Доклад «Формирование ситуации успеха у детей дошкольного возраста через работу с родителями»
материал
В докладе раскрывается тема развития ребенка, мотивированного на успех, благодаря совместной работе педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Формирование ситуации успеха у детей дошкольного возраста
через работу с родителями»
Развитие современного общества носит динамичный характер, имеющий тенденцию к постоянному ускорению, усложнению и видоизменению. Успешность и благополучие ребенка зависит от его личностных качеств, умения приспосабливаться к окружающей действительности, его познавательной и творческой активности, а также активности общения. Такую модель поведения обеспечивает мотивация достижения.
Мотивация достижений – это социальное явление, и поэтому требует внимания со стороны родителей и педагогов. Одним из способов формирования мотивации достижения является технология создания ситуации успеха обучающихся.
Надо создавать ребёнку СИТУАЦИИ УСПЕХА, когда, что-то достигнув, ребёнок мог бы сказать: «Ура! У меня получилось! Я сделал это!». Придет ли успех к вашему ребенку или его постигнет неудача, во многом зависит от вас. Такие ситуации для подрастающей личности могут создать только взрослые. Мудрые и любящие взрослые, находящиеся рядом.
Взрослые должны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка.
Являясь активным участником разных видов деятельности, ребёнок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, учится их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически.
Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника. Чтобы осуществлять педагогически оправданное влияние на формирование личности детей, необходимо дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, поверить в собственные силы, понять, что успех является эквивалентным затраченным усилиям.
Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации успеха, как:
- снятие страха (выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…», «Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы…» и др.);
- внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…» и др.);
- авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);
- скрытое инструктирование ребенка в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с … а затем …», «Ты конечно же не забудешь о …» и др.);
- персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предположить…» и др.);
- мобилизация активности, педагогическое внушение («Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);
- высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.).
Такая организация развивающего процесса может оказывать длительное воздействие на развитие мотивов, т. е. создается ситуация, когда интеллектуальная деятельность для дошкольника становится желанной, любимой, приносящей радость от познания нового. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки, самоуважения ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал.
Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих.
Роль семьи в становлении личности человека первостепенна и неоспорима. В семье ребенок вначале осознает свое физическое окружение, познавая с помощью всех органов чувств окружающий мир, наполняет свой разум образами близких людей, предметов, явлений природы и связанных с ними переживаний. В семье ребенок получает удовлетворение базовых потребностей, усваивает ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. В идеале и первый духовный опыт ребенок получает в семье: в форме религии или отношения к природе.
Ребенок – это творение родителей. Важно, чтобы родители осознавали это и воспринимали воспитание как творческий процесс.
В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей. Воспитать своего ребенка - великое искусство, так как сам процесс воспитания - это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых - результат ошибок семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере взаимных симпатий. Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.
Нередко родители семейное воспитание детей сводят к бесконечным наставлениям. Но далеко не всегда сами следуют тому, что с такой настойчивостью внушают детям. Например, призывают их к аккуратности, а собственные вещи держат в беспорядке. Или настаивают, чтобы по утрам дети занимались физическими упражнениями, но у самих для этого не находится времени. Ничего удивительного, что требования, предъявляемые к детям, не выполняются. Другое дело - живой пример родителей - он почти наверняка принес бы желаемые результаты.
Сам семейный уклад, его нравственный микроклимат, традиции и привычки в семье воспитывают ребенка, формируют в нем те качества, которые станут определяющими в его дальнейшей жизни.
Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет их ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. ДОУ и воспитатели помогут найти выход в сложной ситуации, но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Сотрудничество педагогов и родителей для создания ситуаций успеха должно носить обоюдный и плодотворный характер. Без взаимодействия и взаимопонимания ДОУ и семьи развитие активности дошкольника не будет до конца эффективным и результативным. Задача педагога сделать так, чтобы родители стали его активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами для их ребенка, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".
Материал об использовании интегрированных занятий по формированию у дошкольников здорового образа жизни....

Доклад: «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»
Доклад:«Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» ...

Статья Создание ситуации успеха у детей дошкольного возраста
Создание ситуации успеха у детей дошкольного возрастаУспех в учении – единственный источниквнутренних сил ребенка, рождающих энергиюдля преодоления трудностей, желания учиться”.Василий Але...

Педагогический совет № 3 Тема доклада: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий».
ЦЕЛЬ: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста». «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости ...

Технология «Ситуация успеха» деятельности детей дошкольного возраста
Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха. Федеральный государственный образовательный стандарт до...

Доклад «Формирование культурно гигиенических - навыков у детей дошкольного возраста»
laquo;Формирование культурно гигиенических - навыков у детей дошкольного возраста»...

Доклад " Формирование логико-математического мышления у детей дошкольного возраста"
Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применя...