проект
проект по коррекционной педагогике

«Я и моя семья» по работе с семьями, требующими особого внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_i_moya_semya.docx46.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Проект

«Я и моя семья»                                                                                                                                                                                                               

по работе с семьями, требующими особого внимания

                                                                                                             

          Социальный педагог

Гулянич Ольга Карповна

Тазовский

2016

Структура проекта

  1. Введение
  2. Основная часть

Постановка и обоснование проблемы

Цели и задачи проекта

Содержание работы

        Кадровое обеспечение

        Нормативно-правовое обеспечение

        Методическое обеспечение

Этапы реализации проекта

Календарный план реализации проекта

Критерии оценки и показатели эффективности ожидаемых результатов

        Ожидаемые результаты

        Показатели эффективности реализации проекта

Возможные риски реализации проекта и механизмы их минимизации

  1. Заключение.

Новизна и теоретическая значимость проекта

Практическая значимость проекта.

Введение

  Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные.

Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию так, как это необходимо обществу.

Семья признается неблагополучной, если родители злоупотребляют спиртными напитками и наркотическими веществами, оказывают вредное влияние на детей своими аморальным антиобщественным поведением, уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей и в других случаях предусмотренными нормативными актами.

Ведущая педагогическая цель – способствовать повышению компетенции детского сада в вопросах своевременного выявления неблагополучия в семьях, сопровождения семей, профилактики и просвещения родителей, а также правового воспитания дошкольников.

Кризис семьи проявляется:

  • В падении жизненного уровня семьи (безработица, низкие доходы);
  • В нарастании бедности и воспроизводство ее в новых поколениях;
  • В расслоении семей по уровню доходов;
  • В бездомности (рост числа бомжей);
  • В дезадаптированности семьи к новым условиям существования;
  • В падении нравственных устоев семьи;
  • В изменении норм поведения (алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение с детьми, жестокость в супружеских отношениях);
  • В нарастании психологических конфликтов в семьях;
  • В росте числа разводов и опасности развода (два развода на три новых брака);
  • В разрушении структуры семьи (неполные, материнские, альтернативные, маргинальные семьи);
  • В сокращении числа детей на каждую семейную пару (распространение однодетных семей);
  • В росте внебрачной рождаемости, в том числе, у несовершеннолетних женщин;
  • В утверждении устойчивого существования вне семьи (одинокая жизнь);
  • В появлении «альтернативных» типов семьи (вплоть до однополых).

Следовательно, семейное неблагополучие в России в большинстве случаев порождено общественными условиями и, как правило, неблагополучные семьи, деформируют личность ребенка.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

  1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
  • конфликтные семьи
  • проблемные семьи
  • асоциальные семьи
  • аморально-криминальные семьи
  • семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи)
  1. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Семьи с открытой формой неблагополучия:

  • формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер
  • проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне)
  • проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье
  • ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

Семьи с алкогольной зависимостью

Признаки семьи:

  • размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядоченная, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.
  • отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.
  • непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.
  • низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.
  • недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Дети в алкогольной семье:

  • оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»)
  • живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»)
  • ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»)
  •  испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном).
  •  наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям
  •  испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому
  • испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им
  •  слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей.
  • испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением
  • заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к не усвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка
  •  пониженная самооценка, недостаток самоуважения
  • жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей

Конфликтные семьи

Признаки семьи:

  • в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи
  • конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия
  • конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение

Дети в конфликтной семье.

Возможны 3 модели:

Ребенок – свидетель семейных конфликтов

  • испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками
  • необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности
  • душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям
  • агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей
  • капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики

Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей

  • напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом
  • и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.
  • Если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку

Ребенок – орудие разрешения семейных споров

  • мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку
  • ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду.
  • у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым
  • проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.

Внутренне неблагополучные семьи

Недоверчивая семья:

  • повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности
  • слабые контакты с окружающими
  •  нередки длительные конфликты с родственниками
  • в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка

Дети в недоверчивой семье:

  • у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям
  • подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками
  • конфликты с учителями и воспитателями
  • непризнание детьми ошибок и собственной вины
  • трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Постановка и обоснование проблемы

        Россия сделала первых два очень важных шага – признала существование проблемы социального сиротства и жестокого обращения с детьми и стала разрабатывать системы мер раннего вмешательства и сопровождения асоциальных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако для решения всей проблемы нам необходим еще один шаг – разработка превентивных, профилактических технологий, направленных на работу со здоровыми и благополучными семьями и детьми для выявления факторов возможного риска формирования социального неблагополучия в целях предупреждения жестокого обращения с детьми и перехода семьи в категорию социально неблагополучной.

