Обмен знаниями в интернет пространстве.
консультация по коррекционной педагогике
Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт дополнительного образования
Бухтина Ирина Геннадьевна
«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в условиях инклюзии в дошкольном учреждении»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе повышения квалификации
«Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС»
(шифр - 01783)
Научный руководитель: Ананьева
Елена Владимировна
Москва 2017 г.
Литература:
Инклюзивное образование настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / А.В. Захарова, Е.И. Рыжикова глава 1 раздел 1.1. Методические приемы, помогающие включить детей с задержкой психического развития в образовательный процесс. – С. 19 -27. О.И. Кузнецова глава 1 раздел 1.7. Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. – С. 113 – 116. Рецензент: доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики МГПУ Т.Г. Богданова.
Содержание:
ГЛАВА 1. Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в условиях инклюзии в дошкольном учреждении 2
1.1 Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата 2
1.2 Методические приемы, помогающие детям с задержкой психического развития 5
1
ГЛАВА 1. «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в условиях инклюзии в дошкольном учреждении»
1.1. Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Наше воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии должно способствовать достижению двух целей:
1) Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша задача - создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будит готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира.
2) Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.
Важно отметить несколько практико-ориентированных рекомендаций для педагогов, которые они должны соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:
- Так как у данной категории детей при сохранном интеллекте идёт «диссоциативное» развитие психики (т.е. отмечается неравномерность развития, когда какие-либо знания и умения ребенка могут быть развиты больше, чем должно быть в его возрасте и при этом другие знания и умения недостаточно сформированы).
2
Перед началом обучения необходимо изучить клинико-психолого-педагогический статус ребенка предоставленный ПМПК.
2) У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, следовательно: следует избегать резких внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, а если это не возможно нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.
3) Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания).
4) На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку.
5) Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением.
6) Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
3
7) На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
8) Т.к. темп деятельности у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий и категорически исключить задания на время.
9) Ребёнку с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального психолога и логопеда.
Дифференцированный и индивидуальный подход, а так же создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, поможет ребёнку лучше усваивать программу.
1.2. Методические приемы, помогающие детям с задержкой психического развития.
1) Для развития мелкой моторики рук широко используется работа с пластилином, выкладывание мозаики, работа с ножницами (аппликации), разработаны комплексы упражнений (пальчиковая гимнастика), штриховки, обводки. С удовольствием ребенок играет с пальчиковыми куклами.
2) Развивая произвольное внимание, необходимо широко использовать приемы его активизации: сюрпризные моменты («у меня что-то интересненькое»).
4
3) Совершенствование диалогической речи – одно из необходимых звеньев работы, направленной на повышения уровня общего развития ребенка. Потребность в диалоге возникает при доверительных, теплых отношениях. Вырабатывайте умение задавать вопросы, побуждайте к речевым высказываниям: «О чем ты хочешь меня спросить? Про бабочку?». Слушайте ребенка, задавайте уточняющие вопросы, давайте советы, помогайте сделать вывод.
4) Трудности перехода детей с задержкой психического развития к монологической речи обусловлены характерным для них слабо выраженным и быстро исчерпывающимся побуждением в речи. С
этой особенностью связано то, что более доступным для детей видом речи является диалог. В ходе развертывания беседы вопросы и реплики собеседника служат внешними опорами, создают все новые и новые мотивы для высказываний ребенка. Наличие картинок поддерживает и конкретизирует начальный мотив, их последовательность предопределяет последовательность событий и ход развития сюжета. В результате развернутость рассказа значительно возрастает.
5) Еще одним вектором развития ребенка с задержкой психического развития должно стать воспитание. Фундаментом воспитания ребенка с задержкой психического развития должны стать формирование его личности, познавательных
интересов, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы, произвольных видов деятельности. Любое проявление его заинтересованности должно быть поддержано, положительно и
справедливо оценено. Хвалить ребенка надо при всех.
5
Для успешной адаптации детей с задержкой психического развития в обществе необходимы коллективистские мотивы деятельности, умение быть другом и умение выбирать себе друзей. Надо научить ребенка ценить добрые отношения взрослых и сверстников к себе, привить ему желание быть полезным, нужным окружающим. Дружеское общение, заинтересованность внутренним миром и потребностями ребенка, совместная деятельность воспитателя и детей помогает ребенку выработать адекватную самооценку, правильную оценку своих возможностей, социально адаптироваться к требованиям детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет-пространство. Современные подходы к распространению передового опыта работы учителя-логопеда ДОУ
Использование интернета для распространения передового опыта работы учителя-логопеда...
Внеклассное мероприятие на тему: «Место государства в современном интернет — пространстве. Госуслуги и электронное правительство.»
Это занятие-консультация для родителей на тему "Место государства в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство"...
Проект «Поговорим с улыбкой» (консультации педагогов группы «Улыбка» с родителями в интернет - пространстве)
Данный материал включает в себя паспорт педагогического проекта, дневник, приложения, анализ проекта и список литературы. Цель проекта - использование новой формы сотрудничества с родителями (ве...
Памятка для родителей "Обеспечение безопасности детей в Интернет-пространстве"
Памятка для родителей о безопасном использовании детьми-дошкольниками сети Интернет...
Использование в интернет пространстве мессенджера Viber, организация работы группы детского сада для вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО.
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффек...
Методическая разработка: "Правила общения педагогов в интернет-пространстве.Составила старший воспитатель Н.А. Барейше
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И МЕССЕНДЖЕРАХ...