Методика «Последовательные картинки»
тест по коррекционной педагогике

Кузьмина Юлия Викторовна

Исследование способности устанавливать причины следственной связи, понимать последовательность событий, диагностика словесно-логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_posledovatelnye_kartinki.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Последовательные картинки»

Данная методика предназначена для оценки возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок с последовательным развертыванием сюжета и составить рассказ. Ребенок должен выделить существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета.

Оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, характеризуется уровень речевого развития ребенка.

Возрастные особенности использования. Данная последовательность картинок может предъявляться детям, начиная с 4,5-5-ти лет (с 4,5-летнего возраста при организующей помощи).

Анализируемые показатели:

- доступность задания, возможность установления причинно-следственных и временных связей, полнота понимания смысла;

- особенности речевого развития (объем общей самостоятельной речевой продукции, количество продуктивных и непродуктивных слов в высказывании и т.п.);

- стратегия зрительного восприятия;

- общая стратегия деятельности;

- объем необходимой помощи взрослого при анализе серии картинок.

Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.

Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок ("Мальчик", "Еще еще мальчик", "Кушает") с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа.

Анализ результатов:

0 баллов - Не справился.

1 балл - Рассказ составлен на основе двух картинок, логическая связь присутствует.

2 балла - Рассказ составлен по трём картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, не обосновывает.

3 балла - Рассказ составлен по трём картинкам, отвечает на уточняющие вопросы, чётко выявляются логические связи.

4 балла - Рассказ составлен по четырём картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает.

5 баллов - Рассказ составлен по четырём картинкам, отвечает на уточняющие вопросы, чётко выявляются логические связи

Уровни

низкий Ур.патологии

ниже среднего

Средняя норма

выше среднего

Высокий уровень

Определение уровня развития логического мышления

0

1

2-3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация словаря детей раннего возраста с использованием методики «живой» картинки

Методика изготовления "живой" картинки для развития речи детей раннего возраста...

Экспресс- диагностика по методике Савенкова "Карта одарённости"

Экспресс- диагностика по методике  Савенкова "Карта одарённости"...

Дидактическая игра "Последовательные картинки"

Дидактическая игра на развитие наглядно-образного мышления для детей 4-5 лет....

презентация методики "Последовательность событий"

Презентация методики для обследования детей с нарушениями речи....

Презентация "Последовательные картинки"

Данная презентация разработано с целью диагностики и коррекции внимания и мышления у детей саршего дошкольного возраста....

Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению....

Методика «Последовательность событий» Автор: А. Н. Бернштейн

Цель: Определение способности к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение. Форма: данную методику можно проводить как индивидуально, так и...