Всестороннее развитие ребенка с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В дошкольных учреждениях и школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsestor_raz.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Всестороннее развитие личности ребенка с ЗПР в дошкольном учреждении
Арт-терапия и её возможности
Арт-терапия (лат. ars – искусство, греч. therapeia – терапия, лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия является одним из самых востребованных направлений психотерапии. Популярность арт-терапевтических методов обусловлена мягкостью, но при этом высокой эффективностью, широтой применения и относительной краткосрочностью.
Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Очевидно, что “лечение искусством” появилось тогда качестве “средства исцеления” различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и многое другое. Если проследить развитие всевозможных вариантов народного целительства, то все они, без исключения, содержат элементы терапии искусством. Для многих людей народное творчество (рукоделие и ремесло) до сих пор является фактором сохранения душевного равновесия и здоровья.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк. Среди них есть невротические и психосоматические расстройства. Почему?
Потому, что в процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребёнок и взрослый правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира.
Арт-терапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.
Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на
бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В дошкольных учреждениях и школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
В коррекционных группах использование методики арт-терапии ставит перед собой следующие задачи:
а) развитие сенсомоторной сферы;
б) развитие психических процессов ( внимания, памяти , мышления);
в) развитие связной речи;
г) развитие эстетических чувств;
д) развитие фантазии и воображения;
Дети, с нарушениями в развитии часто имеют проблемы с развитием общей и мелкой моторики, пространственного ориентирования, внимания, своеобразным пониманием словесной инструкции. Для правильного выполнения задания ребенком ему нужно уметь рассматривать образец, сделанный педагогом и проговорить последовательность выполняемых действий. А также уметь соотносить образец с реальными предметами. Для этого необходимо наличие достаточного объёма внимания и умения его концентрировать.
Умение концентрировать и удерживать внимание необходимо при выкладывании целого из частей по образцу и без него, дорисовывании недостающих деталей.
Выполнение такого задания формирует представление о предмете, развивает воображение. Но уже на первом этапе работы нужно, чтобы ребенок увидел какой-либо предмет. В данном случае необходим индивидуальный подход. Каждый ребёнок должен получить задание по своим возможностям, справиться с ним самостоятельно или с незначительной помощью, завершить порученное и увидеть плоды своего творчества, иначе теряется интерес к данной деятельности и, как правило, уходит внимание.
Для этого используем приемы, компенсирующие двигательную недостаточность и пассивные действия детей (когда педагог работает рукой ребёнка) с переводом их в активные и разнообразные компенсаторные приспособления, коими являются: дорисовывание, обведение, штриховка, аппликация.
Большой интерес представляет для детей лепка. Работа с пластилином, тестом является важным средством развития мелкой моторики, а , следовательно, мышления и речи. Поэтому мы стараемся формировать положительное отношение к данному виду деятельности.
Немалое значение для правильного выполнения задания ребенком имеет его умение рассматривать образец, выполненный педагогом и проговаривание последовательности действий. А также умение соотносить образец с реальными предметами.
Если в раннем возрасте поддерживать и развивать творчество и фантазию малыша, то его воображение может хорошо работать впоследствии. В данном случае необходим индивидуальный подход. Каждый ребёнок должен получить задание по своим возможностям, справиться с ним самостоятельно или с незначительной помощью, завершить порученное и увидеть плоды своего творчества, иначе теряется интерес к данной деятельности, и, как следствие, уходит внимание.
Для развития воображения дошкольников существует много разных игр.
Играя в них можно понять и почувствовать, чем живёт ребёнок, что его тревожит, каковы его взаимоотношения с окружающим миром. В одном из вариантов игры используются стихи.
Виктор Лунин «Когда я взрослым стану»
Когда я взрослым стану, я всё позволю сыну:
Руками есть сметану и прыгать мне на спину.
…..................................
Крутить в часах пружину, пить воду из-под крана …
Я всё позволю сыну, когда я взрослым стану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по теме «Влияние фольклора на всестороннее развитие ребенка»
Конспекты занятий по теме "Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни"...
Программа всестороннего развития ребенка средствами музыки и ритмических движений
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...
Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»
Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...
Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»
Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...
Консультация для родителей " Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье"
Консультация для родителей...
Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье
консультация для родителей...
консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка раннего возраста"
Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста положительно влияет на формирование познавательных процессов....