Диагностика музыкальных способностей детей.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Диагностика разработана по методике главного научного сотрудниак НИИ дошкольного воспитания К.В. Тарасовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_diagnostika_muzykalnyh_sposobnostey_detey.docx | 38.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностика музыкальных способностей детей
Музыкальный руководитель:
Черных Елена Александровна
Пояснительная записка
Реализация рабочей программы музыкального руководителя предполагает оценку индивидуального развития детей.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач:
-индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
-оптимизации работы с детьми;
Полученные диагностические данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.
В результате анализа индивидуальных диагностических данных можно значительно быстрее, чем в процессе обычных коллективных занятий, изучить группу детей, составить ее «портрет», а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года занятий как в плане развития способностей, так и уровня достижений в том или ином виде музыкальной деятельности.
В провидении диагностики я применяю методику К.В.Тарасовой. Она состоит из входной (начало учебного года (сентябрь) и выходной, в конце учебного года (май)). Для групп компенсирующей направленности для детей с ТНР,провожу еще промежуточную (декабрь, январь), для того чтобы определить динамику музыкального развития ребенка на середину года и составляю индивидуальную карту развития ребенка , индивидуальный образовательный маршрут.
Мониторинг следует проводить в привычной для детей обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии). Важно создать для детей дружескую, благоприятную и доверительную атмосферу.
Цель мониторинга:
-индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;
-выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними дальнейшей коррекционной работы;
-выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними работы способствующей дальнейшему их музыкальному развитию;
-выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции
- индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
Дата проведения: сентябрь - октября
декабрь-январь.
апрель - май
Категория оценивания:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ
Низкий уровень: ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах.
Средний уровень: ребенок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на инструментах.
Высокий уровень: ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Об этом свидетельствуют выражения его глаз, мимика, положение тела. Ребенок хочет слушать музыку, просит ее повторить. Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в игре на детских музыкальных инструментах.
Музыкальные способности:
1.ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА
Низкий уровень: ребенок решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.
Этот тип решения задачи характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня, поэтому если ребенок этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто-либо из малышей исполняет задание более ритмично, то относим его к высокому уровню.
В то же время , если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня развития этой способности.
Средний уровень: ребенок решает ритмическую задачу, воспроизводя только метрическую пульсацию (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями, реже равномерными восьмыми или половинными). Этот тип решения характерен для большинства детей средней группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачи по беспорядочному или адекватному типу, его относят к низкому и высокому уровню.
Высокий уровень. Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.
2.Музыкальный слух (ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ)
Низкий уровень: интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме. Или интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном – двух звуках.
Такое интонирование характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития интонирования мелодии голосом. Детей оказавшихся на этом этапе, мы относим к среднему уровню. Другие дети этого возраста, которые не интонируют вообще или интонируют на более высоком уровне, относятся к низкому и высокому уровням.
Средний уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии. На этом уровне находятся большинство детей средней группы.
Если дети этого возраста интонируют только один – два звука, мы относим их к низкому уровню, если ребенок на фоне общего направления чисто поет, он будет отнесен к высокому уровню.
Высокий уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные ее отрывки или всю мелодию.
3. Музыкальное восприятие - мышление.
Репродуктивный компонент(по показателю словесных характеристик).
Низкий уровень: ребенок не определяет вообще или не верно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.
Средний уровень. Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь на комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому, восприятие музыкального художественного образа становится более адекватным, ребенок может почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.
Высокий уровень. При восприятии музыкального художественного образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.
4. Музыкальное восприятие - мышление.
Продуктивный компонент (творческое мышление).
Низкий уровень. На самой ранней ступени развития процесса импровизации имеет опробующий характер. Если это музыкальный инструмент то дети его просто изучают, прислушиваются к его звучанию. Чаще они «гуляют» по клавишам снизу вверх и сверху в низ. Ритмическая структура проб беспорядочна. Дети этого уровня не могут придумать простейшую мелодию к знакомым стишкам, или исполнить танцевальные движения под музыку.
Для детей младшей группы эти показатели являются средним уровнем.
Средний уровень. В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще всего отсутствует знакомая мелодия. В песенном творчестве ребенок проявляет себя более активно, он может сочинить простую мелодию на знакомое стихотворение, придумать небольшой танец (2-3 повторяющихся движений) на знакомую мелодию. Дети младшей группы справляющиеся с таким родом заданий могут считаться средним или высоким уровнем музыкальных способностей.
Высокий уровень. В импровизациях на музыкальных инструментах и в песенном творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений. Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие интересные скачки. В танцевальном творчестве ребенок тоже проявляет оригинальность и может сочинить танец из 3- и более повторяющихся движений, исполняя ритмично и выразительно.
Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения диагностики.
Младшая группа
Эмоциональная отзывчивость
- Предложить послушать две разнохарактерные песенки.
- Предложить исполнить знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.
- Предложить исполнить знакомые танцевальные движения совместно с музыкальным руководителем.
Чувство музыкального ритма
- Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной длительности по показу музыкального руководителя.
- Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и попросить ребенка начать и закончить движение вместе с музыкой.
Музыкальный слух.
- Предложить ребенку исполнить любую хорошо знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем. «Утро», «Пирожки», «Серенькая кошечка»
- Предложить ребенку узнать песенку (из пройденного музыкального материала).
Уровень развития музыкального мышления – восприятия (по показателю словесных характеристик)
- Предложить прослушать песенку (Сборник «Солнышко» М.Раухвегер) и рассказать о том, как она звучала характер, настроение.
Продуктивный компонент музыкального мышления (творческое мышление).
1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию металлофоне.
2. Предложить станцевать под веселую музыку.
3. Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, птичку.
Средняя группа
Эмоциональная отзывчивость
1. Предложить прослушать две разнохарактерные пьесы.
2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с
музыкальным руководителем.
3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с
музыкальным руководителем.
Чувство музыкального ритма
1. Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной, двух длительностей по показу.
2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и попросить ребенка начать и закончить движение вместе с музыкой.
3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на ложках, барабане.
4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок одной, двух длительностей.
Музыкальный слух.
1. Предложить ребенку исполнить любую хорошо знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.
2. Предложить ребенку узнать песенку, (из пройденного музыкального материала)
3. Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре «Курица и цыплята»
Уровень развития музыкального мышления – восприятия (по показателю словесных характеристик)
1.Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука.
Продуктивный компонент музыкального мышления (творческое мышление).
1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию на фортепиано или металлофоне.
2. Предложить придумать свой танец под веселую музыку.
3. Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, лошадку.
Старшая группа
Эмоциональная отзывчивость
1.Предложить прослушать разнохарактерные музыкальные произведения «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.
2.Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.
3.Предложить исполнить музыкальные движения совместно с музыкальным руководителем.
4.Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе «На слонах в Индии» А.Гедике, «Мышки» А.Жилинский
Чувство музыкального ритма
1. Предложить воспроизвести несколько ритмических цепочек хлопками, двух, по показу музыкального руководителя.
2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения.
3. Предложить исполнить не сложный ритмический рисунок на металлофоне.
4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок из нескольких длительностей.
Музыкальный слух.
1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песню совместно с музыкальным руководителем.
2. Предложить ребенку узнать песню, (из пройденного музыкального материала)
3. Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре «Лесенка», «На качелях»
4. Предложить определить музыкальный инструмент по звучанию.
Уровень развития музыкального мышления – восприятия (по показателю словесных характеристик)
1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука, тембр. «Лисичка поранила лапу» В.Гаврилин, «Смелый наездник» Р.Шуман, «Клоуны» Д.Кабалевский
Продуктивный компонент музыкального мышления (творческое мышление)
1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию на фортепиано или металлофоне.
2. Предложить придумать свой танец под веселую, грустную музыку.
3. Предложить ребенку изобразить «Сердитого мишку», «Веселого воробышка», «Хитрую лису».
4. Предложить сочинить песенку на знакомый стишок, считалочку.
Подготовительная к школе группа.
Эмоциональная отзывчивость
1. Предложить прослушать музыкальное произведение «в пещере горного короля» Э.Григ,
«Снежинки» А.Стоянов.
2. Предложить исполнить любую знакомую песню самостоятельно.
3. Предложить исполнить музыкальные движения под разнохарактерное музыкальное сопровождение.
4. Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе «У камелька» П.И.Чайковский, «Марш гусей» Б.Канэда.
Чувство музыкального ритма
1.Предложить воспроизвести несколько ритмических цепочек хлопками, двух, по показу музыкального руководителя.
2. Предложить повторить ритм в танцевальных движениях.
3. Предложить исполнить не сложный ритмический рисунок на металлофоне.
4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок из нескольких длительностей.
Музыкальный слух.
1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку с музыкальным сопровождением и без.
2. Предложить ребенку рукой изобразить движение звука в игре «Горошина».
3. Предложить определить музыкальный инструмент по звучанию.
Уровень развития музыкального мышления – восприятия (по показателю словесных характеристик)
1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука, тембр. Если это песня рассказать о чем поется. «Две плаксы» Е.Гнесина, «Пудель и птичка» Ф.Лемарк, «Болезнь куклы» П.И.Чайковский.
