Виды и основные направления психопрофилактики
презентация по коррекционной педагогике

Виды, основные направления , методы и приемы психопрофилактики. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды и основные направления психопрофилактики

Слайд 2

Психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения заболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации . Психопрофилактика – это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся на всех этапах развития Основные понятия психопрофилактики

Слайд 3

Психопрофилактика – это один из разделов общей профилактики, который включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изучение причин и своевременное устранение психических нарушений и заболеваний.

Слайд 4

Цель психопрофилактики – это своевременное определение и устранение факторов, ведущих к отклонениям в развитии. К задачам можно отнести следующие. Предупреждение развития отклонения путем ранней диагностики. Устранение действия болезнетворной причины на личность или организм. Проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы. Цели и задачи

Слайд 5

Специалисты отмечают, что при проведении психопрофилактики необходимо соблюдать следующие принципы: Адресность . Это означает, что следует учитывать, половые, возрастные и социальные характеристики. Комплексность . Эффективнее всего воздействовать на различных уровнях: личности, семьи и социального пространства. Позитивность информации. Сведение негативных последствий к минимуму. Направленность результата на будущее. Максимальная активность, личная заинтересованность и ответственность участников. Принципы

Слайд 6

Психологическая профилактика предполагает: ответственность за соблюдение в образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениями в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень

Слайд 7

П сихопрофилактическая работа включает в себя: • адаптацию детей к детскому саду , рекомендации родителям или лицам , их заменяющим , по оказанию помощи детям в адаптационный период; • обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению , подготовка для родителей или лиц , их заменяющих , и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе; • определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения , раннего выявления способностей , отклонений в развитии и их коррекции ;

Слайд 8

• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются; • проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации; • предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни , обучения и воспитания; • создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми , педагогов с коллегами и родителями , консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

Слайд 9

Уровни психопрофилактики I уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психологическом здоровье и психологических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т.е. 10 из 10 учащихся).

Слайд 10

Уровни психопрофилактики II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.

Слайд 11

Уровни психопрофилактики III уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологичес -ких трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

Слайд 12

Специалисты выделяют несколько этапов (уровней) психопрофилактики в зависимости от того, здоров ли человек, находится он в зоне риска, имеет психические расстройства или выраженную стойкую патологию. Принято придерживаться международной классификации. Согласно ей, профилактика делится на: первичную; вторичную; третичную. Этапы

Слайд 13

Первичная психопрофилактика заключается прежде всего в просвещении населения о причинах психических расстройств, отклонений в психическом развитии и адаптации, что позволяет людям организовать здоровый образ жизни и своевременно обращаться к специалистам за консультацией в ситуациях, создающих повышенный риск заболеваний . Первичная психопрофилактика

Слайд 14

Можно выделить несколько видов первичной психологической профилактики: Воспитание у населения психологической грамотности. Просветительская работа, которая касается вопросов стрессовых ситуаций, их последствий, методов профилактики и способов противостоять им. Коррекция деструктивных межличностных отношений. Обучение приемам саморегуляции . Освоение навыков освобождения от девиантного поведения и вредных привычек . Виды первичной психологической профилактики

Слайд 15

Вторичная психопрофилактика – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию таких факторов риска, которые при наличии определенных условий приводят к рецидиву или обострению заболевания. Вторичная психопрофилактика

Слайд 16

Третичная психопрофилактика - это система мероприятий, целью которых является предотвращение формирования психических отклонений и инвалидизации при хронических расстройствах. Меры направлены на реабилитацию больных, которые лишились полноценной жизнедеятельности. Третичная психопрофилактика

Слайд 17

При третичной психопрофилактике особая роль отводится приемам, которые направлены на сохранение работоспособности. Для этого обычно проводятся следующие мероприятия: Поиск путей для самоактуализации . Человек должен осознать собственные возможности, чтобы пополнить свои ресурсы роста и развития. Профессиональная реабилитация. Это поиск возможностей карьерного роста, новых ресурсов для деятельности или смена профессии. Социальная адаптация. При возвращении больного человека в привычную среду должны быть созданы максимально благоприятные условия.

Слайд 18

Формы психопрофилактической работы

Слайд 19

В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Слайд 20

Это направление профилактической работы в форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, при этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов , их личностная деградация. ИНФОРМИРОВАНИЕ

Слайд 21

АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ВАЖНЫМ НАВЫКАМ Реализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов : - тренинг резистентности - устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников; - тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. - тренинг формирования жизненных навыков.

Слайд 22

Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Организация деятельности альтернативной девиантному поведению

Слайд 23

Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Организация здорового образа жизни

Слайд 24

Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию. Активизация личностных ресурсов

Слайд 25

Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Минимализация негативных последствий девиантного поведения

Слайд 26

По способу организации работы выделяют следующие приемы психопрофилактики : - индивидуальная; - семейная; - групповая. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

Слайд 27

Направления психологической профилактики

Слайд 28

Для проведения психопрофилактической работы используется ряд методов: Ранняя диагностика психических отклонений и заболеваний. Медицинское обследование психического состояния разных групп населения – учащихся, военнослужащих и так далее. Санитарно-просветительская работа. Сбор статистических данных по условиям возникновения психических отклонений и их последующих анализ. Организация специальной медпомощи (психоневрологических санаториев, диспансеров, ночных и дневных стационаров). Методы психопрофилактики

Слайд 29

Сферы профилактики Специалисты выделяют следующие сферы психопрофилактической деятельности: 1. Предупреждение академических проблем. Сюда входит развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, речи, воображения и т. д.) и мыслительных функций (логических, критических, творческих и интуитивных).

Слайд 30

2. Профилактика социальных и личностных проблем. Она предполагает формирование адекватного отношения к алкоголю, табаку, наркотикам и половым контактам. Также может проводиться обучение критически воспринимать любую рекламу, говорить «нет», управлять агрессией, навыкам поведения в конфликтах и так далее. Как правило, именно в форме тренингов реализуется эта сфера психопрофилактики . Сферы профилактики

Слайд 31

3. Психологическая реабилитация. Направлена на восстановление утраченных психических функций и образований. Они могут быть нарушены из-за психической или физической травмы, искажений в ходе развития (неполная семья, гипер - или гипоопека родителей, деструктивная социальная группа и так далее). Также сюда входит формирование адекватной Я-концепции и осознанной мотивации, что может быть актуально для любого человека. Сферы профилактики

Слайд 32

Список использованных источников Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. - М . : Феникс, 2005. - 192 c. Лежепекова , Л. Н. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в работе практического врача / Л . Н . Лежепекова , Б . А . Якубов. - Л . : Медицина, 1977. - 160 c . Буль, П. И. Основы психотерапии / П. И. Буль. – М. : Ленанд , 2015. – 312 с. Шанина , Г. Е. Психогигиена и психопрофилактика / Г. Е. Шанина . – М. : Логос, 2013. – 184 с. Демьянов, Ю. Г, Основы психопрофилактики и психотерапии : Пособие для студентов психологических факультетов университетов / Ю . Г. Демьянов. - Саб. : Паритет, 1999 . - 224 с.

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА ВОСПИТАННИКОВ, ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ И РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа по внедрению ФГТ к основной общеобразовательной программе началась в нашем ОУ с пересмотра образовательной программы. В рамках этой работы была создана модель построения образовательного процес...

Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями....

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.

В ДОО построена следующая система работы старшего воспитателя:Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

РМО. Декабрь, 2022 г. Семинар – практикум «Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности»

Совершенствование знаний учителей-логопедов о современных технологиями, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) основам грамоты....