Театрализованная деятельность в детском саду для детей с ТНР. Театральный кружок «Звездочка»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аминова Елена Борисовна

Театрализованная деятельность в детском саду для детей с ТНР. Театральный кружок «Звездочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_tnr.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в детском саду для детей с ТНР. Театральный кружок «Звездочка»

(муз.рук-ль Аминова Е.Б.)

Проблема работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) возникла передо мной сразу же, как только я пришла работать в детский сад в 2017 г.Работа музыкального руководителя с такими детьми имеет не только воспитательную, но и корригирующую направленность, т. е. имеет свои особые задачи, ведь раннее включение ребёнка с особыми потребностями в процесс коррекционно-воспитательной работы способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития. Поиск эффективных форм коррекционного воздействия на дошкольников - одно из актуальных направлений совершенствования системы их воспитания. Это, а также желание помочь детям, подтолкнуло меня заняться поиском эффективных форм, приёмов, технологий для работы с детьми ТНР. В результате за 2 года работы с детьми (ТНР) у меня сложилась своя система развития музыкальных способностей детей, приобщения их к музыкальной и духовной культуре, их социализации и интеграции. Осуществляемый в ДОУ мониторинг наблюдения за детьми, изучение динамики их развития, показал, что выбранная мною система музыкального развития детей с ТНР эффективно сказывается на коррекции речевых нарушений, высших психических функций, общей мелкой моторики. С 2017 года в детском саду начал свою работу театральный кружок «Звездочка» Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.Задача театральной деятельности – дать ребёнку возможность выразить себя средствами театра. Решаются многие важные задачи по развитию речи и личности ребенка:

- учим детей правилам красивой речи: «Учимся говорить красиво, внятно, понятно, чётко, выразительно, последовательно»;

- формируем у детей регулирующую функцию речи: «Послушай, подумай, скажи»;

- учим правилам ведения диалога (понять вопрос и соотнести с ним ответ);

- обогащаем словарный запас детей. Формируем умение строить предложения, Учим правильно употреблять в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги;

- работаем над интонационной выразительностью речи;

- формируем умение передавать мимикой, позой, жестом и движением основные эмоции;

- развиваем умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в спектакле.

В кружок я набираю детей ТНР из всех групп (11 человек). Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня . Мною также разработан перспективный план на год и планы на каждое занятие.

В конце каждого квартала, как подведение итогов нашей работы, мы устраиваем с артистами-детьми  театральные недели в детском саду, выступая перед детьми со своими спектаклями, что является хорошим достижением для детей ТНР.

 Малая театральная неделя (ноябрь) – дети показывают 2-3 сказки пальчикового

Средняя театральная неделя (февраль) – дети показывают 2 сказки настольного театра и одну сказку театра картинок, тантамаресок, марионеток.

    

Большая театральная неделя (май) – дети показывают 2 сказки театра кукол с живой рукой.

Главная цель, которую я ставлю перед собой в работе театрального кружка- это сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театральном кружке, дети смогли применить в повседневной жизни. При этом я основываюсь на высказываниях русского психолога Л. С. Выгодского о роли творчества в развитии ребёнка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его надо видеть не в результате, не в продукте творчества. Важно, что они творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Предлагаю Вашему вниманию конспект одного из занятий.

КОНСПЕКТ

занятия театрального кружка «Звездочка»

Под песню «Звездочка» дети свободно заходят в зал и встают около стульев. Они здороваются с гостями.

1. Беседа с детьми о мимике из цикла «Азбука театра».

Педагог задаёт детям вопросы: «Где мы с вами очутились?» Как называются люди, которые выступают в театре, на сцене? Просто ли стать артистом? Что должен уметь артист? Какое у артиста должно быть сердце? Что такое мимика?».

После беседы с детьми педагог проводит дидактическую игру «Азбука настроений». Он показывает детям карточки с разными выражениями лица, т. е. с разным настроением и предлагает детям определить настроение каждого лица. После правильного определения карточка становится на фланелеграф.

Цель данной дидактической игры: определять эмоциональное состояние по графическому изображению.

Затем проводится игра «Определи настроение».

Цель: учить детей выражать настроение мимикой, обращать внимание на положение бровей, рта.

Каждый ребёнок по очереди изображает на своём лице определённое настроение, а все дети отгадывают, какое настроение ребенок изобразил.

2. Этюдный тренаж.

1. Игра на развитие изображения и фантазии «Солнечный зайчик».