Продуктивный компонент музыкального мышления(творческое мышление)
1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию на фортепиано или металлофоне.
2. Предложить придумать свой танец под разнохарактерную музыку.
3. Предложить ребенку пластический этюд «Деревянные и тряпичные куклы», «Добрый и злой волшебник»
4. Предложить сочинить песенку на стихотворение «Зайку бросила хозяйка», «Бычок», «Лошадка» А. Барто
По полученным сведениям составляем таблицы (пример):
Диагностика музыкальных способностей у детей средней группы
2019-2020 уч.год.
№ | Ф.И. ребенка | Эмоциональный отклик | Чувство ритма | Музыкальный слух | Уровень восприятия-мышления | Творческое восприятие | |||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | ||
1. | Ваня И. | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 |
2. | Света К. | ||||||||||
3. | Вера М. | ||||||||||
4. | Петя В. |
Баллы: низкий уровень -3, средний-4, высокий -4,7-5
Составляем сводную таблицу, где указываем в процентах количество детей с низким, средним и высоким уровнем.
Уровень музыкального развития детей на 2018-2019 учебный год.
группа | сентябрь | май |
Подготовительная «Капелька» №8 | Высокий-40% Средний- 58% Низкий-2% | Высокий-57% Средний-43% --- |
Подготовительная «Смешарики» №7 | ||
Подготовительная «Звездочка» №9 | ||
Подготовительная логопедическая «Лучики» №2 | ||
Младшая группа №5 «Семицветик» | ||
Младшая группа №3 «Светлячок» |
Таким образом, учитывая биологические, физиологические и психологические особенности детей, мы осуществляем дифференцируемый педагогический подход.
С Детьми низкого уровня проводятся индивидуальные занятия, где дети совместно с педагогом работают над развитием музыкальных способностей. Например, для развития чувства ритма используем музыкально дидактические упражнения: «Три медведя», «Веселые подружки», «Катюша учит танцевать», «Послушай, запомни, повтори», и т.д. Также дети развивают чувства ритма, исполняя простейшие попевки, песенки, музыкально –ритмические и танцевальные упражнения.
Дети со средним и высоким уровнем закрепляют свои способности в более сложных музыкальных видах деятельности; игре в детском музыкальном оркестре исполняя более сложные партии, исполняют более сложные музыкально – ритмические движения и танцы. Могут являются солистами.
Для групп компенсирующей направленности для детей с ТНР разрабатываем индивидуальные карты развития ребенка, и разрабатываем индивидуальный образовательный маршрут. Пример-средняя группа.
Индивидуальная карта развития ребенка
Петров Ваня, средняя группа
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальный руководитель:
Диагностируемые параметры Категория оценивания. | начало года | середина года | конец года | |||
результат | уровень | Вывод общий на середину года. В каких параметрах проявляет положительную динамику. | результат | уровень | Вывод (подробный) | |
Эмоциональная отзывчивост | ||||||
Почти не слушает музыку, отвлекается, без настроения участвует в муз.движении, игре на ДМИ. | ||||||
Достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку, не ярко проявляет себя в муз.движении, игре на ДМИ. | * | средний | ||||
С интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Очень эмоционален в муз. движении, ярко проявляет себя в игре на ДМИ. | ||||||
Чувство музыкального ритма. | ||||||
Решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, не воспроизводится метрическая пульсация, хлопки следуют вне музыки. | ||||||
Решает ритмическую задачу, воспроизводя только ритмическую пульсацию (равномерными четвертями, восьмыми, половинными) | ||||||
Решает задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз) без ошибок, или 1-2 ошибки. | * | высокий | ||||
Музыкальный (звуковысотный) слух. | ||||||
Интонирование мелодии голосом отсутствует, воспроизводит только слова песни в ее ритме, или интонирует на одном-двух звуках. | * | низкий | ||||
Интонирует общее направление движения мелодии. | ||||||
Интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные ее отрывки или всю мелодию. | ||||||
Музыкальное восприятие-мышление (по показателю словесных характеристик). | ||||||
Не определяет, или неверно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. | ||||||
Ребенок правильно определяет настроение пьесы, ориентируясь на комплекс средств музыкальной выразительности. | ||||||
При восприятии музыкального образа ориентируется на мелодию, интонации. Улавливает развитие муз.образа, сравнивает пьесы. | * | высокий | ||||
Музыкальное восприятие-мышление (творческое мышление) | ||||||
Не принимает творческую задачу, ритмическая структура проб беспорядочна. | * | низкий | ||||
В импровизации превалирует ритм, может сочинить простую мелодию, и придумать небольшой танец (2-3 повторяющихся движения) | ||||||