Социальная ситуация в нашем регионе характеризуется наличием большого количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.  Дети, живущие в этих семьях, усваивают негативную модель семейных отношений, деструктивные жизненные установки родителей и в дальнейшем воспроизводят их в собственных семьях. Известно, что семейное неблагополучие является главной причиной социального сиротства.

        В результате, не получая должной поддержки и комплексной помощи со стороны заинтересованных лиц, семьи «группы риска» и оказавшиеся в социально опасном положении опускаются еще ниже, что представляет угрозу жизни и безопасности их детям, которых органы опеки и попечительства вынуждены изымать и помещать в интернатные учреждения.

 Для эффективного осуществления разработанных мероприятий необходимо внедрение технологий межведомственного взаимодействия структур, осуществляющих социально-психологическую, педагогическую, правовую, юридическую, медицинскую, экономическую помощь семье и детям.

Для повышения эффективности работы с семьями и детьми были разработаны и предложены следующие технологии:

  • Технология раннего выявления семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации – технологии вторичной профилактики семейного неблагополучия или технологии раннего вмешательства;
  • Технология коррекционно-реабилитационной работы с семьей с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации для профилактики социального сиротства – технологии третичной профилактики семейного неблагополучия;
  • Технология межведомственного взаимодействия, привлечение социальных партнеров при решении проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства;

Алгоритм работы с семьями

Цели работы социального педагога с проблемными семьями - это прежде всего укрепление семьи, а также максимальное использование ее социального и педагогического потенциала.

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи

7 этап: составле6ние карты семьи

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Департамент образования Администрации Тазовского района, Департамент социального развития Администрации Тазовского района, ГПДН ОМВД России по Тазовскому району)

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей, этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей.

Вся работа в ДОУ с «неблагополучными» семьями ведется с целью улучшения ситуации в семьях воспитанников. Для этого необходимо:

  • Вести работу с «неблагополучными» семьями на всех уровнях, при активном взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно.
  • Воспитателям и специалистам, работающим непосредственно с родителями воспитанников устанавливать доверительные, человеческие отношения, вести диалог на «равных», пробуждать в них материнские и отцовские чувства.
  • Необходимо глубоко разобраться в причинах семейного неблагополучия, понять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребенка.

В условиях низкой мотивации обращения за профессиональной помощью к специалистам применяется такая форма работы с семьей, как патронаж.

Патронат - система мер по оказанию помощи нуждающимся. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, выявить внутренние корни проблемы.

Социальный патронаж - это форма тесного взаимодействия с семьей в течение определенного периода. Специалист входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на события. Одновременно он может патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее.

Проведение патронажа основывается на принципах конфиденциальности и добровольности принятия семьей помощи.

Семья в обязательном порядке должна быть информирована о предстоящем визите и его целях.

В процессе патронажа можно осуществлять:

  • диагностику — ознакомление с условиями жизни, возможными факторами риска (медицинскими, социальными, бытовыми), проблемными ситуациями;
  • контроль состояния семьи и ее членов (особенно детей), динамики проблем (при повторном контакте с семьей), хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций;
  • адаптацию и реабилитацию — оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической и социальной помощи;
  • педагогическое просвещение — ознакомление с методами и формами педагогического влияния на членов семьи, предупреждения и разрешения конфликтов, построения конструктивных отношений и пр.

В отношении асоциальных семей с деструктивной и представляющей опасность обстановкой социальный педагог, исходя из интересов конкретной личности (ребенка), совместно с правоохранительными органами ведет:

  • открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий;
  • необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к карательным мерам (лишение родительских прав).

Патронаж может быть единичным или регулярным в зависимости от стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с семьей. Регулярный патронаж необходим в отношении, прежде всего, асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в определенной мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Характер социально-педагогической работы с семьей определяется характером ситуации: долгосрочная или кризисная.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее усилия на решение своих проблем - добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного разрешения.

Цель: Поиск новых подходов в работе с семьей, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений. Своевременное оказание семье помощи и социальной поддержки через использование новых коррекционных технологий.

