Использование логопедического массажа при дизартрическом компоненте
материал по логопедии

Галина Михайловна Усачёва

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon usacheva_g.m.pdf489.48 КБ
Файл usacheva_g.m._samoobrazovanie.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ -ЛОГОПЕДА

Усачева Галина Михайловна

43 года                                                                                            первая

(стаж работы)                                                                     квалификационная категория

   

Тема: «Коррекционная работа при дизартрии у детей»

6-8лет

(возрастная группа)

2019 – 2020 у.г.

Тема: «Коррекционная работа при дизартрии у детей»

Цель:    выявить особенности фонетических и просодических нарушений при дизартрии. На основе выявленных нарушений разработать комплексную коррекционно-логопедическую систему, направленную на её преодоление.

 

Задачи:

1. Повысить уровень знаний путём изучения необходимой литературы,

посещение консультаций ДОУ, самообразование по данной теме.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Подготовить сборник консультаций для педагогов на тему

«  Профилактика стертой формы дизартрии в раннем возрасте»

5. Подготовить консультации для родителей. Тема «Массаж при дизартрии в домашних условиях.» «Упражнения  для преодоления дизартрии на каждый день.»

6.Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с    дошкольниками с синдромом дизартрия.

Актуальность   обусловлена тем, что в  настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены различными  формами дизартрии.    

  В специальной литературе данное речевое нарушение именуется по-разному: «стёртая дизартрия», «минимальные проявления дизартрии», «дизартрический компонент», «дизартрический синдром», «лёгкая форма дизартрии», что свидетельствует о широком круге исследований данной проблемы.

  Стёртая дизартрия — речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). При стертой дизартрии все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет на формирование других сторон речи.

     Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у детей также характеризуется качественным своеобразием.

Количество детей со стёртой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту. Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии становится всё более актуальной на современном этапе развития логопедии.

План самообразования

Месяц

Формы работы

Раздел плана

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

1 ЭТАП - информационно-аналитический

Сентябрь

Диагностика

1.Познакомить детей с основными арт упражнениями.

2.Рассматривание и выполнение арт.упражнений  с использованием картинного , наглядного, интерактивного  материала.

Консультация для воспитателей

по профилактике стертой дизартрии в каждой возрастной группе, а именно работа по формированию мелкой моторики, работа над ритмом, над развитием мимики, дыханием.

Изучение научной и учебно-методической литературы.

Познакомиться с проблемами изучения стертой формой дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.

Изучить клинико-психологическую характеристику детей с минимальным проявлением дизартрии.

Обзор информации по теме в Интернете

1.Консультация для родителей: «Значение логопедических упражнений  для речевого  развития детей с дизартрическим компонентом»

Консультация для родителей: «Массаж при дизартрии в домашних условиях.»

2 ЭТАП — Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

октябрь

Обучение технике выполнения арт.гимнастики

Самомассаж шеи и лица, пальцев рук

Консультация для воспитателей на тему: «Что делать, если у ребенка дизартрия?»

 

Разработать 
общие правила при обучении артикуляционной гимнастике, массажу и самомассажу.

Вовлечение родителей в образовательный процесс:

 Обучение технике выполнения арт.гимнастики, самомассажу лица и шеи.

ноябрь

Проведение игр , направленных на выработку длительного и плавного вдоха – выдоха, глубокого дыхания .

Консультация для воспитателей на тему: «Игры, способствующие развитию речевого дыхания»

Изучение учебно-методической литературы

Индивидуальные беседы.

 Консультации  для родителей «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией.

декабрь

Разучивание речевых игр зимней тематики

Консультация для воспитателей

по профилактике  и преодолению дизартрии : развитие общей моторики, мелкой моторики, массаж пальцев рук

Обогащение

предметно-пространственной

среды дидактическими, методическими материалами по

теме.

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики   для речевого  развития детей»

январь

Развитие графо-моторных умений, как одно из составляющих успешного преодоления дизартрии

Организовать выставку детского творчества

Изучение учебно-методической литературы

Оформление консультации. Тема: «Обучаем играя : волшебный карандаш»

февраль

ОД:

Заучивание сценки к дню защитника Отечества.

Индивидуальные консультации воспитателей по запросу

Изучение учебно-методической литературы в сети интернета

 Провести работу по преодолению саливации ,и дать рекомендации родителям «Проглоти потом скажи»;

март

ОД: «Первоцветы».

Заучивание стихов к весеннему празднику.

Подготовка выставки: «Цветы для мамы»

Консультация: «Использование оригами в развитии мелкой моторики рук»

 

Организовать выставку детского творчества

Изучение учебно-методической литературы

Пополнить картотеку упражнениями по развитию кинестетической основы движений руки;

Консультация: «Оригами-как одно из средств развитие мелкой моторики.

апрель

Разучивание  с детьми речевых игр весенней тематики

Развитие графо-моторных умений, как одно из составляющих успешного преодоления дизартрии

Подготовить речевые игры на летний период для детей подготовительной, старшей и средней групп;

«Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя» (подготовительная, старшая, средняя группа) - пополнение папки артикуляционными гимнастиками, пальчиковыми играми, дыхательными гимнастиками, речевыми играми по различным лексическим темам.

Систематизировать материал, апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии

Консультация:  «Упражнения  для преодоления дизартрии на каждый день.»

3 этап -   Заключительный. Обобщение опыта работы

май

Диагностика:

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

июнь

Организовать работу по самообразованию на следующий учебный год

Консультация для родителей: «Лето для  развития речи детей».

июль

август

Выход темы:

1.Сборник консультаций для родителей. Тема «Массаж при дизартрии в домашних условиях. Упражнения  для преодоления дизартрии на каждый день.»

2. Сборник консультаций для педагогов. Тема «Над дизартрией работаем комплексно: формируем  мелкую моторику, работаем над ритмом, над развитием мимики, дыханием».

3. Организация выставки детского творчества по развитию мелкой моторики (январь, март)

4.Отчёт о проделанной работе за учебный год (май).

Практические выводы:

Выставки детских работ: «Мои послушные ручки».

Форма представления результатов самообразования:

Оформление сборника со схемами пальчиковых упражнений, арт. гимнастики.

 

Литература

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. - М., 1989.

2. Асыкина Н.А. Коррекция апраксических расстройств двигательной функции у детей с дизартрией //Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Р-н-Д., 2002, с. 186 - 189

3. Беденко Г.В. Логоритмические занятия в старших группах для детей с дизартрией //там же, с. 100 - 121.

4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М., 2004.

5. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.

6. Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., 1997.

7. Дедюхина Г.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М., 2001.

8. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб.пособие. - М., 2003.

9. Зайцева Л.А., Горудко Т.В. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией //Дэфекталогія, 2003, № 1 с. 13 - 27.

10. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 24 - 26.

11. Киселёва В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец, М. - Воронеж, 2003, с. 39 - 50.

13. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М. - Воронеж, 2003. - С. 108 - 112.

14.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: Сфера,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Массаж при дизартрическом компоненте

В последнее время в своей работе логопед всё чаще сталкивается с детьми, имеющими дизартрический компонент. Основу работы с такими детьми составляет логопедический массаж. В данной работе представлены...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...