Комплексно-предупредительное воздействие на детей дошкольного возраста не владеющими речью
презентация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predupreditelnoe_vozdeystvie.pptx | 617.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекционно-предупредительное воздействие предполагает направленную комплексную работу по коррекции процессов, которые должны быть сформированы в данном психологическом возрасте и формированию процессов, находящихся в стадии развития. Основная цель коррекционно-предупредительного воздействия – «включить» ребенка с отклонениями речевого развития в коммуникативное взаимодействие с близкими взрослыми, педагогами группы и ровесниками, уже владеющими вербальными средствами коммуникации.
Развитие речи осуществляется на основе ознакомления детей раннего возраста с предметами и явлениями окружающей действительности. Окружающая действительность – источник познания и развития. Ознакомление с окружающим – важное средство всестороннего воспитания и развития детей с отклонениями в развитии. Формирование речи ребенка раннего возраста проводится в специально созданных коммуникативных игровых ситуациях, содержание которых максимально приближено к реалиям жизни.
Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие включает в себя 3 блока: Музыкально-логопедический блок Клинико-логопедический блок Социально-педагогический блок
Музыкально-логопедический блок Участники: учитель-логопед, музыкальный руководитель, дети Форма организации: еженедельные музыкально-логопедические занятия со всеми детьми в музыкальном зале Занятия разработаны по концентрическому принципу и наполнены определенным лексическим содержанием в соответствии с сезонностью явлений в природе и событиями общественной жизни. Интегрированные музыкально-логопедические занятия проводятся в три периода (соответственно сезонам) по календарно-тематическому планированию. Каждое из 28 занятий проводится по единообразной структуре, определенному сюжету с обязательным музыкальным сопровождением.
Обязательные структурные компоненты занятия: 1) организация детей в групповой комнате; 2) движение в музыкальный зал с внешней ритмической организацией стихотворным текстом в логике заданного сюжета; 3) движение по музыкальному залу под ритм песни, подобранной по сюжету; 4) остановка возле рояля; 5) приветствие; 6) появление сказочного героя или проблема, которую необходимо разрешить (зачин); 7) основная часть занятия предполагает разрешение данной проблемы при помощи детей и включает: — артикуляционную гимнастику; — упражнения на интонирование; — задания для формирования ритмической основы речи; — упражнения на развитие фонематического слуха; — упражнения на развитие мелкой моторики; — задания для развития общей моторики; — задания, направленные на подготовку к отгадыванию загадок, на дифференциацию по цвету, форме, обобщающему понятию; — итог занятия; — прощание; — движение в групповую комнату в порядке, обратном движению в музыкальный зал.
Социально-педагогический блок Участники: учитель-логопед, родители, воспитатели, по мере необходимости психолог Формы организации: еженедельные консультационные занятия со всеми родителями, индивидуальные консультации; консультации для воспитателей Тесная взаимосвязь музыкально-логопедического блока с социально-педагогическим осуществляется посредством видеозаписи каждого занятия с последующей обязательной еженедельной демонстрацией родителям (по условиям заключенного перед началом обучения до-говора ДОУ с семьями детей). Социально-педагогический блок
В течение учебного года проводится 28 теоретических консультаций в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Теоретическое консультирование способствует установлению взаимосвязи коммуникативного поведения близких взрослых с когнитивными и речевыми возможностями ребенка, осознанному принятию родителями специальных коррекционных и методических приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком дома. Демонстрация видеозаписей фрагментов обследования и фронтальных музыкально-логопедических занятий (28 занятий) позволяет вызвать у родителей рефлексию, помогает им проанализировать актуальное состояние, динамику речевого развития ребенка, обучает их методам и приемам коррекционного воздействия после каждого занятия. Сотрудничество с воспитателями группы осуществляется в традиционной форме. Воспитатели выполняют задания: придерживаются единых требований в обращенной к ребенку речи; контролируют пищевое поведение детей с резко выраженными, выраженными отклонениями в овладении речью и отклонениями, обусловленными недоразвитием психофизиологических компонентов; разучивают стихотворные ритмизованные строки для сопровождения передвижения; включают обращенную речь в ситуацию делового сотрудничества; формируют процессуальную сюжетно- отобразительную и символическую игру у детей с резко выраженными отклонениями в овладении речью и отклонениями, обусловленными недоразвитием когнитивных компонентов.
