Статья " Организация психологического сопровождения дошкольников в адаптационный период"
статья (младшая группа) по теме

Клыкова Алёна Викторовна

Статья посвящена проблеме адаптации ребенка к дошкольному учреждению. От того как пройдет привыкание к новому распорядку, незнакомым взрослым и сверстникам зависит дальнейшая благополучная жизнь ребенка в детском саду и дома. Адаптация к новым условия жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Задача педагога-психолога скоординировать деятельность работников детского сда и обеспечить взаимодействие заведующего, старшего воспитателя, мед.сестры, воспитателей, младших воспитателей и родителей дошкольников. Психологическое сопровождение работы адаптационного периода ведется в 3-х направлениях : работа с детьми, педагогами, родителями. Формы работы каждого направления описаны в статье.     

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         Клыкова А.В.

  Липецкая обл., МБДОУ детский сад «Малыш» с. Красное

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Каждый год наш детский сад открывает свои двери  для детей, впервые  поступающих в дошкольное учреждение. Чаще всего это малыши в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3-х лет.

Для ребёнка, не посещавшего детское учреждение, непривычно всё: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня. Отрыв от дома, близких и родных,  встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми, новая обстановка, таящая в себе много неизвестного, другой стиль общения могут стать для ребенка серьёзным  психогенным фактором, вызывающим  тяжёлые переживания, снижение игровой и речевой активности, потерю ощущения защищённости. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

От того, как пройдёт привыкание  к новому распорядку, незнакомым взрослым и сверстникам зависит дальнейшая благополучная жизнь ребёнка в детском саду и дома.  Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Задача педагога-психолога скоординировать деятельность работников детского сада и обеспечить взаимодействие заведующего, старшего воспитателя, мед.сестры, воспитателей,  младших воспитателей и родителей дошкольников.

Важно своевременно подготовиться к приёму «новичков». С этой целью организуются «ознакомительные визиты» в детский сад, на которых происходит знакомство с родителями и ребёнком, обсуждаются особенности развития  и воспитания малыша, проводятся беседы о режиме детского сада, организуется «экскурсия» по группе. А так же проводятся родительские собрания, организуются педагогические советы  и совещания по проблеме организации адаптации к детскому саду.

Психологическое сопровождение адаптационного периода ведётся в трёх направлениях: работа с детьми, родителями и педагогами.

Целью работы с детьми является: оказание им помощи и поддержки в период адаптации, установление контакта с новыми детьми, создание благоприятной атмосферы в группе.

Здесь уместны такие формы  работы как:

 1. Наблюдение в период адаптации за общением ребёнка с детьми в группе, со взрослыми, эмоциональным состоянием, аппетитом, особенностями сна, на основании которого заполняются адаптационные листы.

2. Диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению, позволяющая дать оценку состояния ребёнка через 2-3 месяца после поступления в детский сад (оцениваются общий эмоциональный фон поведения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, познавательная и игровая деятельность).

3.Организация совместной игровой деятельности детей.

Совершенно непривычно для ребёнка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребёнок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний  разных детей. Поэтому необходимо постепенное включение «новичка» в общение с другими детьми, совместную деятельность.

4.Проведение развивающих занятий «Здравствуй, детский сад!», с целью формирования положительного отношения к детскому саду, налаживания контакта с детьми, создания эмоционально-положительной  атмосферы в группе, а также развития коммуникативных навыков, повышения уровня адаптированности в группе. Занятия проводятся на доступном для детей  материале (игрушки, изображающие животных, героев сказок).  В гости к детям могут прийти Машенька, коза Розочка, кошечка, лисичка-сестричка. Дети быстрее, даже самые стеснительные идут на контакт через игрушку: сначала обнимают игрушку, потом начинают знакомиться, называют свое имя…Обычно первые занятия дети молчат, но при этом внимательно слушают, повторяют движения и этого достаточно для более активной работы в дальнейшем.

