Программа по ДПО с детьми с ОВЗ "Калейдоскоп"
рабочая программа по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 2»
г. Донской, Тульская область
Утверждаю:
заведующий МБДОУ
«Детский сад № 2»
___________ О. Б. Подлесных
«13» сентября 2019г.
Дополнительная образовательная программа
дошкольного образования «Калейдоскоп»
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов 5-7 лет по коррекции мелкой моторики и познавательных способностей и развитию компенсаторных возможностей через продуктивную деятельность.
Принято:
на заседании педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 2»
« 14» сентября 2019г.
протокол № 1
Составитель:
Воспитатель коррекционной группы
Гулуа Вероника Владимировна
Донской, 2019г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 4
ВВЕДЕНИЕ 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6
Актуальность программы 6
Классификация программы 6
Планируемые результаты освоения программы 11
Целевые ориентиры 11
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 14
ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Отличительные особенности программы 16
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 17
Формы подведения итогов реализации программы «Калейдоскоп» 19
Контрольно-диагностический блок 20
Учебный план 22
Календарно - тематический план 24
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение реализации права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на дополнительное образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение детьми данной категории дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности. Статьей 1.6. ФГОС ДО предусмотрено обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). На основании ФЗ от 2912.12 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гл. 11, ст. 79. «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются основной адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида….». «Дополнительная образовательная программа дошкольного образования детей с ОВЗ и детей инвалидов «Калейдоскоп» от 5 до 7 лет по коррекции и развитию мелкой моторики и познавательных способностей через продуктивную деятельность» предназначена для воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Реализация программы обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников. Программа разработана с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, на базе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ, технологии Ремезовой Л.А. «Развитие мелкой пальцевой моторики у детей дошкольного возраста».
Нормативно-правовую базу разработки «Дополнительной образовательной программа дошкольного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов «Калейдоскоп» от 5 до 7 лет по коррекции и развитию мелкой моторики и познавательных способностей через продуктивную деятельность» составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от29.12.2012г.;
- СанПиН 2.4.1.3049-13", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
-Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. N 2620-р Об
утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в
отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности
образования и науки»;
-Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Устав образовательной организации.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Классификация программы
Известно, что в основе устойчивого развития ребенка лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам добывает новые знания, тем самым, повышая свою деятельностную и информационную компетентность. Однако в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья решение данной задачи предполагает значительные трудности. Это определяется прежде всего тем, что для детей данной категории характерны недоразвитие познавательной деятельности, функциональная недостаточность зрительного и слухового восприятия, нарушение памяти, незрелость высших психических функций и плохо развитая мелкая и общая моторика. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности. Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей, несформированностью зрительно-моторной координации, т. е. несогласованной работой руки и глаза – все это отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, аппликации, письме. Дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно, без особой педагогической помощи усвоить содержательный минимум дошкольной программы. При условии систематической коррекционной поддержки дети с ограниченными возможностями здоровья преодолевают свой недостаток.
Целью реализации программы является коррекция мелкой моторики рук и познавательных способностей, развитие компенсаторных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья через продуктивную деятельность
Коррекционно-развивающие задачи:
- формировать представления о предметах окружающего мира и компенсаторные способы оперирования ими на основе тактильно-двигательных ощущений;
- развивать мелкую моторику руки и движения, необходимые для осязательного обследования предметов;
- формировать навыки выделения сенсорных характеристик предметов с помощью зрительно-осязательных способов;
- развивать ориентировку в пространстве и умение оперировать предметами на основе осязания и суставно-мышечных ощущений;
- формировать умение использовать осязание и мелкую моторику в процессе практической деятельности;
- формировать навыки самоконтроля, умение адекватно оценивать свои и чужие действия.
При формировании программы учитывались следующие принципы:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
5. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
6. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
7. учет этнокультурной ситуации развития детей.
