка синдромом дефи.1 цита внимания? 30. Беспокоен ли ваш ребенок? 31. Умеет ли ребенок хранить секреты? 32. Часто ли ребенок отказывается выполнять просьбы, требования взрослых? 33. Имеет ли ребенок привычку лгать?

Слайд 59

Вопросы беседы с родителями 34. Каков уровень самооценки ребенка? 35. . Способен ли ребенок длительное время ждать Вознаграждения) 36. Есть ли в семье другие гиперактивные дети? 37. Как ребенок реагирует на замечания Взрослых? 38. Часто ли ребенок забывает выполнить поручения взрослых? 39. . Характерна для ребенка роль «клоуна» в группе, в классе? 40. Страдает ли ребенок нарушением сна? 41. Как долго спит ребенок? 42. Каков уровень развития мелкой моторики ребенка? 43. Умеет ли ребенок планировать последствия своего поведения? 44. Является ли полной семья ребенка? 45. Какова очередность рождения данного ребенка в семье? 46. . Часто ли в Семье происходят конфликты? 47. Трудно ли ребенку дожидаться своей очереди в игре, на занятиях? 48. Часто ли ребенок задевает вещи, роняет их? 49. Часто ли ребенок является инициатором конфликтных ситуаций? 50. Часто ли ребенку приходится делать замечания дома, на про гулке , в Школе? 51. Труднее ли Ребенку закончить задание в детском саду (в школе), чем дома?

Слайд 60

Взаимодействие с родителями говорите родителям про малейшие успехи ребенка в течение дня. не давайте родителям установки на то, что у них такой непоседа, они итак об этом знают, говорите, что вы помогаете ему и что вам нужна их поддержка. важно убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть и покажите, что вы принимаете его с его особенностями.

Слайд 61

«Шпаргалки для взрослых» «Контакт с гиперактивным ребенком» Отвлечь ребенка от его капризов. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность). Задать неожиданный вопрос. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка). Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. Не приказывать, а просить. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас). Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья). Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)

Слайд 62

«Шпаргалки для взрослых» Профилактическая работа с гиперактивным ребенком Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а за веденный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хо тел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

Слайд 63

Пособие для педагогов и родителей по взаимодействию с гиперактивным ребенком 1.Организация строгого режима дня. 2.Позитивная модель общения 3. Похвала. 4. Организация деятельности ребенка. 5. Организация двигательной активности. 6.Тренировка мышечного расслабления.

Слайд 64

Индивидуальная программа развития гиперактивного ребенка 1. Развитие дефицитарных функций внимания, контроля поведения, двигательного контроля. 2. Отработка конкретных навыков взаимодействия с детьми и взрослыми. 3. Работа с гневом.

Слайд 65

Упражнения для коррекционных занятий: 1) Корректурные пробы: в течение одной минуты, просматривать знаки строчка за строчкой

Слайд 66

2) Сравнение двух и более картинок, имеющих 5 и более отличий. З) Сравнение предметов или картинок, имеющих тонкие различия (оттенок цвета, направление штриховки и т.д.). 4) Отыскивание на картинке заданных предметов из множества.

Слайд 67

5) Отыскивание на картинке «зашумленных изображений».

Слайд 68

6) «Хождение» по лабиринтам. 7) Отыскивание двух одинаковых предметов из множества похожих. 8) Игра «Найди игрушку». Взрослый описывает ребенку какую-либо игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать уточняющие вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь. 9) Ребенка просят закрыть глаза и ответить: «Какого цвета мое платье? Что у меня на ногах? Что лежит справа (слева, спереди, сзади) от тебя?» И тому подобное. 10) Игра «Муха». Нужно нарисовать большой квадрат (10 на 10 ем) и разделить его на 9 клеток. В центре сидит «муха». Она совершает движение по квадрату «вверх» или «вниз», «влево» или «вправо». Начало всегда в центре. Например: вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где «муха»? – В правом центре и т.д. Можно увеличивать количество движений и скорость. Сначала ребенок пальцем водит по центрам маленьких квадратиков, команды. Потом, когда придет опыт, нужно предложить ему, закрыв глаза и, представив этот квадрат, мысленно совершать движения. Можно диктовать ребенку команды, можно попросить, чтобы он диктовал вам, можно давать команды по очереди, по одной команде друг другу, по две, три, четыре и т.д., совместно следя за движением «мухи».

Слайд 69

11) Согнуть руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке открывать и закрывать ладони: левая — открыть, правая — открыть, левая — закрыть, правая — закрыть, обе — открыть, левая — закрыть, правую — закрыть, левую одновременно открыть, правую — открыть, обе — закрыть и т.д. Ребенок сидит напротив и открывает (закрывает) ладошки в зеркальном отражении. Темп увеличивать. 12) «Сколько был и стал?» перемещение предметов 13) «Куда упали снежинки (дождинки и т.д.)?» (по аналогии с методикой «Запомни и расставь точки») 14) Коллективные подвижные игры. 15) Коллективные игры с «запретами». 16) Упражнения на релаксацию (« Шалтай – Болтай», «Охотник и птицы» и др.) 17) «Шпионы» (тренировка наблюдательности, произвольного внимания).

