Логопедическое обследование детей и подростков (от 2 до 15 лет)
материал по коррекционной педагогике
Дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей. Наиболее эффективно эта задача решается специалистами ПМПК в рамках комплексного обследования ребенка.
Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка.
Одним из этапов комплексного обследования ребенка является логопедическое обследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое обследование детей и подростков (от 2 до 15 лет) | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЛОГОПДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
(ОТ 2 ДО 15 лет)
Составитель: Самойленко В. В.
учитель – логопед
МБДОУ д/с № 64
г. Таганрог
2019г.
Пояснительная записка
Дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей. Наиболее эффективно эта задача решается специалистами ПМПК в рамках комплексного обследования ребенка.
Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка.
Одним из этапов комплексного обследования ребенка является логопедическое обследование.
Цель логопедического обследования – выявление у детей нарушений в устной и/или письменной речи.
Задачи:
· определение уровня речевого развития ребенка;
· разработка рекомендаций по коррекции речевых нарушений;
· определение адекватных условий обучения ребенка.
Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по- разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования:
· принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
· обследование рационально проводить от общего к частному;
· внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому (это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой);
· от продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным (исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь: письменные высказывания, сочинения);
· последовательность процедуры обследования – от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной (сначала исследуется объем и характер употребления языковых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве).
При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:
· создание в ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;
· предъявление в начале обследования задания повышенной трудности для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы с экспериментатором;
· чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
· предъявление заданий в игровой форме;
· экономичность предъявляемого материала;
· учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;
· учет работоспособности ребенка;
· четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.
В качестве критериев адекватности процедуры логопедического обследования ребенка выступают:
· наличие контакта логопеда с обследуемым ребенком;
· доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;
· своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств;
· исключение неэтичных ситуаций при обследовании ребенка и сообщении родителям о результатах диагностики и рекомендаций по дальнейшему виду обучения;
· возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста.
Логопедическое обследование детей от 2 до 15 лет
№ п/п | Компоненты речи и цель их обследования | Возрастные категории детей | |||
Младший дошкольный возраст 2 – 4 года | Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет | Младший школьный возраст 1 – 4 классы | Средний школьный возраст 5 – 9 классы | ||
Методическое обеспечение логопедического обследования | |||||
1. | Связная речь Выявить уровень сформированности связной речи ребенка | - «Расскажи стишок». Выясняется уровень развития связной речи; - беседа по сюжетной картинке (ребенок отвечает на вопросы логопеда); - рассказ знакомой сказки по опорным картинкам | - составление описательного рассказа по впечатлению, с опорой на объект или по картинке; - составление повествовательного рассказа по впечатлению, по сюжетной картинке; - составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок | - составление рассказа – описания по памяти; - составление рассказа с опорой на картинку или серии сюжетных картинок | - беседа с ребенком; - пересказ прочитанного рассказа |
2. | Понимание речи (речевой инструкции) Выявить особенности понимания речи (речевой инструкции) ребенком | - «Покажи игрушку» (выбор из 3 – 4 игрушек); - «Понимание слов» - ребенка просят показать определенную предметную картинку или предмет («Покажи куклу, мяч, чашку» и др.); - выполнение поручений ребенком, включающих два взаимосвязанных действия («Найди и принеси сюда мяч»); - «Слушаем рассказ» - выявление уровня понимания ребенком короткого рассказа | - показ ребенком находящихся перед ним или изображенных на картинках обиходных предметов; - ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа или сказки (для выяснения понимания содержания» | - выполнение ребенком ряда словесных инструкций (простых – из одного звена и сложных – многозвеньевых); - понимание значения предлогов (в, на, над, за, под, из) и наречий (позади, впереди, между). Ребенку предлагается выполнить инструкцию типа: Положи карандаш под книгу. - понимание падежных окончаний. Инструкция: « Покажи ручкой тетрадь. Покажи линейкой ручку». - понимание логико – грамматических конструкций; - понимание связного текста: ребенку предлагается прослушать рассказ и ответить на вопросы | |
3. | Словарный запас Выявить умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи | - выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело », игра «Что это такое?»; - обследуется состояние глагольного словаря; - называние слов-действий (картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает, игра «Что делает?»); - «Чье это?» - проверяется умение ребенка соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами; - проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов. Набор разноцветных: красный, желтый, синий, зеленый, больших и маленьких кружков (мячей). | - работа с набором картинного материала: изображение предметов, действий, качеств, часто встречающихся в обиходе, но не очень распространенных; изображения целого предмета и его частей; изображение картинок с однородными предметами по тематическому признаку (одежда, игрушки, посуда и т.д.); - называние предмета по описанию; - употребление слов в речи: составление предложения с заданным словом, по предметной картинке, добавление одного – двух слов в незаконченное предложение | - исследование предметного, глагольного словаря, словаря признаков предмета, обобщающих понятий; - употребление слов в речи: составление предложения или рассказа с заданными словами; добавление одного – двух слов в незаконченное предложение | - называние предмета по описанию; - составление рассказа по серии сюжетных картинок; - пересказ прочитанного рассказа |
