Всестороннее развитие ребенка с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В дошкольных учреждениях и школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Всестороннее развитие личности ребенка с ЗПР в дошкольном учреждении
Арт-терапия и её возможности
Арт-терапия (лат. ars – искусство, греч. therapeia – терапия, лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия является одним из самых востребованных направлений психотерапии. Популярность арт-терапевтических методов обусловлена мягкостью, но при этом высокой эффективностью, широтой применения и относительной краткосрочностью.
Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Очевидно, что “лечение искусством” появилось тогда качестве “средства исцеления” различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и многое другое. Если проследить развитие всевозможных вариантов народного целительства, то все они, без исключения, содержат элементы терапии искусством. Для многих людей народное творчество (рукоделие и ремесло) до сих пор является фактором сохранения душевного равновесия и здоровья.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк. Среди них есть невротические и психосоматические расстройства. Почему?
Потому, что в процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребёнок и взрослый правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира.
Арт-терапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.
Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на
бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В дошкольных учреждениях и школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
В коррекционных группах использование методики арт-терапии ставит перед собой следующие задачи:
а) развитие сенсомоторной сферы;
б) развитие психических процессов ( внимания, памяти , мышления);
в) развитие связной речи;
г) развитие эстетических чувств;
д) развитие фантазии и воображения;
Дети, с нарушениями в развитии часто имеют проблемы с развитием общей и мелкой моторики, пространственного ориентирования, внимания, своеобразным пониманием словесной инструкции. Для правильного выполнения задания ребенком ему нужно уметь рассматривать образец, сделанный педагогом и проговорить последовательность выполняемых действий. А также уметь соотносить образец с реальными предметами. Для этого необходимо наличие достаточного объёма внимания и умения его концентрировать.
Умение концентрировать и удерживать внимание необходимо при выкладывании целого из частей по образцу и без него, дорисовывании недостающих деталей.
Выполнение такого задания формирует представление о предмете, развивает воображение. Но уже на первом этапе работы нужно, чтобы ребенок увидел какой-либо предмет. В данном случае необходим индивидуальный подход. Каждый ребёнок должен получить задание по своим возможностям, справиться с ним самостоятельно или с незначительной помощью, завершить порученное и увидеть плоды своего творчества, иначе теряется интерес к данной деятельности и, как правило, уходит внимание.
Для этого используем приемы, компенсирующие двигательную недостаточность и пассивные действия детей (когда педагог работает рукой ребёнка) с переводом их в активные и разнообразные компенсаторные приспособления, коими являются: дорисовывание, обведение, штриховка, аппликация.
Большой интерес представляет для детей лепка. Работа с пластилином, тестом является важным средством развития мелкой моторики, а , следовательно, мышления и речи. Поэтому мы стараемся формировать положительное отношение к данному виду деятельности.
Немалое значение для правильного выполнения задания ребенком имеет его умение рассматривать образец, выполненный педагогом и проговаривание последовательности действий. А также умение соотносить образец с реальными предметами.
Если в раннем возрасте поддерживать и развивать творчество и фантазию малыша, то его воображение может хорошо работать впоследствии. В данном случае необходим индивидуальный подход. Каждый ребёнок должен получить задание по своим возможностям, справиться с ним самостоятельно или с незначительной помощью, завершить порученное и увидеть плоды своего творчества, иначе теряется интерес к данной деятельности, и, как следствие, уходит внимание.
Для развития воображения дошкольников существует много разных игр.
Играя в них можно понять и почувствовать, чем живёт ребёнок, что его тревожит, каковы его взаимоотношения с окружающим миром. В одном из вариантов игры используются стихи.
Виктор Лунин «Когда я взрослым стану»
Когда я взрослым стану, я всё позволю сыну:
Руками есть сметану и прыгать мне на спину.
…..................................
Крутить в часах пружину, пить воду из-под крана …
Я всё позволю сыну, когда я взрослым стану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по теме «Влияние фольклора на всестороннее развитие ребенка»
Конспекты занятий по теме "Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни"...
Программа всестороннего развития ребенка средствами музыки и ритмических движений
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...
Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»
Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...
Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»
Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...
Консультация для родителей " Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377582-1389187530.jpg)
Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье
консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/21/picture-759430-1456076597.jpg)
консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка раннего возраста"
Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста положительно влияет на формирование познавательных процессов....