Статья. Значение эмоций.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Статья. Значение эмоций.
Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (ПК. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л, Рубинштейн, 1946, П.В. Симонов, 1970, 1993; и др.)- Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром.
Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы, от которых оно зависит, В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы эмоционально-личностной. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия .
В настоящее время общество готово к открытому признанию уникальности каждого человека, вне зависимости от состояния его соматического и даже психического здоровья.
Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности и чувства. Эмоции и чувства можно объединить общим термином “эмоциональность”.
Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец (1965), Н.Д. Левитов (1964),
Б.М. Теплов (1961), А.В. Петровский (1986), Л.С. Выготский (1984), Р.С. Немов (1995), А.Н. Леонтьев (1993), К.К. Платонов (1984).
Изучению эмоциональной сферы личности психологи уделяют достаточное внимание. Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными.
В раннем и дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Однако, в старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, чувства, как стабилизирующие переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности.
К концу дошкольного детства, дети настолько овладевают выражением эмоций, что показываемая экспрессия той или иной эмоции вовсе не означает переживание ими ее. У дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности. Об опережающей коррекции эмоций пишут А.В. Запорожец и Я.З. Неверович (1974).
На проявление эмоций и чувств большое влияние оказывают специфика детско-родительских отношений.
В.М. Бехтерев в 1910 году впервые в нашей литературе заговорил о значении изучения детских рисунков в оценке динамики развития ребенка, в первую очередь психического.
Л.С. Выготский писал о том, что нет развития личности без присвоения социального опыта, переработки его внутри, а затем выведения его опять во вне, но уже в переработанной форме (законы интериоризации и экстериоризации). Это же можно со справедливостью отнести к эмоциям и чувствам. Эти процессы проявляются у ребенка именно в творческой деятельности и игре особенно ярко и наглядно.
Дж. Макфи, американский исследователь детского творчества в 60-х г. 20 века отмечал, что искусство дает ребенку прямые средства конструктивного выражения эмоций, оно помогает развивать визуальную восприимчивость ребенка, учит его видеть более детально, глубже осознавать форму и пространство, лучше ориентироваться в окружающем мире. Графическая экспрессия предоставляет личности своеобразный, отличный от словесно-логического, канал передачи накопленной информации. Сходные идеи выражены в работах А.В. Бакушинского (1925), Е.С. Кондахчана (1951), Н.П. Сакулиной (1965), Г.В. Лабунской (1965), Е.И. Игнатьева (1961) и др..
Таким образом, ребенок в процессе развития испытывает разнообразные и в разной мере выраженные чувства. Но они еще очень ситуативны и неустойчивы. С возрастом чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Существенно изменяются и внешние проявления чувств ребенка: от непосредственного выражения к контролю над их проявлениями и выражению социально приемлемыми способами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91
Знакомство с миром эмоций...
Значение эмоций и чувств в жизни ребенка дошкольника.
Материал для педагогов ДОУ, раскрывает тему развития эмоциональной сферы детей дошкольников....
Значение эмоций в формировании невроза у детей
Значение эмоций в формировании невроза является определяющим - ребенок в первые годы жизни формирует представление о себе и о мире не логически, не вербально, а в большей части - эмоционально. Пониман...
Презентация значение эмоций в общении
Презентация значение эмоций в общении...
Консультация для родителей "Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром"
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром...
Роль и значение эмоций
Эмоции представляют собой одну из весьма значительных функций нервно-психической деятельности человека, основной смысл и значение которой заключается в субъективном переживании как воспринятого из окр...
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром.
Эмоции играю важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться с той или иной ситуации....