Слайд 70

Психологическая характеристика ребенка Мальчик требует к себе повышенного внимания, не адекватен. На контакт со взрослыми идет с неохотой. Предпочитает подвижные игры, иногда конфликтен. В группе предпочитает общаться с мальчиками. Начатое дело не всегда доводит до конца. На занятиях отвлекается, не может сосредоточиться долгое время. Его бывает трудно дисциплинировать. Не всегда умеет управлять своим поведением. Не может долго выполнять что-либо (особенно за столом), не усидчив, много бегает, постоянно вертится, очень говорлив, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то, часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых, часто не слышит, когда к нему обращаются, легко отвлекается, когда ему читают книгу, часто не доводит начатое дело до конца, избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение.

Слайд 71

Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка. Задачи : - научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения); - научить ребенка навыкам двигательного контроля; - отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - научить ребенка справляться с гневом. - помочь гиперактивному ребенку развить внимание; Формы работы: беседы, ролевые игры, коммуникативные игры и упражнения, психогимнастика, методы арттерапии, психологические сказки. Индивидуальная программа развития гиперактивного ребенка

Слайд 72

Индивидуальная программа развития гиперактивного ребенка Ипользуемые психолого - педагогические приёмы: -формирование реально осозноваемых мотивов в поведении, реально действующих мотивов в поведении -анализ конфликтных ситуаций -ролевое научение -развитие позитивного общения Прогнозируемые результаты: - положительная динамика коррекции гиперактивности; - повышение уровня адаптации в образовательном учреждении. Диагностический блок программы 1. Наблюдение за поведением ребенка в различных видах деятельности в условиях образовательного учреждения и дома. 2. Беседа с учителями (классным руководителем, учителями) об особенностях поведения ребенка во время различных видов деятельности.

Слайд 77

Психологическая характеристика ребенка Саша Л. 3 класс. Ребенок программный материал по предметам усваивает, но имеются пробелы в знаниях из-за отсутствия внимания на уроках. Речь развита хорошо, хотя особого интереса к чтению не проявляет. На уроках мальчику требуется контроль .Внимание неустойчивое и непродолжительное. По инструкции учителя не работает. Самостоятельно не выполняет задания, требует постоянной помощи со стороны старших. При письме под диктовку допускает большое количество ошибок. Писать и выполнять задания в классе отказывается, начинает заниматься посторонними делами. Дома классную и домашнюю работу выполняет в частично и под контролем мамы. На уроках технологии правила пользования ножницами, линейкой и клеем не соблюдает, размахивает этими предметами перед лицом одноклассников. Ребенок очень подвижный, на уроках неусидчив, мешает сосредоточиться одноклассникам: начинает смеяться без причины, брать их учебные принадлежности и разбрасывать по классу, стучать кулаками по парте. Друзей в классе не имеет. Со сверстниками ведет себя агрессивно, недружелюбно. Часто поступают жалобы от родителей учащихся класса на некорректное поведение по отношению к одноклассникам во время уроков и на переменах. На замечания учителей строит гримасы, отвечает грубо или совсем не реагирует. Настроение у ребенка часто меняется. Иногда проявляет интерес к материалу урока, но это длится не более пяти минут.



Предварительный просмотр:

Видео «Письмо гиперактивного ребенка»

https://yandex.ru/video/preview?filmId=9603147627764107311&text=%D0%BE+%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D1%85+%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Счастья - это когда тебя понимают или, знаете ли Вы какой ребенок рядом с Вами"

Семинар способсттвует развитию коммуникативных способностей педагогов,....

Конспект совместного семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».

ГБОУ детский сад №994, является учреждением комбинированного вида, где наряду с детьми групп общего развития сформированы группы детей с нарушениями в развитии ( ОНР и ДЦП). Данный факт накладывает оп...

Семинар для педагогов «Игра – основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Задачи семинара: Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов по руководству и развитию сюжетно-ролевых игр дошкольник...

Семинар для педагогов "Условия сохранения психического здоровья ребенка в детском саду и семье"

               В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузк...

Семинар для педагогов "Нормативно-правовые основы, регламентирующие ответственность работников образования за жестокое обращение с ребенком"

Сегодняшние дети – будущее нашей страны. Несомненно одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Понимая, что  дети  - самое  дорогое, что ес...

Семинар для педагогов ДОУ "Охрана прав и достоинств маленького ребенка"

семинар для педагогов ДОУ по профилактике жестокого обращения с ребенком в семье....

Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"

Так что же делать? Как взаимодействовать с такими детьми?...