Первые контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагогов - заслужить доверие малыша. Если педагог-психолог и воспитатель помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, почувствовать свою нужность в группе – тогда ребёнок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

Не стоит забывать, что не только дети, но и многие родители тяжело переживают предстоящую разлуку с ребёнком, тревожатся  за его пребывание в детском саду.

Поэтому целью работы с родителями является:  повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, снижение уровня тревожности родителей перед поступлением в детский сад ребёнка.

Формы работы с родителями могут быть разнообразны:

1.Различного рода анкетирование:

-Анкетирование при поступлении в ДОУ, позволяющее заочно познакомиться с ребёнком, собрать сведения о семье, особенностях развития ребёнка, его привычках и предпочтениях.

-Диагностическая анкета «Готов ли ребенок к детскому саду?»

-Анкетирование  о протекании периода адаптации.

Ответы родителей на вопросы анкет и результаты наблюдения за ребёнком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада

2. Выступления на родительских собраниях; «Зачем нужен детский сад?»,

« Ребёнок пошел в детский сад»,  «Детский сад без слёз»

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребёнку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах.

3.Совместное наблюдение за поведением детей в различных режимных моментах.

4. Подготовка печатных материалов.

5. Индивидуальные консультации по запросу.

6.Обучение приёмам и играм с детьми (игровой массаж, потешки, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения привития гигиенических навыков).

Данные формы работы помогают установлению сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей; дают возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми и познакомиться с оптимальными способами общения.

Необходимым условием успешного прохождения детьми адаптации к детскому саду является согласованность между родителями и воспитателями, соблюдение одинакового подхода к детям в семье и детском саду.

Поэтому особенно важна специально организованная работа с педагогами, целью которой может быть: помощь в организации адаптационного периода, преодоление психологических барьеров в общении с родителями, овладение стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях.

Формы данной работы следующие:

1.Обсуждение  результатов диагностики и наблюдений.

2.Выступления на пед.советах, семинарах, посвящённых проблеме адаптации к детскому саду и вопросам взаимодействия семьи и ДОУ.

3.Консультации по частным случаям трудностей в адаптации, разработка рекомендаций по улучшению адаптации детей с учётом их анамнеза, темпераментных особенностей и типов двигательной активности.

4.Совместное наблюдение за поведением детей в различных режимных моментах.

5.Помощь в организации предметно-развивающей среды в группе, чтобы обеспечить потребность в содержательной деятельности детей, вызвать интерес и желание взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Работа с детьми очень ответственна, а при наборе группы она требует от педагогов ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, щадящего соблюдения режима, умения, занимаясь с одним ребёнком, видеть всю группу. Педагог-психолог помогает  учитывать  возрастные и индивидуальные особенности детей,  правильно определять подход к каждому вновь поступившему ребёнку в зависимости от характера его адаптации.

От того, насколько правильный подход к ребёнку  мы найдём, сможем ли понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребёнка  в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.

А самое главное заключается в создании атмосферы  радости, заботы и внимания, в которой  каждый ребёнок почувствует чуткость и доброжелательность педагогов и сверстников, ощутит свою значимость.

Литература:

1.Адаптация детей раннего возраста к условиям в ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В. - Воронеж "Учитель", 2004.-236 с.

2.Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении/ под. ред.

 Л.А Венгера Москва, 1992

3.Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад.  Программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Издание 2-ое.- Волгоград

4.Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 48с.

5.Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ авт.-сост. О.Е. Белова.- Волгоград: Учитель-2015 -154 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения

Статья посвящена основным проблемам психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. На современном этапе развития общества особую ро...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, психологическое сопровождение , социализация дошкольников, зона ближайшего развития, зона актуального развития, образовательный менеджмент, социокультурная...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Данный материал разработан для психологов и педагогов, работающих с детьми, которые пришли впервые в детский сад или по рекомендации ПМПК перешли из одного детского сада в другой. ...

Программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ Период с 5 лет до прекращения образовательных отношений

Проблема помощи детям с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) и синдромом дефицита внимания приобрела в последние годы особую актуальность.  В последние десятилетия особенно остро обозначилась ...

Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...