Развиваемся играя!
статья по коррекционной педагогике

Веремеева Екатерина Ивановна

Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Равиваемся играя667.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №937 имени Героя Российской Федерации А.В.Петрова»

Учитель-дефектолог Веремеева Екатерина Ивановна

Педагог-психолог Баранова Светлана Михайловна

РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ!

Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии.

На сегодня значительно расширился контингент детей, ранее считающихся необучаемыми, включаемых в систему образования. Родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, интересует вопрос, как их дети могут быть включены в систему образования.

В настоящее время в Москве активно развиваются такие новые формы дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания. Группы различаются по 10 видам. В нашем дошкольном учреждении  создана группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок».

К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в развитии, что  резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Детская игра для ребёнка дошкольника – это основной вид деятельности. В игре развиваются различные  стороны его личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

В арсенале педагогов нашего детского сада  имеются игровые материалы и игрушки,  выпускаемые отечественными и зарубежными производителями. В нашей работе мы часто используем игровые средства немецкой компании «DUSIMA».

C:\Users\1\Pictures\Фото ГКП 2012-13\Оборудование\IMG_2187.JPG  C:\Users\1\Pictures\Фото ГКП 2012-13\Оборудование\IMG_2148.JPG

В играх с детьми с особыми возможностями здоровья для полноценной коррекционно – развивающей работы, наиболее  эффективно сотрудничество всех специалистов.  Предлагаем вам познакомиться с некоторыми играми, которые используются в работе с детьми учителем-дефектологом и педагогом-психологом.

Организация коррекционно – развивающего процесса построена на основе дифференцированного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка

Игры «DUSIMA»

Игра «Что это» (DUSIMA)

Описание: деревянное поле с крышкой из мягкого материала.

Назначение: развитие стереогностического чувства.

Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, ориентирования на плоскости.

Особенности: опознавание   предметов осложнено ощупыванием через ткань, натянутую на рамку, что позволяет определить только контур фигуры, а не всю поверхность.

Возраст: 3+

Игры: «Назови фигурку», «Где расположена фигурка», «Запомни и разложи».

C:\Users\1\Pictures\Фото ГКП 2012-13\Оборудование\IMG_2111.JPG  C:\Users\1\Pictures\Фото ГКП 2012-13\Оборудование\IMG_2188.JPG

Определи на ощупь (DUSIMA)

Описание: в деревянной коробке с выдвижной крышкой находится 4 комплекта сенсорных элементов с разной текстурной поверхностью. Каждый комплект содержит 9 элементов.

Назначение: развитие тактильного восприятия.

Способствует: развитию памяти, речи, концентрации внимания, коммуникативных навыков.

Особенности: сенсорные элементы удобны для опознавания поверхностей различными участками тела.

Возраст: 3+

Игры: «Строим в ряд», «Кто это был», «Собираем вместе одинаковые дорожки»

C:\Users\1\Pictures\Фото ГКП 2012-13\Оборудование\IMG_2130.JPG

Пощупай рукой, определи ногой (DUSIMA)

Описание: 10 ящиков из фанеры с откидной передней шторкой, 10 съёмных дисков.

Назначение: развитие тактильного восприятия.

Способствует: развитию памяти, речи, концентрации внимания.

Особенности: возможность определять текстуру поверхности, как рукой, так и ногой.

Возраст: 3+

Игры: «Найди такой же рукой (ногой)», «Найди свой ящик», «Запомни и найди».

C:\Users\1\Pictures\Фото ГКП 2012-13\Оборудование\IMG_2151.JPG C:\Users\1\Pictures\Фото ГКП 2012-13\Оборудование\IMG_2158.JPG

Тактилото (DUSIMA)

Описание: 25 деревянных фигурок и 5 карт лото с изображением этих фигурок. Хлопчатобумажный мешок.

Назначение: развитие стереогностического чувства.

Способствует: развитию мелкой моторики, памяти, речи, концентрации внимания, коммуникативному взаимодействию, наблюдательности.

Особенности: используется хорошо известная детям техника – лото, что облегчает ввод этого средства в практику.

Возраст: 4+

Игры: «Лото», «Найди свою фигурку», «Я назову, а ты достанешь», «Найди такую же» (подбирать фигурку на ощупь),  игра на расстоянии.

C:\Users\1\Pictures\Фото ГКП 2012-13\Оборудование\IMG_2171.JPG

Запомни звук  (DUSIMA)

Описание: 16 полых кубиков с различным наполнителем, при встряхивании кубиков издаются разные звуки.

Назначение: развитие слухового восприятия.

Способствует: пробуждению акустического внимания, развитию фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса.

Особенности: возможность сопоставления зрительных и слуховых образов наполнителей кубиков, а также их смены.

Возраст: 3+

Игры: «Найди пару», «Построй в ряд», «Запомни и найди».

Методика использования.

1. показ – предъявляем 2-3 пары (определяем по звуку, ищем пары). Кубики выкладываем закрытой стороной вверх, прозрачная сторона служит для определения ошибок. Выбираем два кубика с разным звучанием: «Найди такой же». Эталонный кубик берём из левого ряда, второй парный кубик откладываем вправо. «Давай проверять» - переворачиваем каждый кубик и проверяем наполнение кубиков.

2. показ – расширяем ряд предъявляемых кубиков.

3. подбираем близкие по контрасту

4. выстраиваем ряд (от тихого к громкому и т.п.). Педагог строит свой ряд, ребёнок свой. Ряд педагога будет контрольным. Сначала проверяем по звуку, потом переворачиваем и проверяем.

5. «Что не так» - поменять кубики местами (где его место?).

6. Игра на расстоянии. Часть кубиков стоит на одном столе, другая такая же стоит на другом столе. Составить пары, найти одинаковые. Расстояние между столами можно увеличивать.

В конце выполнения задания всегда проверяем правильность выполнения задания, переворачивая кубики вверх прозрачным дном.

7. Отгадай, что как звучит.

C:\Users\1\Pictures\Фото ГКП 2012-13\Оборудование\IMG_2139.JPG

Сверкающее домино(DUSIMA)

Описание: комплект деревянных домино с цветными искусственными камешками.

Назначение: развитие зрительного восприятия.

Способствует: развитию памяти, речи, концентрации внимания, способности к различению цвета.

Возраст: 4+

Игры: «Найди пару», «Домино», «Строим дорожки», «Укладывание с заданием», «Укладываем по образцу», «Чего не стало», «Что изменилось».

C:\Users\1\Pictures\Фото ГКП 2012-13\Оборудование\IMG_2144.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Статья для воспитателей«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни»

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

«Играть, развивая; развивать, играя»

Статья затрагивает одну из актуальный проблем современных дошкольников: сегодняшние дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности. Почему это происходит? Возможно ли исправить ситуацию...

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра

Консультация для родителей детей  разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»...