Частные принципы для детей с ОВЗ:
1) индивидуальный подход, предполагающий всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
2) поддержка инициативной, самостоятельной активности ребенка (индивидуализации), способствующей успешности коррекционного образования и обеспечивающей условия для самостоятельной активности;
3) социальное взаимодействие, обеспечивающее создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;
4) вариативность в организации процессов обучения и воспитания, предполагающая наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и специальной педагогике;
5) партнерское взаимодействие с семьей, направленное на установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, для наиболее эффективной поддержки ребенка.
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры
Результаты освоения Дополнительной программы дошкольного образования детей с ОВЗ и инвалидов представлены в виде целевых ориентиров, которые соответствуют требованиям ФГОС ДО.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Достижением целевых ориентиров детьми с ОВЗ будет являться овладение ими планируемых результатов, разработанных с учетом характеристик их психофизического развития и специальных образовательных потребностей, что обеспечивает преемственность в их формировании.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Уровень базовых знаний и умений детей с ОВЗ на конец учебного года:
Ребенок
- обследует предмет перед рисованием с использованием зрительно-тактильного анализа;
- наклеивает предмет по образцу;
- выделяет отдельные предметы и называет: посуда, мебель, овощи, фрукты;
- называет знакомых животных, показывает основные части тела животного;
- адекватно реагирует на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета;
- дает оценку результатам своей работы, используя слова.
Уровень продвинутых знаний и умений детей с ОВЗ на конец учебного года:
Ребенок
- закрашивает изображение предмета с определенным контуром;
- выполняет знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкции;
- режет ножницами;
- выделяет на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов и называет их;
- участвует в выполнении коллективной работы;
- рассказывает о последовательности выполнения работы;
- дает оценку работе сверстников и своей.
Отличительные особенности программы
Программа ориентирована не только на возрастные особенности ребёнка, но и на уровень его физиологического и умственного развития, на состояние его здоровья, его мотивацию к занятиям.
Программа состоит из двух уровней «стартовый» и «базовый» в зависимости от сложности содержания программы и возраста воспитанников.
«Стартовый» уровень предполагает минимальную сложность для освоения содержания Программы.
«Базовый» уровень предполагает более сложное для освоения содержание Программы.
Социальная значимость программы в том, что она направлена на социализацию детей с ОВЗ, на включение их в общественную жизнь и формирование позитивного представления о своих способностях и возможностях.
Направленность программы: Социально-педагогическая.
Содержание программы «Калейдоскоп» предусматривает освоение детьми различных нетрадиционных методов и средств художественного воспитания: пальчиковое рисование, рисование в технике «монотипии», «кляксографии», аппликации из крупы, природного материала, пластилинографии, тестопластики; использование нетрадиционных материалов: поролона, крупы, ткани, а также природных материалов – шишек, листьев, плодов растений - все это позволит расширить кругозор детей с ОВЗ, будет способствовать развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, зрительной памяти, творческих способностей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Воспитанники – дети, посещающие муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 2 » г. Донской.
Форма обучения: индивидуальные занятия
Режим занятий: один раз в неделю
Продолжительность занятий: Стартовый уровень по 15 мин
Базовый уровень по 20 минут
Программа рассчитана на два года обучения.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
- занятия – объяснения
- занятия обобщения и систематизации знаний
- контрольно – проверочные занятия
- занятия – путешествия
- комбинированные занятия
- итоговые занятия, контрольные занятия
- занятия – игра
- творческая мастерская
- конкурсы, познавательные игры, викторины, экскурсии
- выставка творческих работ
В работе используются различные методы и приемы:
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (выполнение детьми с помощью педагога декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или похожий по форме, по цвету, элементу).
Формы подведения итогов реализации программы «Калейдоскоп»
Учитывая особенности учащихся, посещающих занятия по программе «Калейдоскоп», и невозможность ориентироваться на общепринятые возрастные нормы развития, выделила следующие показатели результативности деятельности по программе:
- комфортность (воспитанник с удовольствием занимается по программе, у него возникает желание продолжать занятия, достигать новых успехов);
- положительная динамика в развитии, (ориентиром является исходный уровень развития ребенка. Изменение в развитии отслеживаются по результатам диагностики: входной, текущий, итоговый контроль);
- расширение социальных контактов, (улучшение взаимодействия с детьми в
группах сменного состава, формирование симпатии к членам группы);
- положительные отзывы родителей, (в данном случае родители являются
лучшими экспертами состояния ребенка: их мнение позволяет оценить
эффективность программы и направления ее развития).
