Педагогическая работа
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка детский сад №3 "Петушок"
городского округа Стрежевой"
Конспект непрерывной образовательной деятельности
чтение художественной литературы в подготовительной группе №3 «Сказочники» компенсирующей направленности с ТНР
Тема: ««Пересказ рассказа «Четыре желания» К.Ушинского с использованием мнемотаблиц»
Выполнила:
Политыко Мария Олеговна
Воспитатель
г. Стрежевой 2019 г.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать умение детей понимать смысл рассказа поучительного характера;
- учить детей видеть за словами образы и настроение произведения;
- активизировать словарный запас детей по теме «Времена года»;
Коррекционно- развивающие задачи:
- развивать общую, артикуляционную и общую моторику;
-развивать диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения;
- развивать внимание, память, восприятие:
Коррекционно- воспитательные задачи:
- воспитывать внимание к собственной речи и к речи воспитателя;
- формировать навыки сотрудничества.
Методы и приёмы: игровые, наглядные, практические, словесные, дидактические игры, художественная литература, загадки.
Материал и оборудование: картины с изображением времен года; иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа; карточки с восклицательными и вопросительными знаками; мяч.
Предварительная работа: чтение рассказов о природе, разучивание стихов о временах года, рассматривание иллюстраций, д/и «Времена года», «Когда это бывает?», работа с графическими схемами, наблюдения на участке.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту (фронтально, групповое)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень.
-Я буду предлагать вам ситуацию, а вы мимикой изображать эмоции, которые вы переживаете.
1. Лето, жарко, мама сообщает, что вы едете на речку купаться.
2. Вы отправились в лес за грибами. Ура! Вот он гриб! Срезаете его, а там червяки.
3. Высокая ледяная горка, вам нужно съехать с неё.
4. Собрались в парк на карусели, но пошёл дождь.
5. Мама испекла ваш любимый пирог.(дети изображают предполагаемые эмоции после каждой предложенной ситуации)
-Молодцы, вы замечательно изображаете и передаёте эмоции радости, брезгливости, страха, огорчения, удовольствия.
-А теперь потренируем свой язычок, что бы мы чётко научились произносить звуки.
Логопедическое упражнения: (фронтально, групповое) метод словесный
Холодный ветер: с-с-с-с-с-ссссс Тёплый ветерок: ш-ш-ш-ш-ш-шшшшш
Комарик: з-з-з-з-з-ззззз Пчёлка на лугу: ж-ж-ж-ж-ж-жжжжж
Снег скрипит: ссс-ссс-ссс-ссс Шмель гудит: у-у-у-у-у
- Язычок мы научили правильно работать. Теперь попробуем научиться подбирать слова друг к другу, чтобы им было друг с другом хорошо. И нам было интересно и понятно слушать рассказчика.
2. Объявление темы занятия: (фронтально, метод наглядный, словесный)
- Сейчас вы отгадаете загадки. И скажете мне, о чём мы сегодня поговорим
Дети отгадывают загадки, подбирают картинки, соответствующие каждому времени года.
-Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ: время года ЗИМА
-Давайте проговорим слово еще раз «Зима», назовите первый звук в слове «З», проговорим его еще раз «З,ЗЬ» (картинки, наглядно)
-Проговорим чистоговорку
За-за-за - уходи домой коза.
Зу-зу-зу - моем зайку мы в тазу
-Назовите последний звук в слове «А», проговорим его еще раз «А,» (картинки, наглядно)
-Проговорим чистоговорку
Ан-ан-ан — во дворе баран.
Ай-ай-ай — в клетке попугай.
-Молодцы, следующая загадка, слушаем внимательно.
- Я раскрываю почки,
В зеленый листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движения полна,
Зовут меня…
Ответ: время года ВЕСНА
-Давайте проговорим слово еще раз «Весна», назовите первый звук в слове «В», проговорим его еще раз «В,ВЬ» (картинки, наглядно)
-Проговорим чистоговорку
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
-Назовите последний звук в слове «А», проговорим его еще раз «А,» (картинки, наглядно)
-Проговорим чистоговорку
А-а-а-шире ротик,детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
- Следующая загадка, слушаем внимательно.
- Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
Ответ: время года ЛЕТО
-Давайте проговорим слово еще раз «Лето», назовите первый звук в слове «Л», проговорим его еще раз «Л,ЛЬ» (картинки, наглядно)
-Проговорим чистоговорку
Ла-ла-ла, ла-ла-ла - вот высокая скала.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - в лодке сломано весло.
-Назовите последний звук в слове «О», проговорим его еще раз «О,» (картинки, наглядно)
-Проговорим чистоговорку
О-о-о — все дороги замело.
О-о-о — летом очень хорошо.
- Вы большие молодцы, слушаем дальше.
Пусто в поле, дождь идет.
Ветерок скрывает листья.