   

  Задачи:

  •  Оказать помощь, осознать    позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учить преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия, оказать содействие в восстановлении воспитательного потенциала семьи.
  • Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка.
  • Образовательная помощь родителям в формировании педагогической культуры в воспитании детей. 
  • Выявлять семьи, имеющих факторы риска формирования семейного неблагополучия и создание системы мер, направленных на коррекцию выявленных факторов риска с целью сохранения семьи и семейных отношений и профилактики социального сиротства.

Новизна состоит в разработке практических рекомендаций, буклетов, бесед, привлечение родителей в жизнь ребенка ДОУ, привлечение медицинского персонала психиатра, нарколога, создание клуба «Я и моя семья», волонтеров родителей из благополучных семей, для наглядного примера и обменом опыта.

Данная работа посвящена выявлению проблем неблагополучных семьей и представлена концепция работы социального педагога по оказанию социально-педагогической помощи данным семьям.

Объект воздействия – неблагополучные семьи, дети (начиная с раннего возраста).

Предмет исследования - социальная ситуация и психологическое состояние:

  • детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с целью сохранения кровной семьи или семейное устройство;
  • семей, имеющих факторы риска социального неблагополучия с целью предотвращения формирования социального сиротства;
  • родителей из неблагополучных семей с целью формирования ориентации на здоровый образ жизни.

Содержание работы

Кадровое обеспечение:

  • Социальные педагоги;
  • Педагоги-психологи;
  • Родители-волонтеры.

Нормативно-правовое обеспечение:

- Проведение анкетирования среди родителей по изучению социально-педагогических условий семейного воспитания, а также эмоционального самочувствия ребенка в семье.

- Обработка полученных данных. Анализ ситуация, разработка стратегии и тактики работы с родителями.

- Знакомство родителей с положениями Конвенции о правах ребенка с использованием средств наглядной агитации (оформление стендов), проведение праздников с включением литературно-музыкальных композиций на данную тему.

- Разработка технологий включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Создание групп, проведение встреч и заседаний, специальных тренингов.

Методическое обеспечение:

 В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами в клубе «Я и моя семья» будут применятся групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дадут возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.

Этапы реализации проекта

Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье. Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку. Развитие социально-педагогических услуг для оказания конкретной помощи семьям, которые воспитывают детей.

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями для дальнейшего сотрудничества. Средства:

  • беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в ДОУ);
  • посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.

Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказывать органы полиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

2-й этап. Изучение семьи.

  • Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение         микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье, знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
  • Диагностика причин семейного неблагополучия, её особенностей: посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, опрос; анализ информации о семье из документации; использование методов психологической диагностики.

Методы диагностики:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • беседа с воспитанником;
  • беседа с педагогами;
  • беседа с родителями;

Формы фиксирования результатов диагностики:

  • составление графиков, диаграмм;
  • составление характеристик;
  • ведение диагностических карточек.

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Установление ведущей причины семейного неблагополучия, составление социальной карты семьи, составление индивидуальной программы помощи семье.

4 этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации, работа по программе. Взаимодействие с государственными учреждениями и организациями (Департамент социального развития Администрации Тазовского района, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства и т.д.).

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских и семейных отношений.

Календарный план реализации проекта

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Выявление неблагополучных семей

В течение года

Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог ДОУ

Изучение причин неблагополучия семьи

По мере выявления

Воспитатели, педагог - психолог, социальный педагог, ДОУ, органы опеки и попечительства

Ведение картотеки неблагополучных семей

В течение года

Социальный педагог ДОУ

Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей.

По мере необходимости

Администрация, воспитатели, социальный педагог ДОУ

Рейды в неблагополучные семьи.

По мере необходимости

Воспитатели, социальный педагог ДОУ, органы опеки и попечительства.

Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей.

Ежедневно

Воспитатели, педагог - психолог, социальный педагог ДОУ

Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи.

В течение года

Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог ДОУ

Анализ работы с неблагополучными семьями

Январь, май

Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог ДОУ

Отчет о выявлении неблагополучных семей

Ежеквартально

Социальный педагог ДОУ

Характеристики на родителей воспитанников из неблагополучных семей

 По запросу КДН и ЗП

Администрация, социальный педагог ДОУ

№ п/п

мероприятие

Дата проведения

ответственный

1

Определение социального статуса семей, посещающих ДОУ

сентябрь

Воспитатели, социальный педагог

2

Обновление банка данных о неблагополучных семьях

1 раз в квартал

Социальный педагог

3

Консультация «Индивидуальный подход в работе с семьёй»

декабрь

Социальный педагог

4

Разработка памяток для родителей

в течение года

Воспитатели, специалисты

5

Рейды в неблагополучные семьи

1 раз в квартал

воспитатели

6

Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей

Ежедневно

воспитатели

7

Оформление папок-передвижек для родителей консультаций

В течение года

воспитатели

8

Анализ работы за год

Май

Социальный педагог

Работа будет построена на сотрудничестве, на поддержке членов семьи в самостоятельном преодолении трудностей. Необходимо определить препятствия и средства, способствующие их преодолению. Положительный опыт может быть использован в дальнейшем.