4. | Грамматический строй Установить состояние сформированности грамматического строя речи | - «Расскажи» - ребенок самостоятельно рассказывает по сюжетной картинке или с помощью наводящих вопросов; - «У кого кто?» - ребенку предлагается назвать детенышей животных с опорой на картинку. | - составление предложений из слов в начальной форме; - добавление предлогов в предложение; - «Назови ласково» -образование уменьшительной формы существительных; - образование мн.ч. существительных в И.п. и Р.п.; - употребление предлогов ребенком | - выявление типов употребляемых предложений: ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он может составить предложения различных конструкций: простые, простые распространенные и т.д.; - употребление имен существительных в разных падежах: по предъявленным картинкам ребенка просят ответить на вопросы. Например: Чем девочка кушает суп? (Ложкой.) Кого девочка увидела? (Маму, подругу.) - употребление ребенком предлогов в самостоятельной речи: ответы на вопросы типа: «Где лежит карандаш? Откуда ты взял карандаш?»; составление по картинкам предложений с использованием сложных предлогов; - согласование существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже (ребенку предъявляются картинки, изображающие различные признаки предметов, а так же несколько однородных предметов – пять яблок, два дома, три дерева и др.; - образование множественного числа от существительных в единственном числе и наоборот | |
5. | Звукопроизношение Слоговая структура слов Выявление возможных дефектов звукопроизношения (отсутствие, искажение, замена звука) и состояния слоговой структуры слов | - «Назови, что нарисовано на каждой картинке» - при обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза: гласные: а, и, у, о; согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х; йотированные: я, ю, е, ё; мягкие согласные: «сь», «зь», «ль». - «Повтори за мной» - выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за логопедом двух- и трехсложные слова с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова. | - ребенок самостоятельно называет предметы, изображенные на предметных картинках; - повторение слов за логопедом; - изолированное воспроизведение звука; - повторение одного – двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком; - самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков | - повторение одного - двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком; - самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков | |
6. | Фонематический слух Выявление умения дифференцировать звуки речи | - «Покажи, кто как голос падает». Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний (с опорой на предметную картинку); - «Дай картинку» - выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию. | - определить звук среди других звуков, как различных, так и близких по звучанию; - повторить слоговые сочетания (для детей младше 5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести 2 слога, для детей старше 5,5 лет – 3 слога); - дифференцировать слова, состоящие из акустически и артикуляторно близких звуков; - придумать слова с определенным звуком; - отобрать картинки с заданным звуком | ||
7. | Письмо Выявить готовность ребенка к письму и способность ориентироваться в тетради Выявить специфические ошибки, обусловленные несформированностью устной речи Выявить уровень практического осознания элементов речи (дифференциация понятий «звук – слог – слово – предложение») | - соединить две – три точки; - обвести клетку на листе бумаги в клетку; - написать печатные буквы А, П, М по опорным точкам и без них (для тех, кто знает буквы); - выделить строку и провести карандашом по всей её длине; - повторить предложение из 2 – 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать количество и порядок слов; - выделить первый и последующий звуки в слове; - сложить из разрезной азбуки слова типа: рама, дом, мак и др. (если ребенок знает буквы) | - анализ письменных работ ребенка; - анализ результатов списывания и письма под диктовку во время обследования; - анализ результатов самостоятельной письменной речи (мини – сочинение); - пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов, звуков в слове и т.д. | ||
8. | Чтение Определить на каком этапе усвоения навыка чтения находится ребенок. Выявить ошибки допускаемые ребенком при чтении | - проверка знания букв; - проверка умения чтения слогов, слов | - чтение связного текста; - чтение предложений; - чтение слов; - чтение слогов; - чтение отдельных букв; - пересказ прочитанного текста (повтор прочитанного предложения); - ответы на вопросы по тексту | - чтение связного текста; - чтение предложений; - чтение слов; - пересказ прочитанного текста (повтор прочитанного предложения); - ответы на вопросы по тексту | |
9. | Артикуляционный аппарат Выявление возможных аномалий строения и подвижности органов артикуляции (челюсти, зубы, небо, язык, губы) | - осмотр ротовой полости; - ребенку предлагается воспроизвести на основе показа или речевой инструкции основные движения языка, губ, мягкого неба |
Литература:
1. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис Пресс, 2005.
2. Методы обследования речи детей /Под редакцией Чиркиной Г. В. – М.: Аркти, 2010.
3. Психолого – педагогическая диагностика / Под редакцией Стребелевой Е. А. – М.:1991.
4. Волкова Г. А. Методика психолого – педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое обследование детей
Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...
Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста
В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....
Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет
Процедура и этапы логопедического обследования детей 2-3 лет...
Методики обследования детей и подростков с дизартрией
Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения.Основной целью ...
«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.
laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....
Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР
Из опыта работы учителя-логопеда по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...