Контрольно-диагностический блок
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные способы отслеживания результатов.
Виды контроля включают:
- входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь) для
выявления сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий), зоны его ближайшего развития (возможности ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого), а также предполагает фиксацию статуса воспитанника «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности;
- промежуточный контроль проводится в середине учебного года (январь) на занятиях.
Во время проведения промежуточного контроля отслеживаются знания
тематического содержания программы. Сведения доводятся до родителей в
индивидуальных беседах;
- итоговый контроль (май) проводится в конце учебного года.
По результатам диагностики отслеживается положительная динамика освоения детьми программы.
Все виды контроля охватывают:
- развитие психических процессов (внимание, память, мышление,
воображение);
- развитие моторики (крупной, мелкой);
- пространственную ориентацию;
- способности выполнять инструкции, настойчивости в достижении цели;
- коммуникативные навыки и умения;
- знания, получаемые на занятиях.
Формы проведения контроля за усвоением изучаемого материала: беседа, игра, наблюдение, дидактическое упражнение и т.д.
Проводя анализ полученных результатов обучения ребенка с ОВЗ, педагог сравнивает динамику показателей самого ребенка с теми, которые он демонстрировал в самом начале занятий. В этом случае, педагог достиг положительного результата, если ребенок с удовольствием встречается с педагогом, испытывает положительные эмоции от занятий и общения с педагогом, если прослеживается развитие мелкой моторики рук, ребенок справляется с более мелкой и сложной работой, чем раньше, способен заинтересованно работать более длительное время, может анализировать свою работу и радоваться своим удачам. Процесс контроля в работе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребенка.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, в городе; участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству, развлечениях, досугах, праздниках.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | РИСОВАНИЕ: Пальчиковое рисование Кляксография Монотипия Нитеграфия | 8 2 2 2 2 |
2. | АППЛИКАЦИИ: Работа с различными видами бумаги: - методом обрывания - с помощью ножниц Работа с крупами Работа с природным материалом | 7 2 1 2 2 |
3. | РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ: Лепка Пластилинография | 4 2 2 |
4. | СОЛЕНОЕ ТЕСТО. ТЕСТОПЛАСТИКА | 8 |
5. | ИТОГОВАЯ РАБОТА | 2 |
Всего | 29 |
Календарно - тематический план
Месяц | Неделя | Уровень | Название разделов и тем программы | Часы учебного времени |
сентябрь | 1 2 3 4 | Стартовый Базовый Стартовый Базовый | Диагностика Диагностика Рисование(2) Техника «Пальчиковое рисование» «Наши пальчики» «Разноцветные ладошки» | 1 1 1 1 |
октябрь | 1 2 3 4 | Стартовый Базовый Стартовый Базовый | Рисование(2) Техника «Кляксография» « Замечательная клякса. Дерево.» « Кот с хвост» Тестопластика(2) «Колобок» «Ежик» | 1 1 1 1 |
ноябрь | 1 2 3 4 | Стартовый Базовый Стартовый Базовый | Тестопластика(2) «Божья коровка» «Улиточка» Аппликация методом обрывания бумаги(2) «Курица с цыплятами» «Лев» | 1 1 1 1 |
декабрь | 1 2 3 4 | Стартовый Базовый Стартовый Базовый | Аппликация из крупы(2) «Снеговик» «Зимний лес» Лепка из пластилина(2) «Печенье для мамы» «Арбуз» | 1 1 1 1 |
январь | 2 3 4 | Стартовый Базовый Стартовый | Диагностика Диагностика Аппликация из бумаги с помощью ножниц(1) «Город геометрических фигур» | 1 1 1 |
февраль | 1 2 3 4 | Базовый Стартовый Базовый Стартовый | Рисование (2) Техника «Монотипия» «Бабочка» «Закат» Работа с соленым тестом(2) «Тарелка» «Кружка с блюдцем» | 1 1 1 1 |
март | 1 2 3 4 | Базовый Стартовый Базовый Стартовый | Аппликация из природного материала(2) «Петушок» «Уточка» Пластилинография (2) «Гусеница» «Цветы» | 1 1 1 1 |
апрель | 1 2 3 4 | Стартовый Базовый Стартовый Базовый | Рисование Техника «Нитеграфия»(2) «Волшебная ниточка» «Узоры» Пластилинография(2) «Мухомор» «Корзинка с цветами» | 1 1 1 1 |
май | 1 2 3 4 | Стартовый Базовый Стартовый Базовый | Итоговая работа:рисование и аппликация Итоговая работа:рисование и аппликация Диагностика Диагностика | 1 1 1 1 |
Всего | 35 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Описание материально – технического обеспечения
Обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания
В целях повышения эффективности преподавания дополнительной образовательной программы «Калейдоскоп», максимального развития творческих способностей детей, необходимо определить условия эффективного функционирования: Для реализации программы «Калейдоскоп» необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Группа с хорошим освещением, оборудованием по возрасту детей, демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребёнка. | Подборка информационной и справочной литературы. Диагностические методики для определения уровня творческих способностей. |
- Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение предполагает оснащение образовательной программы специальной, педагогической и методической литературой (См. список литературы).
- Материальное обеспечение.
- клей ПВА;
- простые карандаши;
- пластилин, дощечка для лепки;
- ножницы;
- кисти;
- линейки;
- альбомы для рисования
- цветная и белая бумага;
- стаканчики-непроливайки;
- цветной и белый картон;
- природный материал шишки, крупы и т.п.);
- детская литература;
- демонстрационный материал (плакаты, схемы, картины, игрушки, муляжи и т.д.)
- Раздаточный материал.
- шаблоны (по всем разделам программы);
- трафареты (рисунки-схемы для вырезания);
- иллюстрации с изображениями предметов, животных, птиц;
- образцы изделий, выполненные педагогом;
- игрушки разного размера и цвета;
- муляжи овощей, фруктов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Баряева, Л.Б.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева. –М.: Просвещение,2007. – 265с.
- Беляева,Т.С. Коррекционная работа на уроках труда в начальных классах школы для детей с ДЦП // Дефектология № 6, 1988.- с.13-17
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. - 275с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1987. – 568с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.- М., 1984.-т.4.-с.5-243.
- Горнова, Л.В., Бычкова, Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова - Волгоград: Учитель, 2008. – 268с.
- Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста/ Е.В. Данкевич - С.-Петербург: Кристалл, 2000. – 165с.
- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. –М.: Просвещение, 2013.- 42с.
- Косинова, Е.М. Пальчиковая гимнастика/Е.М.Косинова.- М.: Издательство «Эксмо»,2003г, - 135с.
- Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И.Ю. Левченко О.Г. Приходько. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
- Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей/А.Р. Малер. М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.
- Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Е.М. Мастюкова. А.Г.Московкина. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях С изменениями от 01.02.2005г.
- Рузина,М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых/М.С.Рузина. – СПб.: Кристалл, 2000 – 165с.
- Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с.
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
- Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Лань, 1996. – 32с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ
Каждое занятие по дополнительной образовательной программе, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о способах работы с соленым тестом или об истории изготовления того или иного творческого проекта. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к ребенку. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность ребенку закрепить их в практической деятельности.
Практические работы.
При проведении практических работ в процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает ребенку о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
- Самомассаж ладоней.
- Самомассаж пальцев рук.
Нарушения тактильных ощущений можно преодолеть, включая в занятия игры на узнавание предметов без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игры, органично добавляя их в занятия с целью обследования объектов которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления нарушений тактильных ощущений.
На одном занятии выполняется не более 3-4 упражнений. Весь комплекс упражнений на наших занятиях условно можно разделить на 3 составляющие:
1. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
- собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
- нанизывание колец на тесьму;
- работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
- сортировка монет;
- перебор крупы;
- работа со спичками;
- работа с бумагой;
- шнуровка на специальных рамках, ботинок;
- завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
- игры с песком, водой;
- наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
- закручивание шурупов, гаек;
- игры с конструктором, кубиками;
- рисование в воздухе;
- рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.).