Образовательные тренинги направлены на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивному взаимодействию. Среди таких навыков надо выделить коммуникативные и психологические.

Коммуникативные навыки включают:

• «активное слушание» как без оценочной реакции, свидетельствующую о заинтересованном восприятии и понимании обеспокоенными родителями своего ребенка;

• «я сообщение», выражающее, например, личную тревогу родителя о возможных последствиях действий ребенка, и др.

Психологические навыки включают:

• овладение приемами раннего развивающего обучения,

• модификации поведения ребенка,

• игра -терапия и др.

Групповые формы работы предусматривают:

• обмен родителями опытом,

• получение поддержки и одобрения в группе,

• принятие на себя роли лидера при обмене информацией.

Рефлексия - процесс обсуждения и анализа деятельности и ее результатов между специалистом, родителями и детьми.

Воспитательные игры позволяют формировать и корректировать поведение, навыки общения, управления эмоциями.

Разыгрывая различные жизненные ситуации и модели поведения, выносят рекомендации, формируют конкретные умения и навыки членов семьи успешно решать проблемы. Игра может представлять систему специальных занятий, упражнений, направленных на преодоление трудностей и нарушений, возникающих в процессе взаимодействия.

Воспитательные мероприятия могут включать организацию в семье трудовой деятельности, семейного вечера и праздника (Пасха, Масленица, Рождество и пр.), семейного чтения или написания письма своему ребенку и т.д.

Педагогические практикумы на темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.п. весьма эффективны при акцентировании внимания на практических аспектах решения семейных проблем.

Читая лекции и проводя «круглые столы», раскрывают значение семьи в формировании личности ребенка, учат взглянуть на семью глазами ребенка, проанализировать психо-сексуальное развитие детей и подростков, проблемы здоровья детей, общения родителей и детей, непослушание ребенка, проблемы «дети и деньги», беспокойных подростков и другие, предлагают способы перехода от противостояния к сотрудничеству родителей и детей.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

В ДОУ накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семей, изучение причины неблагополучия и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ГПДН ОМВД России по Тазовскому району, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Тазовского района, ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Забота» в МО Тазовский район».

Для работы с семьями требующие особого внимания в МБДОУ детский сад «Радуга» укомплектована необходимыми кадрами.

Ожидаемые результаты

Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, патронаж, консультации, беседы, КДН.

Создание клуба «Я и моя семья», привлечение волонтеров-родителей для обмена опытом собственного счастья в семье (семейные праздники, отдых, занятость).

Проект оценивается прежде всего по результатам уменьшения количества неблагополучных семей. Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек. Вовлечение детей из неблагополучных семей в ДОУ работу дополнительного образования. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации. Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.

Показатели эффективности реализации проекта

К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается.

Снизить показатель неблагополучных семей. Привлечение в клуб «Я и моя семья».

Возможные риски реализации проекта и механизмы их минимизации

Возможно, откажутся участвовать родители волонтеры. Возможно, откажутся пойти на контакт семьи, находящиеся на особом контроле.

Приложение

РИСУНОК СЕМЬИ – ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

     Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь.

     Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов «знакомства» с ребенком. В настоящее время на прилавках книжных магазинов появилось множество изданий, авторы которых описывают, как интерпретировать психологические методики, и в частности, детские рисунки. Теперь каждая мама, прочитав одну из таких книг, знает, почему ее Машенька нарисовала такой большой нос соседскому Сашке и почему Федя рисует все только черной краской.

     Безусловно, подобная информация необходима для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности родителей. Но работающие в образовательных учреждениях психологи часто сталкиваются с «перекосами» в этом направлении.

     Приведенный пример взят из реальной практики и, к сожалению, не является исключением. Все больше и больше взрослых пытается, интерпретируя отдельные детали рисунков, объяснить для себя (и не только для себя) причины того или иного поведения ребенка.

