Инклюзия в ДОУ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Презентации для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_inklyuzivnogo_protsessa_bochkareva_v.g.ppt | 134.41 КБ |
organizatsionnaya_model_inklyuzivnoy_praktiki_.ppt | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы; междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса. Алгоритм построения инклюзивного процесса в группе детского сада
Диагностика индивидуальных особенностей детей Беседа и анкетирование родителей: - определение интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений; - беседа родителей с воспитателем или психологом (цель беседы – установить контакт с родителями, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества. Диагностика развития ребенка: - проводится специалистами детского сада. Наблюдение за поведением в группе: - уровень сформированности навыков самообслуживания; - особенности контакта с другими детьми и взрослыми; - навыки продуктивной деятельности; - развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы; - проявление самостоятельности и активности.
Регистрация эпизодов Дневниковые заметки Видеонаблюдения Журнал наблюдений Техники наблюдений
Диагностика ориентирована на следующие показатели : особенности развития ребенка в настоящий момент; ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые ему мешают развиваться; сильные стороны ребенка и его родителей; потребности ребенка в каждой области развития: физическое, познавательное, социально-эмоциональное, самообслуживание; запросы семьи, какие проблемы они видят в развитии и какие задачи ставят; возможности среды, в которой живет ребенок. Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.
Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов развития ребенка. Составление Индивидуального образовательного плана. Междисциплинарное обсуждение результатов диагностики организуется всеми специалистами. Цели: - составление полной картины развития ребенка, а не фрагментарных представлений о его развитии в разных областях, что облегчает понимание потребности ребенка и семьи и планирование программы развития; - выделение приоритетных направлений обследования, определение меры активного участия в нем каждого специалиста; - выбор программы, соответствующей образовательным и социальным потребностям ребенка; - разработка программ, направленных на реализацию образовательных, социальных и др. потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный план обсуждается всеми специалистами, работающими с ребенком с учетом рекомендаций специалистов ПМПК и составляется на основе диагностических данных. План строится с опорой на сильные стороны ребенка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.
Рекомендуемые для составления ИОП образовательные программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А. Москва, 2010 г.; программа «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловской, Л.М. Гурович, 2001; программа М. Монтессори; «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарина, Н.Д. Соколовой; «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»; программы, утвержденные Министерством образования РФ по дошкольному образованию детей с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата и др.
Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы Инклюзивный подход предполагает организацию социальных отношений детей группы с учетом реализации возможностей каждого ее участника. В расписании группы должны быть учтены индивидуальные занятия детей (расписаны помещения, время, специалисты), групповые занятия, реализующие интересы детей, групповые занятия, реализующие развивающие задачи Образовательной программы. Режим дня и недели в инклюзивной группе для разных детей может быть гибким. Составление расписания в инклюзивном ДОУ представляет собой довольно сложную процедуру, которая входит в обязанности старшего воспитателя, и к которой подключаются междисциплинарные команды, работающие в инклюзивных группах. Команда специалистов, работающих в группе, обсуждает результаты диагностики и составляет программу организации совместной жизнедеятельности детей группы. Приоритет – не реализация тематических блоков образовательной программы, а задачи, которые формулируют педагоги по результатам диагностики детей и группы. Планы могут модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации и/или специальными нуждами конкретного ребёнка. Междисциплинарная команда разрабатывает разные формы активности детей в малых группах и в целом группе, разноуровневые задания, учитывая баланс между спокойными и активными занятиями, индивидуальными занятиями, принимая во внимание индивидуальные особенности детей. К процессу планирования привлекаются дети и родители.
Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы При учете разнообразия индивидуальных особенностей детей особенно остро встает проблема общения между детьми, «выстраивание» отношений внутри группы. Основное, что пронизывает всю жизнь инклюзивной группы – это позитивная атмосфера принятия и поддержки. При совместном воспитании с учетом индивидуальных особенностей дети получают опыт согласования своих интересов с интересами других. Задачи: - создание общности детей и взрослых, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, его индивидуальным особенностям; - развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя; - активизация способности выбирать, планировать, договариваться, распределять роли и обязанности; - развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности; - формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. Взаимодействие детей в микрогруппах - способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мастерских, программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Детско-родительские группы - это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Из всех вышеперечисленных форм складывается жизнь инклюзивной группы. При этом должно учитываться соотношение самостоятельной активности детей и деятельности, организованной взрослыми.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Специалисты (логопед, психолог, дефектолог, медсестра по массажу, кинезиотерапевт) в своей работе опираются на различные отечественные и зарубежные программы, методы и техники. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результату занятия специалист составляет запись в Индивидуальной карте развития ребенка, с которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Литература Программа по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья «Первые шаги в детство». Разработка Бочковой Аллы Анатольевны, воспитателя МАДОУ ДС № 29 г. Нижневартовска. Социально педагогическая деятельность по организации «безбарьерной среды» в условиях ДОУ. Аляутдинова Р.Н. «Вестник университета», 2012. Модель социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Аляутдинова Р.Н.. «Вестник университета», 2013. Современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ. Аляутдинова Р.Н. «Вестник университета», 2012. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного ДОУ. Миронова У.В., Шумайлова Ю.В. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста, 2015.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм предоставления вариативных форм обучения и воспитания для детей с разными стартовыми возможностями. Первичная консультация, в ходе которой специалистами (психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом и др.) проводится диагностика. 2. Составление первичных рекомендаций по разработке индивидуального образовательного плана, определение направления развития, частных видов помощи, необходимых модулей коррекционно-развивающей программы. 3. Привлечение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары.
Структурные подразделения инклюзивного ДОУ консультативный пункт; лекотека; служба ранней помощи; группа развития (кратковременного пребывания) «Особый ребенок»; инклюзивные группы.
Консультативный пункт Создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения. Цели: - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям); поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения. Содержание работы Консультативного пункта: - оказание всесторонней помощи родителям и детям 5–6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; оказание содействия в социализации детей; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
Служба ранней помощи Реализует программу обучения и воспитания детей от 2 месяцев до 4 лет, составленную на основе рекомендаций по обучению ребенка раннего возраста. Цели: - организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение; - подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии. Содержание работы: – проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; – оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям) и психолого-педагогической поддержки их семьям; – осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); – включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка; – определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Лекотека Служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей, которые не могут посещать ГОУ по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Является одной из первых ступеней социализации ребенка. Впоследствии ребенок может быть переведен в инклюзивную группу или класс. Цели: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям. Содержание работы: – реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников; – обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии; – помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком; – подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; – поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.
Группа развития «Особый ребёнок» Создаётся для детей-инвалидов в возрасте от 3 месяцев до 7 лет. Цели: - оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование у них предпосылок учебной деятельности; содействие родителям в организации воспитания и обучения детей; проведение коррекционно-развивающей работы специалистов различного профиля с детьми с ОВЗ; обеспечение первичной адаптации в группе сверстников без индивидуального сопровождения взрослого; подготовка ребенка с ОВЗ к посещению инклюзивной группы. Содержание работы: проведение коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий, направленных на развитие коммуникативной, познавательной и иных сфер детей с ОВЗ; подготовка ребенка с ОВЗ к включению в инклюзивную группу; - проведение консультативной работы с родителями.
Инклюзивные группы детского сада Предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями. Две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников – дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта – умственной отсталостью в степени дебильности) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы). При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятельном передвижении, адаптации в детском коллективе ребенку предоставляется «тьютор», который реализует сопровождение не только в режимных моментах, но и на занятиях.
Примерный перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего инклюзивные группы: 1. Положение об инклюзивных группах. 2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения инклюзивной группы. 3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем. 4. Договор с родителями. 5. Штатное расписание. 6. Должностные инструкции. 7. Приказ по дошкольному образовательному учреждению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование
Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...
Статья "Инклюзия и коррекция - два пути развития современного образования
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы” , подробно освещает политику государства по созданию у...
Что такое инклюзия?
Информационное сообщение об инклюзии, интеграции детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Общая теоретическая информация: понятия инклюзия и интеграция, принципы инклюзивного образования, ис...
Инклюзия - на пути к новому качеству образования
Информационный буклет в поддержку инклюзивного образования. Определение инклюзии, принципы. Буклет предназначен для родителей, педагогов....
Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....
Слева по борту – акулы! (д/ш, инклюзия, средняя или старшая группа)
Обучение в игре пространственной ориентации в средней или старшей группе инклюзивного детского сада.Опубликовано в журнале "Дошкольное образование" № 16 2011....
Знакомство с понятиями "один" и "много" (д/ш, инклюзия, средняя группа)
Учим детей на занятии в средней группе инклюзивного детского сада выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один» и «...