Психолингвистические основы обучения чувашской речи как неродному детей 5 – 6 лет.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Михайлова Елена Вячеславовна

статья по теме:Психолингвистические основы обучения чувашской речи    как неродному детей 5 – 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолингвистические основы обучения чувашской речи    как неродному детей 5 – 6 лет.

Ученые – методисты дошкольного образования связывают вопросы формирования иноязычных речевых умений и навыков у дошкольников с разумным использованием достижений психологии обучения неродному языку, психологии речи и общей психологии, психолингвистики. Практический интерес представляют вопросы: «Какие условия для построения оптимальной методики обучения чувашской речи в русскоязычном детском саду?». «Каковы основные закономерности становления, функционирования психики ребенка?».

Речевая деятельность во всех ее видах реализуется посредством сложного общего речевого механизма. Процесс порождения и восприятия высказывания описан многими психологами и лингвистами (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкиным, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Т.В. Рябовой, В. Пенфильд, Л.А. Уистович и др.). Пробный обобщенный анализ данного вопроса применительно к обучению неродному языку с учетом современных знаний осуществлен И.А. Зимней [19; 20]. Л.С. Выготский выделяет три основных уровня производства речевого высказывания: мысль или синтаксис словесных значений; словесный синтаксис и грамматика слов; физическая звучащая речь [11].

И.А. Зимняя, анализируя имеющиеся модели порождения речи, выстраивает схему из четырех основных компонентов: побуждения (стимула) – общего смыслового образа – внутренней пространственной схемы лексико-грамматического оформления временной реализации [19]. Она отмечает, что только первый компонент предваряет остальные, являясь как бы пусковым механизмом, три других реализуются почти одновременно.

Первый компонент указанной схемы речевого механизма – побуждение – И.А. Зимняя соотносит с «мотивом» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), «внешним раздражителем» (В. Пенфильд), «интенцией» и подчеркивает общую объемность указанного ею понятия, содержание которого объединяет все перечисленное [19].

Второй компонент схемы – общий смысловой образ – соотносится с «опосредованием мысли во внутреннем слове» (Л.С. Выготский), с «замыслом» (Н.И. Жинкин), с «программой» (А.А. Леонтьев), с «внутренней речевой схемой высказывания» (Т.В. Рябова). Это «тот компонент речевого производства, в котором в связи с актуализацией слова по алфавиту смыслов актуализируется и его моторный образ». Актуализированный в памяти речедвигательного анализатора образ слова уже сам по себе является программой для последовательности артикуляционных движений. Одновременно возникают словесный образ и двигательная программа его реализации.

Третий компонент – построение внутренней пространственной схемы высказывания. Осуществляется программирование грамматического оформления свернутых опорных форм слов. Это уровень, в котором реализуются «словесный синтаксис и грамматика слов» (Л.С. Выготский), «набор(фонем) и расположение согласно грамматическим правилам языка полученного единства» (Л.А. Чистович), «грамматическое и семантическое перекодирование» ( А.А. Леонтьев).

   Четвертый компонент речевого производства – временная внешняя реакция. Этот компонент в значительной мере определяет действенность реализации речи. Внешняя реализация предполагает полную автоматизацию всех действий, обеспечивающих акт произнесения. Если в условиях овладения родным языком эти действия успешно автоматизируются в результате многократных повторений и языковой среды, то в условиях изучения неродного языка их необходимо отрабатывать специально. Таким образом, четвертый компонент применительно к задачам обучения речи на чувашском языке должен явиться предметом подробного рассмотрения.

Ориентиром для воспитателя в управлении речевой деятельностью детей выступают фазы (предварительная ориентировка, планирование, осуществление, контроль) и компоненты речевой деятельности (мотив – цель – условия – средства – способы – результат).

 Основным предметом, содержанием речи является мысль, которую необходимо выразить в собственной речи или понять при восприятии речи другого человека. Речевое развитие с самого начала стимулируется, направляется потребностью передать свои мысли и желания взрослому, и эта потребность заставляет малыша овладеть языковой системой.

Единицей речи называют речевое действие, результатом которого является речевое высказывание. Начальный этап обучения предполагает постепенное движение от простого к сложному, от элементарных, однословных высказываний к развернутым, к тщательной обработке произносительных, грамматических и др. навыков речи. Каждое речевое действие начинается с намерения, т.е. мотива высказывания. Этот мотив возникает на фоне потребности общения, потребности обратиться в данный момент к данному собеседнику. Потребность в общении рождается в определенной ситуации [39].