С севера туман ползет,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - …
Ответ: время года ОСЕНЬ
-Давайте проговорим слово еще раз «Осень», назовите первый звук в слове «О», проговорим его еще раз «О» (картинки, наглядно)
-Проговорим чистоговорку
Оп-оп-оп — яблоко на землю — хлоп!
Оп-оп-оп — подрастай, укроп.
-Назовите последний звук в слове «Н», проговорим его еще раз «Н» (картинки, наглядно)
-Проговорим чистоговорку
На-на-на - нам звезда видна.
Не-не-не - ваза на окне.
-А сейчас, вы мне скажете, о чём были загадки? (дети отвечают, выслушать и обобщить)
-Правильно, о временах года. Мы с вами сейчас прочитаем рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». (Фронтально, словесно с опорой на мнемотаблицу)
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением
Чтение первой части рассказа с опорой на мнемотаблицы.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
- Как звали мальчика? (Митя).
- Что он делал зимой? (выслушать ответы детей)
- Что Митя сказал отцу? (ответы детей)
- Куда Митя записал своё желание? (ответы)
-Слушаем вторую часть рассказа
Чтение второйй части рассказа с опорой на мнемотаблицы.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
- За кем бегал Митя по лугу? (ответы детей)
- Какие были бабочки? (ответы детей)
- Что мальчик делал ещё на лугу? (ответы детей)
- Как он говорил о весне? (ответы детей)
- Что папа приказал Мите? (ответы детей)
-Умницы вы внимательно слушаете, читаем третью часть рассказа
Чтение третьей части рассказа с опорой на мнемотаблицы.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
- Куда Митя отправился с папой? (ответы детей)
- Как он веселился? (ответы детей)
- Что сказал папе вечером? (ответы детей)
- Ну и прочитаем , четвертую часть рассказа
Чтение четвртой части рассказа с опорой на мнемотаблицы.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
- Какое время года наступило? (ответы детей)
- Что делали в саду люди? (ответы детей)
- Какое настроение было у Мити? (ответы детей)
- Что он говорил отцу? (ответы детей)
- Что сделал отец? (ответы детей)
4. Динамическая пауза: познавательная игра «Мы по кругу идём и с собою берём…» (фронтально, групповое)
Дети встают в круг, идут взявшись за руки со словами: «Мы по кругу идём и с собою берём всё осеннее: листочки, дожди, овощи, фрукты и т.д…
…всё зимнее: снежинки, льдинки, коньки…
…всё весеннее: подснежники, ручейки, ласточки…
…всё летнее: солнце, радугу, цветы, речку…»
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. (фронтально, групповое)
Дети садятся. Рассказ читается ещё раз, дети внимательно слушают и следят по таблицам.
Пересказ детьми с опорой на таблицы. Одну часть пересказывает один ребёнок.
Вторую часть пересказывает один ребёнок с опорой на таблицу.
Третью часть пересказывает один ребёнок с опорой на таблицу.
Четвертую часть пересказывает один ребёнок с опорой на таблицу.
6. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот». (групповая, фронтально)
Закрепление навыка подбора антонимов.
Погода теплая, а наоборот — холодная
Осень ранняя, а наоборот — поздняя
День длинный, а наоборот — короткий
Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются
Дети грустные, а наоборот - веселые
Настроение плохое, а наоборот — хорошее
Урожай маленький, а наоборот — большой
Тропинка узкая, а дорога – широкая
Рыбка крупная, а наоборот – мелкая
Облако белое – туча чёрная
Камень тяжёлый, а наоборот – лёгкий
7. Итог занятия:
- Молодцы, у вас всё получилось, и наши таблицы- помощники нам очень помогли. В каждом времени года есть что-то своё, неповторимое, запоминающееся, приносящее радость и новые впечатления.
-Вы сегодня замечательно потрудились. У вас на столах по два смайлика. Если вам занятие понравилось, поднимите весёлый смайлик. Если вы испытывали затруднения и у вас есть вопросы, поднимите грустный смайлик.
Приложение 1
Четыре желания
Ушинского Константина Дмитриевича
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Приложение 2
План схема рассказа
Четыре желания
Ушинского Константина Дмитриевича
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация воспитателя о проделанной педагогической работе "Педагогические достижения"2014-2015 уч.год (средняя группа)
Отчет о проделанной работе за 2014 - 2015 учебный год. Мои достижения и перспективы на будущее....
ОРГПРОЕКТ Педагогического совета на тему: Результаты педагогической работы, направленной на решение задач образовательной области «Физическое развитие»
Организационный проект педагогического совета в дошкольном детском доме. В документе подробно прописана работа педагогического коллектива по подготовке и проведению педагогического совета. обозначены ...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22.12.2014г. № 1601 г.Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке о
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22.12.2014г. № 1601 г.Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку за...
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Педагогический проект "Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников".
Данный проект раскрывает механизм поэтапного преобразования системы экологического воспитания дошкольников в МБДОУ «Детский сад «Снежинка&ra...