Участники: невролог, учитель-логопед Формы организации: обследование детей; индивидуальные логопедические занятия Основная организационная форма реализации содержания клинико-логопедического блока: индивидуальное обследование у невролога (2 раза в год); индивидуальные логопедические занятия с детьми. Количество индивидуальных занятий зависит от типа отклонений в овладении речью: с резко выраженными отклонениями речевого развития — 3 раза в неделю; с выраженными отклонениями и обусловленными недоразвитием психофизиологических компонентов — 2 раза в неделю. Клинико-логопедический блок
Содержание коррекционно-предупредительного воздействия Коррекционно-предупредительное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Цель : развитие импрессивной речи в коммуникации. Подготовительный этап Блок Задачи Методы и приёмы Музыкально-логопедический уточнение существующих, вызывание и закрепление новых вербальных средств общения. *подкрепление коммуникативного жеста соответствующим словом и музыкальным сопровождением; *вызывание подражания слову взрослого; *маркирование начала и окончания процесса движения словом; *сопровождение движения ритмизованным текстом. Клинико-логопедический *определение актуального соматического и неврологического статуса ребенка; *формирование моторных предпосылок артикуляции и слухового неречевого гнозиса . *имитация акта жевания, подготавливающая координацию движений нижнечелюстных, губных мышц, мышц языка и глотки; * контроль пищевого поведения; * элементы логопедического массажа. Социально-педагогический формирование через все виды деятельности ребенка значимости вербального раздражителя (инструкция взрослого) как наиболее важного среди всех сенсорных. *ограничение ближайшим взрослым окружением ребенка вербальной инструкции до двух—трех слов (7–8 слогов) из его ближайшего ситуативного окружения; *выдерживание паузы до 5 секунд после ее предъявления; *повтор паузы в первоначальном варианте (если ребенок не выполнял инструкцию); *включение в обращенную речь опорного для понимания ребенка элемента (хорошо знакомого слова, указательного жеста).
Цель: формирование вербальных средств коммуникации во всех трех блоках. Основной этап Блок Задачи Методы и приёмы Музыкально-логопедический *ритмическая организация речевой продукции (восприятие и воспроизведение ритма слова); * развитие интонации через формирование голоса, голосовых модуляций и речевого дыхания. * пропрыгивание (при помощи близкого взрослого); * прохлопывание (сначала при помощи взрослого, потом самостоятельно) ритма слова/фразы; * утрированное интонирование обращенной к ребенку речи взрослого; * пение вокализов с произвольным повышением или понижением тона; * пение гласных звуков, открытых слогов плавно и отрывисто. Клинико-логопедический * медикаментозное (по показаниям) лечение; * дифференциация гласных звуков, свистящих и шипящих, твердых и мягких; * уточнение артикуляции гласных звуков, согласных, доступных артикуляционным возможностям ребенка; * создание базовых двигательных умений для постановки артикуляторно более сложных звуков. *задания на различение и соотнесение характера звучания с сюжетным героем или реальным предметом; *упражнения на различение и соотнесение речевых звуковых комплексов с сюжетными героями; *задания на слуховую дифференциацию существительных, названия которых сходны по фонетическому оформлению и отличаются одним гласным звуком. С целью улучшения рецептивной чувствительности мимических мышц, активизации иннервации губных и нижнечелюстных мышц включаются элементы массажа и самомассажа. Социально-педагогический насыщение речи, обращенной к ребенку, эмоционально утрированными интонацией и ритмом. *сопровождение передвижения детей хорошо ритмизованными стихотворными строками; * включение в совместную деятельность пропевания потешек , прибауток, подобранных или созданных специально для эксперимента по каждой лексической теме в соответствии с возрастными особенностями; * включение родителями процессуальных игровых действий детей с игрушками в сюжет, при этом родители должны показывать образец разыгрывания разных ролей.
Цель: педагогическая оценка достигнутых результатов, которая обязательно осуществляется с учетом мнения специалистов работающих с ребенком, независимых экспертов (детского психолога, невролога, методиста ДОУ, других членов ПМПК, если ребенок получал помощь в условиях ДОУ), семьи ребенка. Заключительный этап
Источники: Шереметьева Е.В. Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте: Cистема занятий с детьми и их родителями.— М.: Национальный книжный центр, 2017.— 176 с. ( Логопе - дия : от теории к практике.) Шереметьева Е.В.Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. — М. Национальный книжный центр, 2012. — 168 с. (Логопедия: от теории к практике). Коррекция и предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [электронный ресурс]// helpiks [сайт]. URL: http://helpiks.org/7-60129.html .(дата обращения 27.04.18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи предполагается лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стор...
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Статья на тему "Мультфильм, как средство воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста"
quot;Все дети, послушные или капризные, спокойные или живые по своему характеру поведения буквально взяты в плен мультипликацией..."...
« Комплексное воздействие на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Само понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи и знание особенностей его проявления у детей определяет необходимость применения комплекса коррекционных мероприятий. Под современ...
«Оснащение центров речевого развития в группах ДОУ и формирование функциональной грамотности в рамках воздействия на детей дошкольного возраста»
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мы...