Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
Учеными доказано, что развитие мелкой моторики руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ведущие симптомы ДЦП – гемипарезы, спастика, гиперкинезы, атаксия. У многих детей, страдающих церебральным параличом, отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Такие дети быстро устают, отмечается низкая работоспособность. Несовершенство мелкой моторики затрудняет развитие речи, овладение письмом и другими учебными навыками.
С 2006 года на базе МБДОУ д/с №1 «Звездочка» г. Якутска открыта группа кратковременного пребывания для детей с церебральным параличом, где осуществляется постепенная интеграция детей в общеобразовательные группы. Режим работы такой группы с 8 до 13 часов. Дети с положительной динамикой развития и с учетом психофизического состояния, по решению ПМПк ДОУ переводятся с ГКП в общеобразовательную группу.
Для организации комплексной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, церебральным параличом, в структуре ДОУ с 2012 года создана лекотека. Дети приходят на занятия в сопровождении родителей с 13 до 17 часов. Целью лекотеки является психолого-педагогическое сопровождение детей от 1 до 7 лет с нарушениями развития для их социализации, формирование предпосылок к учебной деятельности, поддержки развития личности, а также оказание психологической помощи родителям. Посещая лекотеку, дети проходят адаптацию, общаются со взрослыми, сверстниками, приобретают новые умения и навыки. Проведение совместных утренников, развлечений дает возможность детям быстрее развиваться, включаться в педагогический процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylova_v.n._statya.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Коррекционно-развивающая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
Михайлова Варвара Николаевна, педагог-психолог.
МБДОУ д/с №1 «Звездочка», город Якутск.
Аннотация: У многих детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития мелкой моторики. В д/с №1 «Звездочка» г. Якутска открыта группа кратковременного пребывания и лекотека для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Коррекционно-развивающая работа заключается в следующих методах: рисование, конструирование, лепка, аппликация, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения для рук, песочная терапия.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, лекотека, ГКП, ДЦП, опорно-двигательный аппарат, коррекция, рисование, конструирование, лепка, аппликация, песочная терапия, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, мелкая моторика рук.
Учеными доказано, что развитие мелкой моторики руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ведущие симптомы ДЦП – гемипарезы, спастика, гиперкинезы, атаксия. У многих детей, страдающих церебральным параличом, отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный обьем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Такие дети быстро устают, отмечается низкая работоспособность. Несовершенство мелкой моторики затрудняет развитие речи, овладение письмом и другими учебными навыками.
С 2006 года на базе МБДОУ д/с №1 «Звездочка» г. Якутска открыта группа кратковременного пребывания для детей с церебральным параличом, где осуществляется постепенная интеграция детей в общеобразовательные группы. Режим работы такой группы с 8 до 13 часов. Дети с положительной динамикой развития и с учетом психофизического состояния, по решению ПМПК ДОУ переводятся с ГКП в общеобразовательную группу.
Для организации комплексной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, церебральным параличом, в структуре ДОУ открыта с 2012 года создана лекотека. Дети приходят на занятия в сопровождении родителей с 13 до 17 часов. Целью лекотеки является психолого-педагогическое сопровождение детей от 1 до 7 лет с нарушениями развития для их социализации, формирование предпосылок к учебной деятельности, поддержки развития личности, а также оказание психологической помощи родителям. Посещая лекотеку, дети проходят адаптацию, общаются со взрослыми, сверстниками, приобретают новые умения и навыки. Проведение совместных утренников, развлечений дает возможность детям быстрее развиваться, включаться в педагогический процесс.
Работа по коррекции мелкой моторики проводится в ходе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется изобразительной деятельности: рисованию акварелью, гуашью, мелом, фломастерами и цветными карандашами. В ДОУ регулярно проводятся конкурсы и выставки детских рисунков, на которых воспитанники с ДЦП принимают активное участие. Совместная плодотворная работа всех педагогов способствует развитию творческих способностей детей с нарушениями в развитии.
Развитию тонкой моторики рук помогает работа с пластилином (скатывание, прищипывание, вдавливание, лепка ), конструирование, аппликация.
Дети с удовольствием делают разные открытки, поделки, строят конструкции и лепят из пластилина.
Также детям даются упражнения на развитие координированных графических движений руки:
-рисование по опорным точкам;
-раскрашивание рисунков;
-обведение рисунков по контуру;
-штриховка различными видами линий: сплошной, волнистой, пунктирной.
Для развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей с ДЦП используется пальчиковая гимнастика. Упражнения выполняются в течении 2-3 минут в медленном темпе, даются однотипные и одновременные движения, которые направлены на развитие согласованности и координации. Основная цель работы – систематическое обучение детей новым двигательным координированным действиям.
При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики важны наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность. Хорошо зарекомендовали себя следующие виды упражнений:
-надевание и снимание колечек;
-нанизывание бусин разных размеров на шнурок;
-застегивание и расстегивание пуговок различной величины, молний.
-игры с прищепками, различными крупами;
-стирание ластиком нарисованных рисунков;
-вырезание ножницами;
-сжимание и разжимание эспандера;
-катание мячей с шипами из разных материалов;
-продевание шнурка в дырочки;
-игры с разными пазлами, мозаикой, конструкторами.
-узнавание предметов на ощупь;
-завязывание и развязывание бантов, веревочек, шнуров;
-нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
-сортировка гороха, фасоли, круп (риса, гречки, пшена);
-завинчивание и отвинчивание крышек баночек, шайбы;
В выполнении каждого упражнения должны быть вовлечены все пальчики как правой, так и левой руки. Все эти приемы помогают не только развивать моторику рук, но и помогают ребенку овладеть навыками самообслуживания.
В нашей работе эффективно принимаются элементы методики Марии Монтессори ( геометрические фигуры, блоки цилиндров, формочки-вкладыши, пирамидки и др.),игровой набор «Дары Фребеля», которые, выступая в качестве внешних стимулов, привлекают внимание детей. Занятия, проводимые в оборудованной в детском саду сенсорной комнате, стимулируют накопление детьми чувственного опыта в сочетании моторной активностью, что создает благоприятные условия для развития детей.
На занятиях психокоррекции с детьми с церебральным параличом применяются элементы песочной терапии, позволяющие развитию моторики и формированию навыков конструктивного общения.
Важным направлением психокоррекционной работы с детьми с ДЦП является работа с родителями, так как они – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Таким образом, только совместная, разнообразная и регулярная работа по развитию тонко координированных движений пальцев и рук дает положительные результаты.
Литература:
1.Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011-с.29-69.
2. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учебно-методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
3.Юдина И.А., Черных Е.С., Иксанова Н.С. Интегрированное воспитание и обучение детей с церебральным параличом в условиях ДОУ. – Якутск,ДАНИ-АЛМАС, 2013, с. 21-25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...
Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.Автор-Романченко Е.Х.
1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...