Изотворение в логопедической работе
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Сообщение о системе изотворчества в педагогике, ее значимости для развития речи детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izotvorenie_v_sisteme_logopedicheskoy_raboty.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Изотворение в системе логопедической работы.
Изотворение - резонансная технология, способствующая развитию содружества, сопереживания, умения слушать и слышать партнера по совместной деятельности.
Технология была выбрана для работы с детьми логопедической группы по следующим причинам: изобразительная деятельность наиболее эффективна в дошкольном возрасте для развития творческих способностей, так как она осуществляется в благоприятный для нее период развития личности.
Изобразительная деятельность доступна для проявления творчества при логопедическом заключении: общее недоразвитие речи, так как проявление творчества в слове и мысли у этого контингента детей затруднено.
Изобразительная деятельность интересна и успешна: ребенок любит творить новые цвета, если его этому научить; комбинировать линии, формы при создании художественного образа, не обращая внимания на передачу его достоверности; пробовать использовать в изображении различный и своеобразный материал и средства (кисти, травинки, свечи, поролон и т.д.) Ребенок не равнодушен к изображению, во время рисования испытывает различные чувства.
Изобразительная деятельность необходима с детьми, у которых нарушены речевые функции, она способствует развитию мелких движений пальцев. Развитие мелкой мускулатуры влияет эффективно на развитие речи. Коллективное изотворение развивает толерантность, сопереживание и содружество. Ребенок с нарушениями речи более заинтересован в совместном рисовании. Это связано с тем, что из-за недостаточной подвижности пальцев фигуры, линии в рисовании даются с трудом. Совместная работа дополняет изображение каждого отдельного ребенка и получается интересная работа.
Учитывая все вышеизложенные доводы, изотворение стало частью воспитательно-образовательной работы с детьми, у которых выявлены нарушения в речи.
Изотворение - деятельность, в которой развитие творческих способностей имеет отличительные особенности в сравнении с развитием способностей при обучении рисованию традиционными технологиями.
Условия использования данной технологии:
- отключение сознания во время деятельности, слушать внутренние ощущения и доверять своим пальцам;
- создание при рисовании музыкального «неразрушительного» фона;
- подбор материала, средств разного вида для того, чтобы у детей была возможность в праве выбора предметов изображения;
- проведение занятий (сеансов) осуществляется в постепенном нарастании сложностей и трудностей в деятельности: изменение формата, размера, цвета и качества бумаги; постепенное количественное и качественное изменение состава группы для рисования.
Формы проведения:
- индивидуальная - рисует один ребенок;
- групповая - рисуют несколько детей;
-- коллективная - рисуют дети всей группы.
Основные методические положения при использовании данной технологии:
- проведение подготовительного периода в изотворении;
- проведение установки перед рисованием;
- во время установки дошкольники могут закрывать глаза и могут не закрывать;
- не требовать качественного выполнения работы;
- темы, средства, способы и место при начале и процессе рисования не обговариваются, не согласуются, необходим режим молчания.
1 этап- подготовительный период.
На этом этапе проводится обучение умению слушать свои внутренние ощущения, ни о чем не думать.
В развитии таких умений помогают упражнения:
- «Слушаем дыхание»- дети с закрытыми глазами сидят и слушают свое дыхание;
- «Путешествие по своим внутренним органам» - дети с закрытыми глазами произносят звук «м-м-м» и слушают свои внутренние ощущения. Звук «м»- средство для передвижения (машина будущего со своеобразным звуком, -самолет и т.д.).
II этап - проведение индивидуальных изобразительных занятий (сеансов).
На этом этапе проводятся занятия.
Последовательность:
1.Установка.
2. Настрой.
3.Рисование.
4.Придумывание названия к своему рисунку.
Установка: «Прислушаться к музыке, постараться ни о чем не думать, слушать свои внутренние ощущения, по окончании мелодии начать рисовать в режиме полного молчания, выбирая средства и способы изображения, не думать о качестве рисунка, рисовать то, что подсказывает рука».
Настрой - создание музыкального фона (подбирая желательно музыку с естественными эффектами: шум реки, леса, голоса птиц и т.д.)
Рисование - рисуют молча, без контактов, самостоятельно выбирая средства изображения.
Название к рисунку выбирают, анализируя изображенное и на первых порах с помощью взрослого.
III этап - проведение групповых и коллективных занятий (сеансов).
На этом этапе состав групп в деятельности постепенно увеличивается, размер бумаги уменьшается. Дети на первых порах группируются по желанию, но постепенно педагог сам формирует группы в зависимости от задач нравственного воспитания. Рисовать с неприятным человеком значительно труднее, но если необходимо, то надо.
Последовательность занятия та же самая.
Использование технологии позволяет развивать творческие способности у детей с тяжелыми нарушениями речи, тем самым способствовать становлению речи и ее развитию.
Например, дети с общим недоразвитием речи - Ш уровня развития в течение года показывают положительную динамику в процессах обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развития звуковой культуры речи.
Таким образом, изотворение позволяет успешно решать задачи развития творческих способностей у детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изотворение в системе логопедической работы
Резонансная технология изотворение позволяет разнообразить систему коррекционной работы с детьми с ОНР.Изобразительная деятельность необходима с детьми, у которых нарушены речевые функции, она способс...
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".
Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда". Результаты логопедической работы на данном этапе....
Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".
Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...