Специфика реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Специфика реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие для детей с ЗПР в условиях ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специфика реализации
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
для детей с ЗПР
Приемы и методы обучения.
Наглядные
- Работа с натуры.
Для того чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление. Поэтому на всех этапах обучения изобразительной деятельности ребенка с ЗПР необходимо поэтапное обследование предметов, умение анализировать основные признаки. В связи с этим весомую значимость имеет образовательная деятельность по предметному рисованию с натуры. Дети первоначально изучают натуру (рассматривают по мере возможности, трогают со всех сторон, гладят, нюхают, пытаются проделать с ней какие-либо движения) и затем приступают к изображению.
При натуре может быть образец ее исполнения, который заранее готовит воспитатель. Образец должен быть выполнен грамотно, выразительно, отвечать эстетическим требованиям, поскольку он служит моделью, подобию которой следуют дети при выполнении задания. Образец выполнения вывешивается рядом с натурой, сопоставляется с нею. Таким образом, дети учатся сравнивать натуру с ее исполнением в лепке, аппликации и рисунке
Кроме того, в обучении детей с ЗПР особую роль играют и натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты, музыкальные инструменты и т.д., которые специально подбираются или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала.
Практические
- Сравнение. Для сопоставления в заданиях воспитатель использует:
1) специально подобранные объекты, имеющие различия по форме, цвету, величине, расположению в пространстве целого объекта или его частей (например, фигура человека, животного в статике и динамике);
2) предметы и формы геометрических эталонов или их сочетаний;
3) правильные и ошибочные изображения предметов.
Благодаря сравнению у ребенка формируется представление о том, что предмет обладает многими важными характерными признаками, по которым он может быть сходен с другими предметами или отличаться от них. Наряду с этим ребенок учится анализировать свой рисунок (лепку и др.) и искать в нем недостаток (ошибку), который нарушает сходство с натурой.
- Составление целого из частей («собирание разборной игрушки», «подвижной аппликации из заготовленных частей», «подбор цветосочетаний», характерных для времени года и др.).
Сущность метода при составлении аппликации в том, что части составляемого целого не приклеиваются сразу на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность выбора частей разного размера, цвета, формы; возможность передвигать их в поиске рационального размещения при составлении целого изображения объекта, или целой композиции, или выбора цветового сочетания в изображении. Таким образом, метод составления целого из частей является более доступным для детей наглядно-действенным способом познания объектов.
- Сочетание разных видов изобразительной деятельности в определенной последовательности. Этот метод работы используется при формировании у детей образов сложных объектов, отличающихся сильно расчлененной формой и сложной конструкцией (строением). Прежде всего это касается образов человека, дерева, дома, животных, являющихся главными объектами сюжетного изображения, стимулирующими его развитие.
Виды работы выстраиваются таким образом, чтобы сначала сформировать у детей представление о предмете, затем усовершенствовать его и далее формировать представление о способе изображения этого предмета.
Последовательность видов изобразительной деятельности, а также использование действий с предметами таковы:
• работа с разъемными игрушками;
• составление аппликации из готовых частей;
• лепка из пластилина (объемное или рельефное изображение: низкий рельеф, барельеф, горельеф);
• рисование с натуры вылепленных изображений;
• рисование по памяти, по представлению, на тему на основе деятельности воображения.
д) Совмещение в задании разных видов изобразительной деятельности (лепка в барельефе или горельефе и аппликация; аппликация с дорисовыванием изображения и т. п.). Этот прием продуктивен в обучении дошкольников изобразительному искусству. При его использовании с учетом возможностей детей, их уровня развития изобразительной деятельности, можно делать выразительные, художественные работы.
Словесные
е) Развитие речи детей на занятиях изобразительным искусством
В процессе занятий дети овладевают названиями художественных материалов и принадлежностей, изобразительными действиями (рисую, делаю аппликацию, леплю) при разных видах изобразительной деятельности. Перед детьми ставится задача на запоминание названий изображаемых предметов и явлений природы, их признаков, действий объектов в тематических работах (мальчик лепит снежную бабу; мишка живет в берлоге). Воспитатель заучивает с детьми словесный материал при объяснении задания, актуализирует его в процессе работы детей и в конце занятия, когда все работы выставляются на доске и рассматриваются на этой мини-выставке.
Задают вопросы: Что это? Как называется? Какой? Какой по форме? Какой по цвету? Что делает? Кто слепил (нарисовал, сделал аппликацию)? Какая работа тебе нравится? Что нравится? и т. п. Объем заучиваемого речевого материала на занятии должен быть в пределах разумного, он увеличивается и усложняется постепенно в соответствии с программой по развитию речи.
Начиная со средней группы, можно предлагать детям подписывать название изображенного предмета, его частей как в рисунке и аппликации, так и в лепке. Например: «Это мишка. У мишки есть голова, туловище, лапы и т. д.».
В старшей и подготовительной группах нужно предлагать детям изображать по описанию или делать описание изображенного, а также процесса своей работы (ее последовательности). Такая работа развивает речь и воображение детей.
Например: «Мишка живет в лесу. Мишка идет по лесу». «Это береза. На березе висит скворечник. На ветке сидит и поет скворец» (старшая группа). «Наступила весна. Светит ярко солнце. Снег растаял. Ребята сажают цветы и деревья. Они вешают на деревья скворечники» (подготовительная группа).