Цель: развивать изображение, фантазию детей, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, развивать атмосферу тепла и ласки. Детям предлагают с помощью «Зеркала» поймать солнечного зайчика. Под соответствующую музыку, воображая и фантазируя, жети выполнят задание. Затем педагог говорит, что он тоже поймал солнечного зайчика и предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреть своим теплом. Когда зайчик возвращается к педагогу, он обращает внимание детей на то, что за это время зайчик, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в руках. Зайчика выпускают, но каждый ловит частицу его тепла своим сердцем.

2. Игра «Пирамида любви».

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.

Педагог предлагает детям построить из рук пирамиду любви, он называет что-то любимое и кладёт свою руку; затем каждый из детей называет то, что он любит и кладёт свою руку сверху. Так дети вместе с педагогом выстраивают свою пирамиду любви. Педагог делает выводы: «Вы чувствуете тепло наших рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида! Высокая, потому что мы с вами любим и любимы сами».

3. Актёрская тренировка.

Игра на выразительность жеста, движений, на выражение основных эмоций.

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого, уметь адекватно выразить своё, коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Дети показывают этюд по стихотворению Лунина «Случай на тропинке, передавая мимикой, жестами, движениями его содержание:

Тренди-бренди, тренди-брендь,

По тропинке шёл медведь,

По тропинке шёл медведь,

На малину посмотреть,

На сучок ногою встал, поскользнулся и упал.

Растянулся, испугался, что в капкан ногой попал.

С испугу задрожал, подскочил и убежал.

Видно, трусом был медведь, тренди-бренди, тренди-бредь

Трали – вали, чудеса, по тропинке шла лиса.

По тропинке шла лиса и смотрела в небеса.

На сучок ногой ступила, подскользнулась и завыла.

Хвать его что было силы - только лапу занозила!

Ох, и злой ушла лиса, трали – вали, чудеса.

Стуки – стуки, стуки – стук, по тропинке шел барсук,

По тропинке шел барсук, наступил на сук.

Поскользнулся, растянулся, встал на ноги, отряхнулся.

И пошел себе барсук, стуки- стуки, стуки – стук.

Дети поочередно изображают медведя, лису, барсука; мимикой передают эмоциональное состояние каждого: испуг медведя, злость лисы, спокойствие барсука; жестами показывают, как спотыкается и падает медведь, барсук, как лиса бьет по суку лапой, а потом встает и т. д.

Игра на выражение отдельных черт характера «Карабас-Барабас и Буратино».

Цель: учить детей понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается. Осознание детьми положительных и отрицательных черт характера. Учить детей подбирать выразительные движения, жесты, соответствующую мимику для изображения характера сказочного героя.

Под соответствующую музыку дети превращаются поочередно в сказочных героев сказки А. Толстого «Золотой ключик»: Карабаса-Барабаса, а затем, в Буратино. Педагог комментирует выразительные движения детей.

Карабас-Барабас: дети сидят на стуле, широко расставив ноги, одной ногой можно притопывать, не отрывая носка от пола; корпус тела наклонен вперед, кулаки упираются в бедра, брови сдвинуты (злой, жестокий).

Буратино: стоит, руки слегка разведены в стороны, рот приоткрыт, на лице – широкая улыбка, лицо добродушное, веселое, слегка глуповатое.

Педагог подводит итог: «У артиста должно быть доброе сердце, но он обязан уметь изображать героев с разными характерами, что мы с вами сейчас и делали».

4. Театр кукол «с живой рукой».

1. Этюды с куклами «с живой рукой».

Дети достают из-под стульчиков кукол «с живой рукой», правильно надевают их на руку и выполняют с ними следующие действия: покачать головой, поклониться, повернуться вправо, влево, встать прямо, похлопать в ладоши, пройтись «своей походкой» вправо, влево, а, затем, под соответствующую музыку поплясать и т. д.

2. Сценка на ширме «Два петушка».

Цель: привлечь детей к показу сценки, учить правильно строить диалог, добиваться чистого, ясного, выразительного, неторопливого произношения текста; изменять голос, искать выразительные интонации при изображении героев сценки. Правильно двигать куклу на ширме и т. д.

5. Заключение. Педагог хвалит всех детей, желает им всего доброго и прощается с ними до новой встречи в театре «Звездочка».

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

Мастер-класс "Изготовление театральных кукол из бросового материала. Использование театрализованной деятельности в детском саду"

   Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно го...

Мастер – класс для родителей. «Изготовление театральных кукол. Использование театрализованной деятельности в детском саду»

Краткая аннотация мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании....

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...