Консультация для педагогов: «Особенности работы с детьми с СДВГ»
консультация по коррекционной педагогике
Что такое СДВГ? Особенности развития детей с СДВГ. Рекомендации по работе с гиперактивными детьми. Рекомендации по организации игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sdvg.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Консультация для педагогов:
«Особенности работы с
детьми с СДВГ»
Подготовила:
учитель-логопед
Муллагулова Л.Ш.
г. Когалым
2017г.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
По данным различных источников СДВГ встречается от 2 до 18% детей дошкольного возраста. Соотношение девочек и мальчиков – 1 : 5. Эти дети входят в группу риска по развитию наркомании и алкоголизма.
В основе синдрома двигательной расторможенности лежит функциональная незрелость или нарушение работы подкорковых ядер головного мозга и лобных долей коры головного мозга. Сбои в адекватной обработке информации ведут к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение.
Клиническую картину определяют:
- двигательная активность;
- дефицит внимания;
- импульсивность;
- проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
- заниженная самооценка;
- нарушения поведения;
- двигательная неловкость.
Дефицит внимания проявляется в следующем:
- сниженное избирательное внимание;
- не может сохранить внимание (не может выполнить задание до конца);
- впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются;
- не выполняет прямые инструкции или не может их закончить;
- испытывает трудность с организацией своей деятельности;
- избегает задач, которые требуют длительного умственного напряжения;
- легко отвлекается посторонним шумом;
- забывчивость, часто теряет свои вещи.
Импульсивность проявляется в следующем:
- действует не подумав;
- выкрикивает, без разрешения встает, вмешивается;
- не в состоянии ждать своей очереди в играх;
- часты необдуманные поступки, из-за которых попадает в опасные ситуации;
- нетерпеливость, которая часто приводит к конфликтной ситуации.
Избыточная двигательная активность характеризуется:
- двигательная активность бесцельна;
- неусидчивость, суетливость, двигательное беспокойство;
- несформированность мелко-моторного праксиса;
- трудности с удерживанием равновесия, отсюда излишний травматизм.
Психологические особенности детей с СДВГ:
- дети не злые, не способны вынашивать планы мести, быстро забывают обиду;
- все поступки спонтанны, не подлежат обдумыванию;
- любят шумные игры;
- не любят, иногда не могут играть в тихие, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами;
- в запале ссоры могут отказать механизмы торможения;
- чувства у детей поверхностны, лишены объема и глубины;
- зачастую ребенок не корректирует своего поведения из-за недомогания близкого человека по причине неспособности проанализировать состояние человека, т.к. понимание, оценка чувств и состояний – это сложный аналитический процесс (таких детей часто называют бесчувственными);
- практически все окружающие считают, что ребенок может с этим справиться, избавиться от всех проблем. Это ошибочное мнение. Чем чаще ругают этих детей, тем хуже их состояние, нервная система находится в состоянии непрерывного стресса.
- по этой причине ребенок может «опустить руки» (поэтому таких детей нельзя ругать, сравнивать с другими детьми, необходимо оценивать их поступки).
Оказание помощи детям с СДВГ носит комплексный характер, а эффективность оказываемой помощи зависит от своевременности (начинать с раннего возраста). Она включает в себя:
- методы модификации поведения (использование родителями и педагогами специальных приемов в воспитании детей);
- методы психолого-педагогической коррекции (консультации психолога);
- психотерапия;
- медикаментозное лечение (консультация невролога, психиатра).
Такой ребенок должен постоянно ощущать поддержку со стороны родителей.
Как правило, родители
- не понимают ребенка, его поведение их раздражает;
- их беспокоит, что ребенок беспокойный, навязчивый, недисциплинированный, неаккуратный;
- обвиняют друг друга, что у них такой ребенок.
Из этого вытекает необходимость проведения просветительской работы с родителями. Задачи просветительской работы с родителями:
- объяснить, что это обусловлено врожденными особенностями психики ребенка;
- развеять иллюзии, что это пройдет само по себе;
- объяснить, как вести себя с ребенком;
- обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить с методами вознаграждения, психотерапии;
- объяснить, что некоторые симптомы возникают или усиливаются в результате неправильного воспитания, их должны устранять родители.
Рекомендации по организации игровой деятельности:
- много с детьми играть, заниматься;
- подбирать игры, которые будут интересны и полезны детям;
- игры должны быть направлены на развитие трех функций: внимание, двигательная активность, импульсивность;
- требуется доброе, спокойное, последовательное отношение к ребенку со стороны родителей;
- сами родители нуждаются в помощи, так как данный синдром носит генетический характер («мама или папа были в детстве такими же»).
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми:
- избегать, с одной стороны – чрезмерной мягкости, с другой стороны – постановки завышенных требований. Количество запретов должно быть сведено до минимума. В общении с ребенком должны присутствовать пунктуальность, жесткость;
- рекомендуется формулировать инструкции четко, ясно, кратко, наглядно;
- нельзя давать сразу несколько заданий, давать их постепенно, по мере выполнения;
- обязательно выработать систему поощрений за целенаправленную, сосредоточенную деятельность (до конца навел порядок в игровом уголке, до конца собрал портфель…);
- окружающая обстановка должна быть спокойной и доброжелательной, в сочетании с интерьером (и дома, и в ДОУ) – использовать цвета, которые действуют успокаивающе на нервную систему;
- жизнь ребенка должна строиться по стереотипному распорядку, который следует соблюдать строго и без отступлений;
- использовать зрительную стимуляцию при устной инструкции (например, в ванной комнате поместить последовательность выполнения гигиенических процедур);
- не переутомлять ребенка, т.к. это может привести к усилению гиперактивности;
- обратить внимание на питание: сахар, как легко усваиваемый углевод, стимулирует неспокойное, гиперактивное поведение (исключить употребление газированных напитков, кукурузных хлопьев), корнеплоды богаты минералами, цинком, магнием (увеличить употребление тыквы, кабачков);
- расходовать энергию в различных видах спорта: ритмика, теннис, плавание, спортивные и бальные танцы (исключить бокс и борьбу).
Особенности режима дня:
- ограничить участие в мероприятиях с большим скоплением людей, детей (утренники, приход гостей...);
- взрослые должны контролировать выбор партнеров для игр, партнер по игре должен быть уравновешенным и спокойным;
- сократить до минимума время просмотра телепередач, компьютерных игр, вплоть до их полного запрета;
- не предъявлять к ребенку завышенные требования, реально оценивать его способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников"
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности....
Консультация для педагогов "Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников".
Консультация предназначена для педагогов ДОУ и рассказывает об основных компонентах здорового образа жизни дошкольников, о методах повышения здорового образа жизни дошкольников в режимных моментах, о ...
Консультация для педагогов. «Особенности работы с интеллектуально – одаренными детьми в детском саду».
Воспитание ребенка как личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей максимально приближенными к целевым ориентирам, знаниями и умениями, приобретѐнными в результате пост...
Консультация для педагогов ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
Консультация для педагогов "Особенности работы в разновозрастной группе детского сада2
В консультации раскрыты вопросы организации жизни детей в разновозрастной группе, особенности межвозрастных отношений и взаимодействий, формирование личности в условиях разновозрастной группы, организ...
консультация для педагогов "Особенности работы с одаренными детьми"
консультация,брошюра...
Консультация для педагогов: «Особенности работы по преодолению детского непослушания»
Консультация для педагогов:«Особенности работы по преодолению детского непослушания»...