Важной задачей является научить детей планировать свою деятельность. Этому помогают задания, в которых детям предлагают письменно отражать последовательность изобразительных действий в рисунке, аппликации и лепке. Например: «Сначала я нарисовал дом. Потом слева нарисовал березу, а справа – елку. Перед домом нарисовал забор. Потом красками я раскрасил рисунок».
Виды помощи при обучении детей
а) При обучении детей изобразительной деятельности в соответствии с их возрастом используется разграниченный объем помощи.
Младший дошкольный возраст - поэтапное изображение предмета, контактная помощь,
Средний дошкольный возраст – поэтапное изображение по подражанию, после проведенного подробного наблюдения, с использованием в большей мере словесной помощи воспитателя и в индивидуальных случаях – совместное изображение, при конкретной словесной или практической помощи воспитателя.
Старший дошкольный возраст – преобладание изображения по подражанию, в сложных заданиях – поэтапное изображение после наблюдения, анализа натуры или явления, после демонстрации приема изображения; изображение по памяти и по представлению, на основе деятельности воображения.
б) Использование приема совместных (воспитатель – ребенок) поэтапных изобразительных действий в лепке, при рисовании, составлении аппликации важно на начальном этапе усвоения детьми технических навыков работы с разными художественными материалами. Наряду с этим использование поэтапности при показе способа изображения, при совместных изобразительных действиях воспитателя и ребенка, способствует развитию у детей аналитического восприятия и умения сравнивать части и соединять их в единое целое, достигать в изображении относительного сходства с натурой, формировать двигательные (например, «графические» и др.) образы предметов.
в) Завершение работы (дорисовывание, завершение лепки, аппликации) можно рассматривать как метод обучения и как вид помощи при обучении. При этом дети получают для завершения уже выполненной наиболее сложную часть, фундаментальную часть изображения. (Например, детям младшей или средней группы предлагается пририсовать к изображенному овалу, обозначающему голову человека, волосы и части лица. У аппликации машинки слепить или дорисовать колеса.) Этот способ работы позволяет на раннем этапе обучения развивать у детей умение изображать форму предмета, передавать его конструктивные особенности, пропорции, достигать относительного сходства с изображаемым предметом. В декоративном рисовании этот метод обучения используется для усвоения детьми способа ритмического построения узора, равновесия в декоративной композиции. Используя этот метод обучения, воспитатель заранее подготавливает раздаточный материал для завершения работы.
Формы работы при обучении
В обучении используются индивидуальная, коллективная и индивидуально-коллективные формы работы.
При индивидуальной форме работы каждый из детей сам или с помощью воспитателя выполняет свое задание (лепку, аппликацию или рисунок).
Коллективная форма работы предполагает создание одного изображения, одной композиции в том или ином виде изобразительной деятельности при участии всех детей или в работе парами.
Младший дошкольный возраст – деятельность детей осуществляется под контролем воспитателя: дети последовательно, по очереди дополняют или завершают изображение.
Средний дошкольный возраст – уменьшение контроля воспитателя над выполнением коллективной работы детьми, создание проблемной ситуации (Куда приклеить? Где нарисовать? Какой цвет выбрать?)
Старший дошкольный возраст – коллективная работа выполняется детьми после предвартельной установки в беседе что делать, как делать и при какой расстановке ролей дети будут выполнять общее задание.
При индивидуально-коллективной форме работы каждый ребенок выполняет свое задание на общую тему. После завершения все работы детей объединяют в одну общую композицию. При планировании образовательной деятельности с детьми с ЗПР необходимо использовать повтор одной и той же темы на лепке, аппликации, рисовании, музыки. Это позволяет обогащать и конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять умения.
Формирование музыкальной деятельности идёт от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной. Одновременно с общими музыкальными задачами необходимо ставить коррекционные задачи, обеспечивающие развитие зрительного анализатора. Методика проведения занятий должна учитывать специфические особенности детей. Необходимо многократно показывать упражнения, повторять их по нескольку раз. Иногда следует, взяв ребенка за руку, двигаться вместе с ним, чтобы он ощутил ритм. Большинство коррекционных упражнений полезно проводить с лентами, флажками, обручами, мячами, кольцами, платочками. Учитывая недостатки детей в пространственной ориентировке и координации движений, необходимо на каждом занятии уделять 2 –3 минуты для соответствующих упражнений: строиться в круг в колонны, в пары, свободно располагаться по залу, не задевая друг друга, делать различные перестроения. Усложнять или упрощать эти упражнения нужно в соответствии с возрастом и возможностями детей.
Особое внимание следует уделять развитию чувства ритма. Для этого нужно использовать такие приёмы как, передача ритма хлопками, шагами, при помощи погремушки или металлофона. Начинать надо с самых простых ритмических рисунков, постепенно их усложняя.
В процессе музыкальной деятельности с детьми с ЗПР необходимо учить их исполнять движения подражательного характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей старше-подготовительной группы на тему «Волшебные краски зимы»
Цель: Развитие музыкальности и творческих способностей; приобщение к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе....
Конспект организованной образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей логопедической группы «Котенок» (лепка).
Цель: создавать в лепке образ животного;Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание пластилина между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединен...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) для детей среднего дошкольного возраста Тема «День Победы» «Салют Победы».
Развитие умения отражать в рисунке впечатления от праздника Победы....
Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».
Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, чер...
«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...