3.Непосредственные занятия по тестопластике, пластилинографии, аппликации, рисованию.
В процессе изготовления художественных изделий большое внимание обращается на подбор поделок, над которыми работает ребенок. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, ребенок создаёт нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение в быту и обиходе. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми. Успех ребенка в изготовлении изделий рождает в нем уверенность в своих силах, воспитывает готовность к проявлению творчества в любом виде труда, он преодолевает барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.
Каждое занятие, входящее в предложенную дополнительную образовательную программу, решает несколько задач, а именно:
- формирование и коррекция графических навыков;
- развитие творческих способностей;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- тактильных и сенсорных ощущений;
- пространственных представлений.
Кроме того, развивается кругозор детей, совершенствуются коммуникативные навыки. В ходе занятий проводятся физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активизацию внимания. Во время занятия обязательно соблюдаются ортопедические условия: правильная посадка, фиксация необходимых для работы предметов на столе.
Для развития творческих способностей проводятся разные игры - упражнения, направленные на развитие воображения: «Найди фигуру», «На что похожа клякса» и т.д. Игры на развитие восприятия: «Дорисуй животное», «Что забыл нарисовать художник» и т.д. Игры на развитие сенсорных навыков «Веселые раскраски», «Цветные картинки», «Цветные загадки», «Волшебные красочки» и т.д.; на развитие творчества: «Слепи то, чего на свете не бывает», «Придумай несуществующее животное» и т.д.
Исходя из анализа факторов и условий, влияющих на развитие творческих способностей детей, можно обозначить общий круг проблем, связанных с готовностью педагога решать их задачи:
—выделять необходимые и достаточные дидактические, психолого-педагогические условия реализации поставленных задач;
—развивать в себе готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;
—видеть многофункциональность вещи;
—соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать полученный результат для решения проблемы;
—осознавать стереотипную (привлекательную, навязанную авторитетом) идею и освобождаться от ее влияния.
Организация образовательного процесса по дополнительным образовательным программам основана на использовании определённых способов включения обучающихся в творческую деятельность.
Специфика проводимых занятий заключается в следующем: каждое занятие начинается с нормализации тонуса и разминки для рук (пальчиковая гимнастика), делается небольшой массаж для рук. Это делается в игровой форме, совместно с педагогом, который читает стихотворный текст и показывает движения. Затем обычно сообщается тема и цели занятия, либо проводится вступительная беседа, в конце которой задается вопрос: «Как ты думаешь, чем мы сегодня будем заниматься?». После этого идет объяснение материала. Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки ребенок повторяет движения в воздухе вслед за педагогом. Когда работа достаточно сложная, в работе используется алгоритм в картинках, однако никогда нельзя замещать им объяснение, можно лишь дополнить процесс демонстрации, так как у детей преимущественно конкретное мышление и они не в состоянии соотнести свои действия с рисунком алгоритма. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания. Например, дети научились лепить шар (яблоко), на последующих занятиях, получая огурец или морковку, нужно исходить из этой же формы. Далее лепим птичку, также начиная с шарообразной формы. Делается это потому, что наибольшую трудность дети испытывают в круговых движениях, которые требуют определенного уровня сформированности движений кисти, обратно поступательные движения даются им легче. Не обязательно включать минутки отдыха в творческие занятия, так как память у детей кратковременная, и они могут забыть объяснение задания, однако если работа затянулась, и ребенок утомился, можно провести короткую физкультминутку, затем повторяя коротко задание продолжить практическую работу. На теоретическую часть приходится не более 30% занятия, остальное время отдается на самостоятельную работу и подведение итогов. Нельзя ни в коем случае осмеивать или ругать неудачные работы. Всегда нужно отмечать положительный сдвиг, похвалить ребенка.