В импровизациях на ДМИ и в песенном творчестве отличается оригинальностью, появляется законченная мелодия. Может сочинить ритмичный и выразительный танец. | ||||||
Вывод (начало года) | 4 балла, что соответствует среднему уровню. | |||||
рекомендации | Пример: Развивать у ребенка звуковысотный слух, учить правильно интонировать мелодию, петь с выражением.. Разучивать танцевальные движения, использовать логоритмические упражнения. |
Баллы: низкий уровень -3, средний-4, высокий -4,7-5
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Петров Ваня, средняя группа. Музыкальный руководитель :
Основное направление развивающей образовательной деятельности | Основное содержание и методы образовательной деятельности с ребенком (выписать упражнения, с помощью которых вы планируете повысить уровень музыкальности ребенка в тех параметрах, где он проявляет низкий и средний уровень) | Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи для вовлечения родителей в образовательный процесс по реализации ИОМ ребенка |
Эмоциональная отзывчивость | Слушание и беседа: «Полька», Колыбельная Зайчонка», «Марш», «Два петуха» игры: «Дети и медведь», «Колпачок», «Барабанщик» | Пример: Пробовать поиграть дома в театр, поощрять ребенка даже за малейшие признаки творчества. Хвалите и хлопайте ребенку за любое, даже маленькое произведение, исполненное им. Создайте дома соответствующую ауру - слушайте музыку, говорите о ней с ребенком. Приобретите диски с музыкальными произведениями Чайковского «Детский альбом». Развивайте детское воображение, фантазию, творческие проявления. Ходите с ребенком на концерты и в театр, приобщайте детей к культуре. Пойте вместе песни из мультфильмов, любимые семейные хиты. |
Чувство ритма | ||
Звуковысотный слух | «Кто проснулся рано?», «Лесенка», «Мышки и медведи», «Дождик, листопад», «Я иду с цветами», «Би-би-би», «Мама и папа разговаривают», «Солнышко» | |
Музыкальное восприятие-мышление.Репродуктивный компонет. | ||
Продуктивный компонент. Творческое мышление. | Творческие задания: «Нам весело», «Осенние Листочки», «Летчики на аэродром», «Воробушки и автомобиль», «Огородная-хороводная», «Ловишки», | |
Логоритмика | «Андрейворобей»,«Петух»,«Мяч»,«Умывалочка»,«Снежок»,«Елочка», «Летчик», «Кормушка» |
Ознакомлен(а) ___________________ _____________________________________
подпись ФИО родителя (законного представителя)
Результаты индивидуальной работы | ||||||||
Основное направление развивающей образовательной деятельности | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Динамика на середину года | Феврал | Март | Апрель | Результативность на конец года (достигнутый уровень) |
Эмоциональная отзывчивость | + - | + - | + - | |||||
Чувство ритма | + | + | + | |||||
Звуковысотный слух | - | - | + - | Положительная динамика. | ||||
Музыкальное восприятие-мышление.Репродуктивный компонет | + | + | + | |||||
Продуктивный компонент. Творческое мышление. | - | - | + - | Положительная динамика. | ||||
«-» - низкий уровень; «±» – средний уровень; «+» - высокий уровень |
Ознакомлен(а) ___________________ _____________________________________
подпись ФИО родителя (законного представителя)
Затем составляем сводную таблицу по результатам диагностики музыкальных способностей детей всей группы.
Литература:
Программа «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева, Изд. «Композитор», 2008.
Журнал «Музыкальный руководитель» Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей
М. «Владос» 2004
Ветлугина Н.А, Кенеман А.В. Теория и методика музыкального развития в детском саду. М. «Просвещение» 1983
Ветлугина Н.А, Дзержинская И.Л. Музыкальные занятия в детском саду
М. «Просвещение» 1984
Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников
М. «Просвещение» «Владос» 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика по диагностики музыкальных способностей детей подготовительной группы
Методика по диагностики музыкальных способностей детей подготовительной группы...
Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Консультация для родителей. Данный материал может быть полезен родителям дошкольников, не имеющим возможности получить профессиональную оценку музыкальных способностей своих детей. В статье можно озна...
Педагогическая диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогическая диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста...
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Диагностика музыкальных способностей детей
Критерии оценки музыкальных способностей дошкольников...
Диагностика музыкальных способностей детей
Критерии оценки музыкальных способностей детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп....
Задания для диагностики музыкальных способностей детей по всем возрастным группам
Задания для диагностики музыкальных способностей детей по всем возрастным группам...