«Взаимодействие педагога с детьми с особенностями в развитии»
консультация по коррекционной педагогике
В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagoga_s_detmi_s_osobennostyami_v_razvitii.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
педагога-психолога Кузьминой Ю.В.
от 03.10.2019 г.
по теме «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ»
Взаимодействие педагога с детьми с особенностями в развитии
В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности. Данный термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей . Дети с особыми образовательными потребностями это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении . Как показывает практика, увеличение числа «особых» детей требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений готовности строить эффективное взаимодействие с учетом специфики их развития. В связи с этим, с одной стороны возникает потребность дошкольного образовательного учреждения в кадрах, готовых решать проблемы профессионально-педагогического общения, с другой отмечается недостаточный уровень подготовки педагогов к такой деятельности. Комплексность проблем, которые необходимо решать в процессе организации взаимодействия педагогов и «особых» детей, сопровождается с определенными трудностями, связанными с необходимостью анализа причин и факторов риска, детерминирующих нарушения в развитии детей; повышения уровня компетентности педагогов; развития психолого-педагогической грамотности родителей. Педагог-воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи данным детям. Многоплановость профессиональной деятельности педагога-воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями. Большинство исследователей признают, что в работе с «особым» ребёнком именно отношения являются ключом к развитию и успешной социализации. А.А.Бодалёв, А.Г. Ковалёв рассматривают общение как важнейший профессиональный инструмент педагога, отмечая, что умения взаимодействия является залогом успешной деятельности. Эмпирические и научные данные свидетельствуют о том, что дети, находящиеся в сфере помогающих отношений претерпевают значимые изменения личности, отношений и поведения. При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять основные особенности родительской позиции по отношению к ребенку. Он должен соблюдать определенные этические нормы при использовании конфиденциальной информации о ребенке и его семье, которую он 571 получил от родителей. Недопустимыми являются менторский тон, нравоучения при взаимодействии с родителями. А.С. Спиваковская выделяет три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогностичность. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, которое потребует от них немало времени и усилий. В связи с этим, перед ДОУ в последнее время, встает необходимость решения, наряду с общими, специальных задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии «особых» детей. Для повышения компетентности родителей в аспекте воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, создания единого оздоровительно-развивающего пространства в семье и ДОУ, используются формы взаимодействия, такие как: родительские конференции, встречи со специалистами, совместное проведение мероприятий, клубные занятия. Данные формы направлены на: − обучение родителей методам и средствам проведения оздоровительной и воспитательной работы с детьми; − своевременное информирование родителей и педагогов о состоянии здоровья детей, организация коррекционно-развивающей работы; − разработка единых критериев и требований к соблюдению основ здорового образа жизни в семье и ДОУ. Педагогами осуществляется система психолого-педагогического сопровождения «особых» детей, которая включает следующие направления деятельности:
1. Анкетирование родителей. Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей дошкольного возраста.
2. Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания.
3. Наблюдение за детьми в группе.
4. Заполнение воспитателем, под руководством психолога, карты психофизического развития ребенка с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуальной работы.
5. Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.
6. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ.
Анализ материалов исследований и практический опыт позволяет заключить, что деятельность педагогов с «особыми» детьми и родителями в образовательном учреждении может быть организована в различных формах и с использованием разнообразных методов. В качестве основных, в ДОУ используются следующие: − подбор и определенная систематизация информационных материалов (например, в виде информационных папок с целью повышения теоретической и методической осведомленности родителей); − подготовка наглядных материалов и их распространение (во время консультаций, родительских собраний, групповых занятий или в «уголках родителей» с целью комплексного, систематического влияния наглядных информационных материалов на участников образовательного пространства, развитие их психологической компетентности); − организация мероприятий для родителей (беседы, дискуссии, родительские собрания и пр.); − непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми (все виды развивающей и 572 коррекционно-развивающей работы); − прогнозирование развития проблемы ребенка в соответствии с полученными результатами и причинно-следственным анализом ее состояния; − планирование возможных путей решения с учетом реальных условий; − определение исходных значений тех показателей, тенденции изменения которых будут отслеживаться в дальнейшем. Основная цель работы с педагогами в образовательном учреждении это повышение мотивационной, технологической и практической готовности воспитателя к развивающей и коррекционной деятельности с «особыми» детьми. Так, для совершенствования коммуникативных компетенций педагогов организуются семинары-практикумы по основам педагогического общения, как средству гуманизации процесса образования; тренинги по овладению педагогами моделью личностно-ориентированного взаимодействия с семьями воспитанников; мастер-классы по организации родительских собраний и других современных форм взаимодействия с семьями воспитанников; встречи со специалистами; обмен опытом; занятия в мини-школах; педконсилиумы, круглые столы и т.д. Мы предполагаем, что систематическое проведение работы с педагогами по развитию взаимодействия с «особыми» детьми и родителями позволит получить следующие результаты: − раннее выявление отклонений в развитии детей; − устранение выявленных проблем в развитии детей в течение дошкольного детства; − повышение психолого-педагогической грамотности родителей; − создание специально организованной педагогической среды; − повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коммуникативного взаимодействия педагога с детьми
Профессиональное общение воспитателя и ребенка есть педагогическое общение. Оно имеет определённые педагогические функции и должно быть направлено на создание благоприятного психологического кли...
Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается научный взгляд на проблему личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. В ...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»
Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....
Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности
Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при подготовке и проведении НОД в рамках личностно-ориентированного взаимодействия...
Особенности развития речи младших дошкольников в личностно ориентированном взаимодействии педагога с детьми.
Особенности развития речи младших дошкольниковв личностно- ориентированном взаимодействии педагога с детьми....
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"
quot;Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"Консультация для педагогов раннего и младшего возраста...