Чтобы повысить интерес к работе, повысить эмоциональный настрой, включить ребенка в занятие, мы вводим элементы драматизации. Например, лепим колобка - вспоминаем и рассказываем в лицах фрагмент сказки. Очень важно выбрать удачное музыкальное сопровождение – для этих целей используется сборник песен из мультфильмов и диск с песнями В. Шаинского, там достаточно легко подобрать песенку, созвучную теме занятия, а под музыку работается веселее. Для этих же целей практически на всех занятиях используются стихи, загадки, поговорки, пословицы, народный фольклор.
Большое значение на занятии имеет наглядность. Наглядные пособия используются печатные и собственного изготовления. Необходимо чаще демонстрировать натуральные объекты природы – овощи, фрукты, которые можно подержать в руках, поиграть с ними, попробовать на вкус.
Приложение №2
Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Как поддержать ребёнка. Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Родители, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность, комфортность подрастающей личности, удовлетворенность собой и другими людьми.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов, высказываний: «Прекрасно», «Здорово», «Отлично», «Я рад твоей помощи», «Ты молодец» и т. п.;
- прикосновений, совместных действий: обнять, погладить, подержать за руку;
- мимики: улыбка, кивок головой, подмигивание.
Укрепление уверенности - самый надёжный способ уберечь своего ребёнка от глубоких психологических потрясений - укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и готовы помочь ему в любых неудачах и проблемных ситуациях, что он любим и его ценят как личность. Слова поддержки: «Зная тебя, я уверен, что у тебя это получится»; «Да, это трудно, но я думаю, ты справишься».
Выражение одобрения - всегда очень полезно наградить ребёнка словами одобрения за достигнутые успехи, которые он сам считает важными. Одобрение вызывает чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию победителя: «Я горжусь тобой»; «Здорово у тебя получилось»; «Ты хорошо справился».
Положительная ориентация на других людей - если ребёнок воспринимает похвалу только в свой адрес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте успехи всех её членов.
Поощрение дружеских отношений - поиск друга - важная проблема для ребёнка. Дружба даёт возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Ребёнку важно находиться в кругу сверстников, чувствовать себя принятым группой - будь то учебный класс или детское творческое объединение. Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени проводит в стенах собственной квартиры, пусть её двери всегда будут открыты для друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками, которые навещали бы его дома, проводили время в совместных занятиях.
Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой
- Не забудьте о необходимости подготовить ребёнка к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придёте, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых. Если ребёнок не воспринимает ваших пояснений, особые усилия приложите к подготовке людей, с которыми будете встречаться.
- Не упустите из виду особую эмоциональную восприимчивость своего ребёнка. Приготовьтесь к тому, что возможно он будет стремиться спрятаться, не отходить от вас. Найдите в себе силы выдержать некоторое время. Общение с внешним окружением необходимо разумно ограничивать. Начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время.
- Не «навязывайте» своего ребёнка, если в данный момент кто-либо его не воспринимает. Это не его вина, просто предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте ещё раз найти способы подготовить окружение к приходу «особого» ребёнка, а в случае, если почувствуете нереальность поставленных задач, не отчаивайтесь, ищите других людей, других сверстников. Надёжным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или объединения семей, имеющих таких же «особых» детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологических занятий с детьми первой младшей группы
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста.Цель данной программы — способствовать созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка, создавать условия для все...
Рабочая программа психолога с тревожными детьми. Тренинг с тревожными детьми.
Как правило, в саду тревожные дети не так заметны, как гиперактивные или агрессивные дети. Но где тревожность, там и страхи, а страхи вызывают напряжение у детей, которое рано или поздно ищет вы...
Рабочая программа по освоению образовательной программы дошкольного образования с детьми шестого года жизни в группах общеразвивающей направленности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта....
Рабочая программа по реализации образовательной программы дошкольного образования с детьми II младшей группы «Подсолнухи» (3-4 года)
Рабочая программа разработана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования "Тропинки" под редакцией В.Т.Кудрявцева, в соответствии с ФГОС дошкольного образования....
Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.
Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....
Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет (старшая группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)
Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет(старшей группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)...
Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...