Речевое действие всегда совершается с определенной целью. При планировании, программировании высказывания говорящий всегда ожидает некоторый результат, определенную реакцию собеседника.

Таким образом, обучение чувашскому языку как неродному должно быть организовано в акте речевой деятельности и направлено на использование речевых, целенаправленных действий. Значит, воспитателю необходимо предварительно сориентироваться во всех компонентах деятельности, определить интересы детей, их потребности, желания и учитывать это в отборе содержания речевой деятельности, создать мотивационно-побудительную атмосферу, удачно выбрав сюжет и ситуации общении. Только при соблюдении этих условий овладение детьми «техникой», т.е. действиями и операциями на чувашском неродном языке не вызовет больших затруднений, наоборот, дети будут получать удовольствие от взаимодействия с взрослым, обучающим детей, и стремиться к этому общению.

Как уже было отмечено, речевая деятельность человека обусловлена сложным взаимодействием функционирования внимания, восприятия, мышления, памяти, выступающих в качестве общефункциональных психологических механизмов этой деятельности. С другой стороны, основой любых занятий с дошкольниками, как отмечает Л.С. Выготский, является развитие их психических функций [11]. Выделим ключевые линии развития ребенка 5-6 лет и попытаемся определить приемы обучения чувашскому языку, которые будут способствовать полноценному психическому развитию, становлению творческих, социальных умственных, языковых способностей на данном этапе.

Одним из основных условий успешного обучения неродному языку, как подчеркивает В.Б. Беляев, является внимание [8, 5] – направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем. Внимание ребенка дошкольного возраста в наибольшей степени, как подчеркивает      А.В. Запорожец – привлекает новизна, своеобразие, неожиданность, яркость. В.С. Мухина указывает, что ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета вызывает переключения внимания на него [32, 203]. Автор также отмечает, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению его произвольной формы. «Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимания» [32, 204].

  Следует учитывать особенности внимания дошкольников. Предложение эмоционально окрашенных продуктивных задач, применение игрушек, картин и других средств в соответствии с темой организуемого общения, позволит воспитателю сконцентрировать внимание детей.

 Сконцентрированное внимание требует от детей определенного волевого усилия интенсивной работы памяти.  Память является важнейшим механизмом речевой деятельности. Это «сложный психический процесс запоминания (запечетлевания), сохранения и последующего воспроизведения того, что было в нашем прошлом опыте, с целью использования этого опыта в настоящем [11, 205]. В старшем дошкольном возрасте у детей начинает складывается непроизвольное запоминание.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изображает сам. Их в той или иной мере подсказывает ему взрослые. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать связи при припоминании.

Подчеркнем, что непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.  Вместе с тем непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышление, оказывается менее успешным, чем произвольное.

При обучении чувашскому языку следует побуждать дошкольников к активному запоминанию и припоминанию, используя мотив игровых знаний, различных видов игр, предметно-продуктивной деятельности, когда ребенок хочет выиграть, хорошо выполнить задание, решить коммуникативную задачу, заслужить похвалу взрослого. К целенаправленному запоминанию побуждает дошкольников и потребность в общении, эмоциональном поощрении.

Свойства памяти (запоминание, припоминание…)  нацеливают в  обучении чувашскому языку детей 5-6 лет к обращению задачам, побуждающим ребенка выделять мнимическую цель; использованию мнемотехнических средств, переходя от конкретных (проговаривание, загибание пальцев, выполнение тех или иных действий, откладывание картинок и др.) к абстрактным – запоминанию предметов с помощью знаков, рисунков, схем;  обращению в ходе введения и усвоения лексики и действиям, движениям детей. Учитывая возможности оперативной памяти детей, нужно предлагать для запоминания рифмовки, стихи, песенки, соответствующие тематике занятий (Ак çапла, ак çапла эпĕ çапрăм мечĕке, Ак çапла, ак çапла сикрĕ мечĕк çÿлелле), а также использовать задания на воспроизведение удлиняющейся цепочки звуков, слов (пăн-пан, пăнтăр-пантăр, пăнтăр-пăнтăр параппан, пăнтăр-пăнтăр пăнтăртатать, пăнтăртатать параппан).

Основой всего человеческого развития, подключающей рассмотренные психические функции, является мышление. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками, словами, числами и др.

Основной вид мышления дошкольника – образный. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Наглядно-образное мышление позволяет вникать в отношения между предметами, усваивать обобщенные знания и применять их при решении задач. В частности, дети начинают понимать схематические изображения. Использование условных изображений, схем, моделей-символов – эффективное направление в развитии образного мышления.

Появление наглядно-образного мышления тесно связано с развитием воображения, оно позволяет действовать с предметами-заместителями в несвойственных им функциях, которые затем замещаются их образом, отпадает необходимость  в непосредственных практических действиях.

Воображение, зарождаясь в игре, приобретает в старшем дошкольном возрасте такие особенности, как оригинальность и произвольность. Игровой опыт, сосуществование в игре реальных и игровых взаимоотношений формирует особое свойство мышления – рефлексию, позволяющую учитывать точку зрения других, предвосхищать их поведение и в связи с этим регулировать свое собственное поведение. Игра дает возможность контролировать, как выполняются действия, входящие в процесс общения. Поэтому ролевые игры, используемые в процессе обучения чувашскому языку, будут одновременно способствовать усвоению языкового материала и развитию наглядно-образного мышления.

Мышление, как правило, возникает только в условиях столкновения человека с какой-либо новой, непривычной ситуацией. Как подчеркивает В.Б. Беляев, «мыслительная деятельность всегда стимулируется проблемной ситуацией, т.е. наличием вопроса, на который  у человека нет готового ответа» [8, 98]. В результате этой догадки человек находит нужное ему решение вопроса, изобретая нечто новое, с помощью чего и преодолевается затруднение, которое было создано наличием новой непривычной ситуации. Значит, в процессе обучения чувашскому языку необходимо использовать проблемные ситуации, которые способствовали бы активному восприятию ребенком изучаемого материала, продумывать задания, для решения которых он бы обращался к имеющимся знаниям, использовал бы их в новой ситуации.

Обучение неродному языку не может быть успешным без учета особенностей развития речи ребенка на родном языке. Пятый год жизни период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен и приятен ребенку или затрагивает его личные интересы. Дети этого возраста достаточно часто сопровождают речью собственные действия. В речи ребенка находят отражение его разнообразные интересы и запросы, стремление познавать мир. Дошкольники пяти-шести лет проявляют интерес к тому, как предметы и их части расположены относительно друг друга.

В целом отмечается, что на шестом году жизни обогащается словарь, происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи ребенка. Ребенок переходит от ситуативной к конкретной форме речи. Резко возрастает регулирующая функция речи в поведении и осуществлении всех видов психических действий; формируется внутренняя речь – основа речевого мышления. При соответствующем обучении дети начинают осознавать словесный состав речи и звуковой состав слова, начинают относиться к речевым явлениям как к особому виду явлений действительности. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, у которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Не менее значимы в становлении коммуникативной функции речи и практические контакты со сверстниками, хотя речевое взаимодействие имеет форму отдельных диалогических циклов, часто не взаимосвязанных. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются субъективностью. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры, возникают конкурентность, соревновательность. Формируется образ «Я» ребенка.

Таким образом, произнесение звука, слова, предложения представляет собой речевое действие, имеющее свой мотив и цель. Поэтому в процессе обучения каждое произносительное действие, каждая его операция должны быть мотивированы, обладать для ребенка смыслом и интересом.  Только наличие внутреннего мотива (для чего, почему), цели (кому, что получится в результате сказанного), мысли (какое содержание нужно передать) позволяет говорить о действиях ребенка как подлинно речевых. При организации обучения чувашскому языку как неродному следует опираться на особенности развития психических функций ребенка, только в этом случае можно создать методику, несущую в себе развивающий и образовательный потенциал. В дошкольном периоде обучения необходимо заложить начальные навыки общения, чтобы ребенок не оказался беспомощным в реальной ситуации общения на чувашском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...

лингвистические и психолингвистические основы связной речи

. Лингвистический и психолингвистические основы связной речи.Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах: (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.) (А.А.Леонтьев, Т.В. Ахутина и др.) психол...

лингвистические и психолингвистические основы связной речи

. Лингвистический и психолингвистические основы связной речи.Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах: (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.) (А.А.Леонтьев, Т.В. Ахутина и др.) психол...

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...

Методические основы обучения правильному звукопроизношению у детей старшего дошкольного возраста.

Методики изучения правильного произношения детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра по обучению чувашскому языку для детей средней группы «Угадай,что изменилось» «Кала, мӗн улшӑнчӗ»

Данная игра предназначена детям средней группы для закрепления уменя образовывать множественное число имен существительных на чувашскос языке....