Обмен знаниями в интернет пространстве.
консультация по коррекционной педагогике

Бухтина Ирина Геннадьевна

Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт дополнительного образования

                                    Бухтина Ирина Геннадьевна

    «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения  опорно-двигательного аппарата, в условиях инклюзии в дошкольном учреждении»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе повышения квалификации

«Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС»

(шифр - 01783)

Научный руководитель:                                                            Ананьева

                                                                                         Елена Владимировна

                                                Москва 2017 г.

                                       

                                            Литература:

Инклюзивное образование настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / А.В. Захарова, Е.И. Рыжикова глава 1 раздел 1.1. Методические приемы, помогающие включить детей с задержкой психического развития в образовательный процесс. – С. 19 -27.  О.И. Кузнецова глава 1 раздел 1.7. Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. – С. 113 – 116. Рецензент: доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики МГПУ Т.Г. Богданова.

                                                 

                                           Содержание:

ГЛАВА 1.  Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения  опорно-двигательного аппарата, в условиях инклюзии в дошкольном учреждении                                                                                    2

1.1 Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата                                  2  

1.2  Методические приемы, помогающие  детям с задержкой психического развития                                                                                                        5   

   

                 

                                                             

                                                            1

ГЛАВА 1.  «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения  опорно-двигательного аппарата, в условиях инклюзии в дошкольном учреждении»

1.1.  Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Наше воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии должно способствовать достижению двух целей:

1)        Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны   учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша задача - создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будит готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира.

2)        Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.

         Важно отметить несколько практико-ориентированных рекомендаций для педагогов, которые они должны соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:

  1. Так как у данной категории детей при сохранном интеллекте идёт «диссоциативное» развитие психики (т.е. отмечается неравномерность развития, когда какие-либо знания и умения ребенка могут быть развиты больше, чем должно быть в его возрасте и при этом другие знания и умения недостаточно сформированы).

                                             2

 Перед началом обучения необходимо изучить клинико-психолого-педагогический статус ребенка предоставленный ПМПК.

2)  У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее    сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление  спазма, следовательно: следует избегать резких внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, а если это не возможно нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.

           3)  Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой   сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания).

  4) На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный     перерыв на физкультминутку.

         5) Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением.

6)  Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически  всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.

         

                                             3

7)  На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь  без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

 8) Т.к. темп деятельности у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий и категорически исключить задания на  время.

             9) Ребёнку  с  нарушениями  функций  опорно-двигательного   аппарата   необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального   психолога и логопеда.                              

                                               

Дифференцированный и индивидуальный подход, а так же создание благоприятных        условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, поможет ребёнку лучше усваивать программу.

1.2. Методические приемы, помогающие  детям с задержкой психического развития.

1)        Для развития мелкой моторики рук широко используется работа с пластилином, выкладывание мозаики, работа с ножницами (аппликации), разработаны комплексы упражнений (пальчиковая гимнастика),  штриховки, обводки. С удовольствием ребенок играет с пальчиковыми куклами.

2)        Развивая произвольное внимание, необходимо широко использовать приемы его активизации: сюрпризные моменты («у меня что-то интересненькое»).

                                           4

3)        Совершенствование диалогической речи – одно из необходимых звеньев работы, направленной на повышения уровня общего развития ребенка. Потребность в диалоге возникает при доверительных, теплых отношениях. Вырабатывайте умение задавать вопросы, побуждайте к речевым высказываниям: «О чем ты хочешь меня спросить? Про бабочку?». Слушайте ребенка, задавайте уточняющие вопросы, давайте советы, помогайте сделать вывод.

4)        Трудности перехода детей с задержкой психического развития к монологической речи обусловлены характерным для них слабо выраженным и быстро исчерпывающимся побуждением в речи. С

 этой особенностью связано то, что более доступным для детей видом речи является диалог. В ходе развертывания беседы вопросы и реплики собеседника служат внешними опорами, создают все новые и новые мотивы для высказываний ребенка. Наличие картинок поддерживает и конкретизирует начальный мотив, их последовательность предопределяет последовательность событий и ход развития сюжета. В результате развернутость рассказа значительно возрастает.

5)        Еще одним вектором развития ребенка с задержкой психического развития  должно стать воспитание. Фундаментом  воспитания  ребенка  с  задержкой  психического  развития должны  стать   формирование  его  личности,   познавательных

интересов, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы, произвольных видов деятельности.  Любое проявление его заинтересованности должно быть поддержано, положительно и

справедливо оценено. Хвалить ребенка надо при всех.

                                           5

Для успешной адаптации детей с задержкой психического развития в обществе необходимы коллективистские мотивы деятельности, умение быть другом и умение выбирать себе друзей. Надо научить ребенка ценить добрые отношения взрослых и сверстников к себе, привить ему желание быть полезным, нужным окружающим. Дружеское общение, заинтересованность внутренним миром и потребностями ребенка, совместная деятельность воспитателя и детей помогает ребенку выработать адекватную самооценку, правильную оценку своих возможностей, социально адаптироваться к требованиям детского сада.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-пространство. Современные подходы к распространению передового опыта работы учителя-логопеда ДОУ

Использование интернета  для распространения передового опыта работы учителя-логопеда...

Внеклассное мероприятие на тему: «Место государства в современном интернет — пространстве. Госуслуги и электронное правительство.»

Это занятие-консультация для родителей на тему "Место государства в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство"...

Проект «Поговорим с улыбкой» (консультации педагогов группы «Улыбка» с родителями в интернет - пространстве)

Данный материал включает в себя паспорт педагогического проекта, дневник, приложения, анализ проекта и список литературы. Цель проекта -  использование новой формы сотрудничества с родителями (ве...

Памятка для родителей "Обеспечение безопасности детей в Интернет-пространстве"

Памятка для родителей о безопасном использовании детьми-дошкольниками сети Интернет...

Использование в интернет пространстве мессенджера Viber, организация работы группы детского сада для вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО.

Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада,  вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффек...