Использование логопедического массажа при дизартрическом компоненте
материал по логопедии
самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usacheva_g.m.pdf | 489.48 КБ |
usacheva_g.m._samoobrazovanie.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ -ЛОГОПЕДА
Усачева Галина Михайловна
43 года первая
(стаж работы) квалификационная категория
Тема: «Коррекционная работа при дизартрии у детей»
6-8лет
(возрастная группа)
2019 – 2020 у.г.
Тема: «Коррекционная работа при дизартрии у детей»
Цель: выявить особенности фонетических и просодических нарушений при дизартрии. На основе выявленных нарушений разработать комплексную коррекционно-логопедическую систему, направленную на её преодоление.
Задачи:
1. Повысить уровень знаний путём изучения необходимой литературы,
посещение консультаций ДОУ, самообразование по данной теме.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Подготовить сборник консультаций для педагогов на тему
« Профилактика стертой формы дизартрии в раннем возрасте»
5. Подготовить консультации для родителей. Тема «Массаж при дизартрии в домашних условиях.» «Упражнения для преодоления дизартрии на каждый день.»
6.Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом дизартрия.
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены различными формами дизартрии.
В специальной литературе данное речевое нарушение именуется по-разному: «стёртая дизартрия», «минимальные проявления дизартрии», «дизартрический компонент», «дизартрический синдром», «лёгкая форма дизартрии», что свидетельствует о широком круге исследований данной проблемы.
Стёртая дизартрия — речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). При стертой дизартрии все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет на формирование других сторон речи.
Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у детей также характеризуется качественным своеобразием.
Количество детей со стёртой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту. Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии становится всё более актуальной на современном этапе развития логопедии.
План самообразования
Месяц | Формы работы | ||||||||
Раздел плана | С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |||||
1 ЭТАП - информационно-аналитический | |||||||||
Сентябрь | Диагностика 1.Познакомить детей с основными арт упражнениями. 2.Рассматривание и выполнение арт.упражнений с использованием картинного , наглядного, интерактивного материала. | Консультация для воспитателей по профилактике стертой дизартрии в каждой возрастной группе, а именно работа по формированию мелкой моторики, работа над ритмом, над развитием мимики, дыханием. | Изучение научной и учебно-методической литературы. Познакомиться с проблемами изучения стертой формой дизартрии у детей в трудах отечественных ученых. Изучить клинико-психологическую характеристику детей с минимальным проявлением дизартрии. Обзор информации по теме в Интернете | 1.Консультация для родителей: «Значение логопедических упражнений для речевого развития детей с дизартрическим компонентом» Консультация для родителей: «Массаж при дизартрии в домашних условиях.» | |||||
2 ЭТАП — Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | |||||||||
октябрь | Обучение технике выполнения арт.гимнастики Самомассаж шеи и лица, пальцев рук | Консультация для воспитателей на тему: «Что делать, если у ребенка дизартрия?» |
Разработать | Вовлечение родителей в образовательный процесс: Обучение технике выполнения арт.гимнастики, самомассажу лица и шеи. | |||||
ноябрь | Проведение игр , направленных на выработку длительного и плавного вдоха – выдоха, глубокого дыхания . | Консультация для воспитателей на тему: «Игры, способствующие развитию речевого дыхания» | Изучение учебно-методической литературы | Индивидуальные беседы. Консультации для родителей «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией. | |||||
декабрь | Разучивание речевых игр зимней тематики | Консультация для воспитателей по профилактике и преодолению дизартрии : развитие общей моторики, мелкой моторики, массаж пальцев рук | Обогащение предметно-пространственной среды дидактическими, методическими материалами по теме. | Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики для речевого развития детей» | |||||
январь | Развитие графо-моторных умений, как одно из составляющих успешного преодоления дизартрии | Организовать выставку детского творчества | Изучение учебно-методической литературы | Оформление консультации. Тема: «Обучаем играя : волшебный карандаш» | |||||
февраль | ОД: Заучивание сценки к дню защитника Отечества. | Индивидуальные консультации воспитателей по запросу | Изучение учебно-методической литературы в сети интернета | Провести работу по преодолению саливации ,и дать рекомендации родителям «Проглоти потом скажи»; | |||||
март | ОД: «Первоцветы». Заучивание стихов к весеннему празднику. Подготовка выставки: «Цветы для мамы» | Консультация: «Использование оригами в развитии мелкой моторики рук»
Организовать выставку детского творчества | Изучение учебно-методической литературы Пополнить картотеку упражнениями по развитию кинестетической основы движений руки; | Консультация: «Оригами-как одно из средств развитие мелкой моторики. | |||||
апрель | Разучивание с детьми речевых игр весенней тематики Развитие графо-моторных умений, как одно из составляющих успешного преодоления дизартрии | Подготовить речевые игры на летний период для детей подготовительной, старшей и средней групп; «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя» (подготовительная, старшая, средняя группа) - пополнение папки артикуляционными гимнастиками, пальчиковыми играми, дыхательными гимнастиками, речевыми играми по различным лексическим темам. | Систематизировать материал, апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии | Консультация: «Упражнения для преодоления дизартрии на каждый день.» | |||||
3 этап - Заключительный. Обобщение опыта работы | |||||||||
май | Диагностика: | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | ||||||
июнь | Организовать работу по самообразованию на следующий учебный год | Консультация для родителей: «Лето для развития речи детей». | |||||||
июль | |||||||||
август |
Выход темы:
1.Сборник консультаций для родителей. Тема «Массаж при дизартрии в домашних условиях. Упражнения для преодоления дизартрии на каждый день.»
2. Сборник консультаций для педагогов. Тема «Над дизартрией работаем комплексно: формируем мелкую моторику, работаем над ритмом, над развитием мимики, дыханием».
3. Организация выставки детского творчества по развитию мелкой моторики (январь, март)
4.Отчёт о проделанной работе за учебный год (май).
Практические выводы:
Выставки детских работ: «Мои послушные ручки».
Форма представления результатов самообразования:
Оформление сборника со схемами пальчиковых упражнений, арт. гимнастики.
Литература
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. - М., 1989.
2. Асыкина Н.А. Коррекция апраксических расстройств двигательной функции у детей с дизартрией //Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Р-н-Д., 2002, с. 186 - 189
3. Беденко Г.В. Логоритмические занятия в старших группах для детей с дизартрией //там же, с. 100 - 121.
4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М., 2004.
5. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.
6. Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., 1997.
7. Дедюхина Г.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М., 2001.
8. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб.пособие. - М., 2003.
9. Зайцева Л.А., Горудко Т.В. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией //Дэфекталогія, 2003, № 1 с. 13 - 27.
10. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 24 - 26.
11. Киселёва В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец, М. - Воронеж, 2003, с. 39 - 50.
13. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М. - Воронеж, 2003. - С. 108 - 112.
14.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: Сфера,2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на...
Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Автор рассматривает возможность привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...
Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.
В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...
Массаж при дизартрическом компоненте
В последнее время в своей работе логопед всё чаще сталкивается с детьми, имеющими дизартрический компонент. Основу работы с такими детьми составляет логопедический массаж. В данной работе представлены...
«Использование логопедического массажа в коррекциии проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Логопедический проект...
Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"
В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа и самомассажа....
"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"
Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...