     Чтобы подобных «объяснений» было поменьше, и они не приносили вреда ни взрослым, ни детям, необходимо повышать уровень психологической компетентности педагогов и родителей. Прежде всего, следует помнить: ни в коем случае нельзя делать какие-либо выводы по одному рисунку. И тем более по одной, отдельно взятой детали рисунка. Нельзя впадать в крайности, объясняя эти детали. Например, ствол дерева, нарисованный Витей, действительно в реальной жизни бывает коричневого цвета. И было бы странно, если бы 4-летний ребенок нарисовал его красным или зеленым. А малое количество листьев на дереве может означать лишь то, что Витя очень торопиться домой. А может, он просто («тестирование» проходило во второй половине дня). Что же касается черного платья, то оно, оказывается, единственное платье в гардеробе его мамы, которая предпочитает носить брюки, а сыну нравится более женственный стиль.

     Итак, данный пример еще раз иллюстрирует мысль о том, что при интерпретации детских рисунков необходимо быть особенно осторожными и деликатными. Если взрослый хочет, анализируя рисунок, получить о ребенке дополнительную информацию, то лучше не проводить безликое групповое обследование, а, оставшись с ним один на один, попросить ребенка нарисовать то, что он хочет. Желательно записать все комментарии, которые ребенок делает в процесс е рисования, а потом поговорить с ним, обсудить нарисованное. Конечно, одного рисунка недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы. Но если из раза в раз в рисунках ребенка повторяются детали, настораживающие взрослого; надо собрать его произведения и показать их специалисту. Затем можно мягко поговорить с самим ребенком и только после этого обращаться к родителям, но не с обвинениями, а с тактично выраженной просьбой обратиться к психологу.

     Мы приводим всего лишь некоторые особенности рисунков агрессивных, гиперактивных, тревожных и аутичных детей. При выявлении в группе детского сада таких детей рисунки могут стать для педагогов дополнительным источником информации, но ни в коем случае не самостоятельным ключом для постановки диагноза. (Демонстрация рисунков).

     Однако подобное деление рисунков на категории достаточно условно. Ведь, например, агрессивными часто бывают и гиперактивные, и аутичные дети. А агрессивные ребята могут проявлять тревогу и подозрительность. Поэтому просим не принимать буквально это деление и не оценивать однозначно отдельные детали рисунков.

«Рисунок семьи - тест на определение эмоционального благополучия ребенка»

     Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих?

     С 5 лет вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Он основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, видя, казалось бы, то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее так же, как они, не делают аналогичные нашим выводы. Особенные детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятые и не принимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории», версии. Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей.

     Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это?», «Я не хочу», - очень диагностичны, они говорят о несформированности у ребенка понятия «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. Можно попросить нарисовать семью зверушек.

     Очень интересные творения открываются взору взрослого. (Демонстрация рисунка) №1

     На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама - глава семьи, у нее все большое - глаза, нос, а особенно рот. Им она чаще всего и пользуется в общении. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто. Рук у мамы нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (не физическим, а в восприятии ребенка) раз в 6 меньше мамы, спокойно покачивается в верхнем левом углу. По сторонам от мамы выписаны 12-летний братец с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но закрытый на все пуговички сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого ушки есть, а вот у сыночков стойкое нежелание воспринимать все, что говорят родители.

     Вот такая славненькая картинка восприятия ребенком взаимоотношений в семье получилась. (Демонстрация рисунка) №2

     А на следующем рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке, за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю», - постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Но как же так? А обратите внимание на цветовую гамму рисунка только черный цвет и чуть-чуть зелененького в машине (это папа иногда его катает). Не смущают ли вас две огромные, раскинувшие «руки» антенны над чердаком? Не это ли символическое изображение ребенком его стоящих над ним родителей, подавляющих его чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги.

     Видя такой рисунок, возникает единственная мысль - ребенку плохо, ему необходимо помочь.

Ну, а здесь все здорово!  (Демонстрация рисунка) №3

     Семья в сборе, улыбки на лицах, все радостно протягивают руки друг другу, поддерживая и помогая, а как любит ребенок всех и себя в том числе, какие яркие, жизнерадостные цвета, сколько мелких, кропотливо, с любовью выписанных деталей. От этого рисунка веет радостью и свободой.

     Если вы решили попросить своего ребенка выполнить подобное задание, то    понадобиться учесть следующее:

Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.

Не стойте над ребенком во время выполнения заданий, информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем.

Не обсуждайте полученные результаты при ребенке - этот тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем ребенка.

В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов. (Важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке)

   Существует 17 правил, рекомендуемых для интерпретации рисунков семьи замечательным психологом В.К. Лыкосовой (описаны в книге «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжевой).

    Не надо забывать: интерпретацией должен заниматься специалист – педагог - психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...