Статья на тему "Мультфильм, как средство воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста"
статья

Гамолей Любовь Николаевна

"Все дети, послушные или капризные, спокойные или живые по своему характеру поведения буквально взяты в плен мультипликацией..." 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Статья на тему:

 «Мультфильм, как средство воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста»

Встреча в zoom с родителями. Вопросы- ответы, обсуждение мультфильма «Как стать большим?»

1. Детям нравиться смотреть мультфильмы, но не всё что нравиться-полезно. Как понять, что мультфильм хороший? Что он будет воспитывать только хорошие качества в ребёнке - Посмотреть мультфильм самим. Сколько времени ребенок может посвятить своему любимому занятию? -Подбирая мультфильмы, учитывать возраст ребенка! А что, если пообщаться вместо мультфильма? А что, если телевизор "сломать", хотя бы на время? - поговорили о том, какие мультфильмы смотреть полезно и почему? После просмотра, мультфильма, нужно ли задавать детям вопросы? Обсуждение содержания просмотренных мультиков, проговаривание событий и анализ поведения героев сформирует у ребенка более четкую картину происходящей, заставит задуматься о смысле просмотренного. Все эти вопросы, мы обсудили с родителями, и просмотрев мультфильм пришли к выводу: "Как стать большим"-это занимательная история с глубоким смыслом, которая не имеет свойства стареть. Сюжет-мультфильма для самых маленьких, о котенке у которого ничего не получается, потому что он маленький. И ему очень хочется поскорее вырасти, только вот как? Мультфильм очень актуальный для детей и показывает, что "большой" это не тот, кто уходит из дома, залезает на дерево, стоит и промокает под грибным дождём, а взрослый это тот, кто помогает, убирает игрушки за собой, наводит в квартире, комнате порядок! "Большой" это значит- быть более ответственным, самостоятельным, инициативным!

2. В жизнь каждого современного человека прочно уверенно вошли информационно-коммуникативные средства информации, такие как телевидение, интернет, компьютер. Через них не только взрослые, но и дети получают необходимую информацию, сами передают её, общаются с близкими и друзьями. Можно отметить и тот факт, что большинство сказок, которые предыдущие поколения взрослых читало своим детям и внукам, сейчас демонстрируются в ауди-режиме или в мультипликационных вариантах. Не стоит отрицать, что хороший мультфильм для ребенка является незаменимым источником знаний, уникальным тренажером для развития фантазии. Именно поэтому стоит обратить внимание на то, что именно этот продукт мультипликации может стать для взрослых, и в первую очередь для родителей неоценимым материалом и инструментом для воспитания ребенка.

Уроки, которые в доступной и увлекательной форме преподносит малышу мультфильм, наглядны и понятны, они легко запоминаются и не выглядят нравоучениями, поэтому нравятся детям. Герои мультиков для некоторых детей являются примером для подражания, и как следствие влиятельным средство для воспитания! Любимые герои показывают, как надо поступать в той или иной ситуации.

Опираясь на исследования, отечественных ученых можно согласиться с их мнением о том, что в советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. Поэтому педагогам и родителям стоит для дошкольников выбирать отечественную мультипликационную продукцию. Российские мультики созданы специально для детей, для их ранимой психики, чтобы не навредить им. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.

Хотелось бы особое внимание обратить на потенциал отечественных мультфильмов. Они в подавляющем большинстве носят морализаторский характер, эта мораль зачастую откровенно проявлена, что играет большую роль в социализации ребёнка.

По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, в выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. Отечественные мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, поступки героев можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера.

Таким образом, эти мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе ДОУ, так и в домашних условиях.

Стоит обратить внимание на то, что, во-первых, мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста;

во-вторых, большинство советских мультфильмов содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания;

в-третьих, яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы удерживают их внимание, а время их демонстрации соответствует возрастным нормам просмотра дошкольником телевизионной передачи.

Все эти факты показывают, что использование воспитательного потенциала отечественных мультипликационных фильмов оказывает большое влияние на развитие детей дошкольного возраста.

«Как стать большим?» – этот вопрос всегда беспокоил детвору, которой не терпится поскорее вырасти и быть на равных со взрослыми. Секрет правильного взросления для малышей раскрыла советская «школа добра» – команда мультипликаторов «Союзмультфильма» во главе с режиссером Владимиром Дегтяревым («Гадкий утенок», «Паровозик из Ромашкова»). Маленький Котенок удручен тем, что все называют его крохой и не хотят воспринимать всерьез. Очень обидно считаться неразумным, несамостоятельным и не способным на важные дела! ... Для того чтобы научиться похвальному взрослому поведению, что нужно сделать?

В ходе обсуждения родители были активны, просмотрев мультфильм пришли к выводу, что мультипликация – это даже не кино, а шире – культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно помнить, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радовать победами. Родители после просмотра, сделали вывод, что все детки хотят поскорее вырасти. Хороший поучительный мультик, основной посыл которого, что не нужно спешить вырастать. Как почувствовать малышу себя взрослым, таким как все? Позволять делать дела "взрослых", которые по силе ребенку: протереть пыль, достать и развешать белье, убрать игрушки, самому купить в магазине конфетку и т.д. Ведь детки всегда хотят быть на нас похожими, подражать нам, а укоры, напоминания о том, что ты ещё "маленький", могут расстроить. Этот мультфильм поучителен не только для детей, но и для родителей.

Десяток «волшебных» мультиков.
1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы – «Королева Зубная щетка» (1962 г.)
2. Ребенок отказывается убирать игрушки, одеваться, есть – мультик «Нехочуха» (1986 г.)
3. Ребенок боится темноты, собак… - мультик «Ахи-страхи».
4. Ребенок ленится – «Сказка про лень» (1976 г.)
5. Ребенок не умеет дружить – «Мой друг зонтик» (1982 г.)
6. Ребенок жадничает – мультик «Два жадных медвежонка», снятый по венгерской народной сказке.
7. Ребенок обманывает – «Замок лгунов» (1983 г.)
8. Ребенок говорит маме: «Я тебя не люблю» - мультик «Мама для мамонтенка» (1981 г.)
9. Ребенок не хочет учиться – «Наш друг ПишиЧитай» (1978 г.)
10. Ребенок хвастается – мультик «Лягушка-путешественница» (1965 г.)


В скобках приведен год выпуска мультфильма. Но пусть вас не пугает «эта старина». Сегодня все мультфильмы можно найти хорошего качества, а те черты, которые они воспитывают у малышей,

будут цениться всегда.
На самом деле подобных мультфильмов значительно больше. Если есть желание сделать ребенка лучше, добрее, умнее и счастливее, создавайте подборку мультфильмов и фильмов для ребенка, устраивайте совместные просмотры, но не заменяйте общение с ребенком телевизором, и в вашей семье все будет в порядке.

Памятка для родителей

«Как правильно подходить к выбору и просмотру телепередач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста?».
Правило №1.

Посмотрите мультик сами.
Это главное и непременное правило, которое не так-то просто выполнить. 
Когда вы будете смотреть мультфильмы, обратите внимание: не слишком ли агрессивны герои мультфильма; есть ли в нем моменты, которые могут напугать ребенка; не слишком ли длинный мультфильм по времени; какие выводы может сделать ребенок, посмотрев мультфильм.

Правило №2.

Долой телевизор без контроля.
Прислушивайтесь к своей родительской интуиции. Если она вам подсказывает, что мультик хороший, добрый, качественно сделанный и вам он, к тому же, понравился, тогда можете показать его ребенку.

Правило №3. Ограничьте время просмотра телевизора.  Если ребенку еще нет и 3-х лет, то тогда телевизор не должен присутствовать в доме даже фоном до тех пор, пока вы не уложите ребенка спать. Ведь время до наступления 3-х летнего возраста – это время постижения окружающего мира, и он должен быть максимально естественным.
От 3-х до 5 лет время просмотра качественных мультфильмов или детских телепередач не должно превышать 20 – 30 минут в зависимости от особенностей вашего ребенка. То есть, если малыш слишком подвижный, возбудимый, время просмотра должно быть, как можно меньше.

Правило №4. 

Подбирая мультфильм, учитывайте возраст ребенка! Когда вы будете смотреть мультфильм, обратите внимание на то, детям какого возраста адресован этот мультик. Ведь у каждого мультфильма есть своя возрастная аудитория. И ребенку 3-х лет будет очень страшно, а вовсе не интересно и не смешно, если вы покажете ему мультфильм для семилеток.

Правило №5. 

Не используйте мультфильмы (телепередачи), чтобы просто занять ребенка («пусть лучше смотрит, а не меня дергает!»).

Каждому возрасту – свои мультфильмы!!!

Детям до 3 лет, можно показывать фильмы несколько раз в день, но сеансы не должны длиться более 30 минут, в этом возрасте можно 1 мультик смотреть и перед сном, но фильм не должен содержать негативных эмоций и страшных сцен. Детям от 3 до 5 лет нужно выбирать простые истории с понятным распределением ролей, хороши будут традиционные сказки для маленьких, типа Репки и Курочки Рябы, а также мультики с короткими стихами и песенками, которые ребенок может смотреть несколько раз, заучивая стихи. Детям от 5 лет нужно показывать фильмы с сюжетом, это могут быть довольно длинные истории, например, Конек-Горбунок или Бемби. Лучше выбирать фильм с красивой анимацией, чтобы у ребенка формировалось чувство прекрасного. Также детям с 5 лет следует показывать мультики, направленные на выработку определенных черт характера: настойчивости, честности, ответственности, например, фильмы про Незнайку или Золушку.

Мультики: вред или польза?

Из мультиков ребенок берет модели поведения, определяет, что хорошо, а что плохо, как нужно поступать в разных ситуациях. Именно из-за высокой возможности воздействия на умы детей и возникают опасения о вреде этой продукции. Но вред возникает тогда, когда ребенок смотрит без контроля все, что транслируют каналы, и слишком много времени проводит перед телевизором. Если тщательно отбирать фильмы и показывать их в умеренных дозах, то мультики могут принести много пользы: научить ребенка добру, честности, патриотизму, помогут развить речь и фантазию, привьют чувство прекрасного.

Выбирая мультфильмы, нужно обязательно полностью их просмотреть, чтобы в них не было агрессии и насилия, чтобы положительный герой побеждал зло, чтобы герои вели себя в соответствии с нормами морали. Удачи вам, неравнодушные мамы и папы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....

Статья "Развивающие игры как средство интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста"

В статье указаны задачи развивающих игр, методы и приёмы: сказки, логические задачи, вопросы, проблемные ситуации, экспериментирование, обследование, схемы - модели. Раскрыты этапы работы с развивающи...

статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"

Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...

Статья Театрализованная деятельность как средство активизации творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья рекомендована для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. В ней даны рекомендации по работе с дошкольниками в театрализованной деятельности....

Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...

Статья "Арт-технологии, как средство развития танцевальных навыков детей дошкольного возраста"

В данной статье рассматривается описание арт-технологии и ее игровых элементов, которые могут быть применимы в постановочной работе с детьми дошкольного возраста по развитию танцевальных навыков....

Статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников....