Выступление: Организация психологического сопровождения в режиме здоровьесбережения, участников образовательного процесса, работающих с детьми с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике

Салахова Татьяна Юрьевна

Организация психологического сопровождения в режиме здоровьесбережения,  участников образовательного процесса, работающих с детьми  с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

Выступление:

Организация психологического сопровождения в режиме здоровьесбережения,

 участников образовательного процесса, работающих с детьми  с ОВЗ  

                                                         

                                                                                                педагог-психолог

                                                                                             Салахова Т.Ю.

Окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. С каждым годом детей тревожных, с расстройствами становится больше. Поэтому организация психологического сопровождения образовательного процесса важна и нужна, тем более работая с детьми с ОВЗ

Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников

образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Задачи псих. сопровождения:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  •  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  •  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  •  своевременное предупреждение нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер ребенка;
  • повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса

Для решения поставленных задач в течение всего учебного года в своей работе использую здоровьесберегающие технологии- это система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Считаю, что эти технологии являются эффективными и необходимыми на сегодняшний момент и при взаимодействии с участниками образовательного процесса, работающими с детьми с ОВЗ.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на группы:

технологии сохранения и стимулирования здоровья

-релаксация

-пальчиковая гимнастика

-дыхательная гимнастика

-элементы музыкотерапии

технологии обучения здоровому образу жизни

-коммуникативные игры

-игровые упражнения

коррекционные технологии

-элементы сказкотерапии

 -элементы песочной терапии, игры с песком

-средства арт-терапии

-психогимнастика

-игротерапия

Работа с детьми с ОВЗ

 Использование здоровьесберегающих технологий в работе  – важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

    На коррекционно-развивающих  занятиях с детьми  по развитию эмоционально-волевой сферы использую все перечисленные технологии. Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.

     Также для работы с детьми  на  семинаре - практикуме  для воспитателей «Особенности развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте», была  дана система игр на развитие коммуникативных навыков и развития эмоц.сферы. Педагогам предложено использовать данную систему в работе с детьми, внедрить игры для профилактики эмоционального напряжения.

 Посещая группы компенсирующего вида  видно, что  у педагогов имеются  в наличии  игры на развитие эмоциональной сферы.

-Например , есть «Уголки  настроения»,где находятся игры на эмоции,

 бассейн с фасолью и горохом для релаксации,  с песком ; «стаканчики для крика» , которые помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека, мешочки «Антистресс» для снятия напряжения. В группе есть «Мерилки» «Коврик злости». Есть  различные игрушки: мягкие молоточки,  мягкие поролоновые мячики,  тактильные игрушки, ракушки.

И такие игры должны быть в свободном доступе. Если происходит такая ситуация, что ребенок проявляет агрессию, воспитатель должен использовать нужные игры, предметы, которые могут помочь стабилизировать эмоциональное состояние.

Имеется так же кинетический песок, который можно использовать для снятия мышечного  и эмоционального напряжения. Есть мягкие подушки, которые нужны для снятия напряжения.

В коллекции у воспитателей  группы компенсирующего вида имеются  игры по знакомству с разными эмоциями, что помогает ребенку ориентироваться в собственных чувствах, эмоциях  и чувствах людей, которые его окружают.

Расположен в группе и «Уголок уединения»

Также  в приемной группы расположен стенд «Здравствуй, я пришел», где дети отражают свое эмоциональное состояние, настроение.

  Воспитатели  при работе с детьми с ОВЗ ,используют для преобладания положительных эмоций такие режимные ритуалы как «Утро радостных встреч», «Утренний круг», которые объединяют детей, настраивают на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и детьми, вместе с этим  и стимулируют речевую активность

Для профилактики утомления  в группах есть тетради с динамическими паузами

-Также к здоровьесберегающим технологиям относятся пальчиковые игры, имеющиеся в наличии  в  картотеке.

-В группе компенсирующей направленности   ведется тетрадь взаимодействия с воспитателями, где я прописываю игры, на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, которые рекомендую провести с тем или иным ребенком.

Работа с родителями

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание.

Выбирая методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдала следующим формам работы с родителями:

Психолого-педагогическое просвещение: информация в папках- передвижках, индивидуальные консультации с родителями, выступления на родительских собраниях с применением элементов тренинга, практикума.

Индивидуальные консультации 

Провожу на различные темы: психологические особенности ребенка; речь и разввитие ребенка;страхи ребенка, застенчивый ребенок, компьютерные игры и зависимость от них, агрессивный ребенок, как развить мышление и другие.

Родители как сами изъявляют желание подойти на инд.консультацию, так и по совету воспитателя подходят.

Выступления на род.собраниях

Выступая на род.собраниях использовала  как теорию, так и практикум.

Так на род.собрании в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Профилактика эмоционального напряжения у детей с ОВЗ» проводила практикум  совместно с родителями и детьми. Воспитатели также принимали активное участие в практикуме. Были предложены  коммуникативные игры , упражнения  на снятие мышечного напряжения.

Работа с педагогами.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога.

Формы работы,  применяемые для работы с педагогическим коллективом- инд.консультации, семинары, практикумы,  включают в себя  упражнения ,либо техники, способствующие снятию мышечного  или эмоционального напряжения

Также проведен тренинг с педагогами по профилактике проф.выгорания, где педагогам предложены  практические упражнения для восполнения  внутренних ресурсов :    упражнения на саморегуляцию; экспресс- приемы для снятия отрицательного напряжения и упражнения  на развитие позитивного  мышления.

Таким образом,  система  психологического сопровождения через здоровьесбережение  позволит нам сохранить здоровье наших детей, научит их заботиться о себе; родителям позволит лучше понять своего ребенка; педагогам поможет в работе с детьми и в сохранении своего профессионального здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к режиму дня и образовательному процессу в ДОУ в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13

Материал представлен в виде таблицы, содержит требования СанПиН 2.4.1.3049-13 к режиму дня и образовательному процессу в дошкольных образовательных организациях, поможет при составлении календарного у...

Психологическое сопровождение детей на начальных этапах инклюзивного процесса в ДОУ

Дети с особыми возможностями. Как помочь им адаптироваться к новым условиям. А взаимодействие со сверстниками сделать приятным и интересным. Для этого необходимо создать специальные условия. Занятия в...

Организационно-методическое сопровождение внедрения фитбол-гимнастики в образовательный процесс детского сада.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм провед...

Статья " Организация психологического сопровождения дошкольников в адаптационный период"

Статья посвящена проблеме адаптации ребенка к дошкольному учреждению. От того как пройдет привыкание к новому распорядку, незнакомым взрослым и сверстникам зависит дальнейшая благополучная жизнь ребен...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, психологическое сопровождение , социализация дошкольников, зона ближайшего развития, зона актуального развития, образовательный менеджмент, социокультурная...

Семинар-практикум для психологов ДОУ: «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении»

Семинар-практикум для психологов ДОУ: «Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...