Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия «Тактильной книги Сказок»Учитель-дефектолог: Шестакова Ирина Владимировна
тренажёр по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения имеет огромное значение в формировании целостной картины мира и познавательного интереса к нему особенно в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii_takt.knigi_.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия
«Тактильной книги Сказок»
Выполнила: И.В. Шестакова
Учитель-дефектолог
МДОУ «Детский сад № 45»
Слайд 2
Основная цель тактильной книги - формирование целостной картины мира и познавательного интереса к нему у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие осязательного обследования, умения планировать свои действия, навыка последовательного выполнения всех предметных действий и операций;
-развитие зрительного восприятия;
-развитие внимания, памяти, мышления;
- развитие познавательного интереса, усидчивости.
Слайд 3
Интеграция
- Объединяет все разделы коррекционной образовательной деятельности: «Социально-бытовую ориентировку», «Развитие зрительного восприятия», «Ориентировки в пространстве», «Развитие осязания и мелкой моторики».
Форма работы :
- индивидуальная,
- подгрупповая(в парах).
Слайд 4
Описание:
Пособие, представляет собой книгу на обложке, которой изображен сказочный дворец. Снаружи книга закрыта на маленький замочек. Чтобы попасть в сказку нужно найти ключик от замка, достань все ключи, выложи в ряд и определи, какие ключи могут подойти к этому замку.
Слайд 5
Внутри книги съемные планшеты, мягкие и приятные на ощупь, изготовленные из фетра и ткани, размером 23 на 30 см. В ходе игровой ситуации планшеты могут сниматься с петель тактильной книги и располагаться перед ребенком с учетом косоглазия (в вертикальном положении для детей со сходящимся и горизонтально – с расходящимся косоглазием).
Слайд 6
Каждый планшет отождествляется с лексической темой. «Чудо-дерево»- времена года; «Сад-огород» - фрукты и овощи; «Шкаф» и «Прачечная» - одежда, обувь, головные уборы и принадлежности для волос, аксессуары, посуда, игрушки и т.д.
Слайд 7
Планшеты: «Мышка и сыр», «Собери бусы» совершенствуют сенсорное восприятие объектов и предметов по величине, цвету, форме.
Слайд 8
Игровое правило: обследование предметов (элементов тактильной книги) и выполнение предметно-практических действий.
Игровые действия зависят от задачи коррекционной работы, от темы и сказочного персонажа, количества планшетов.
Слайд 9
Рефлексия: Забавные смайлики, с противоположными эмоциями (веселый-сердитый), помогают ребенку сделать оценку игровой ситуации.
Слайд 10
Вариативность
К каждой странице тактильной книги подобраны дидактические игры, художественное слово (стихи и загадки) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Дидактические игры, загадки и короткие стихи про овощи, и фрукты представлены в виде картотеки.
Картотека дидактических игр:
Задачи: обогащать представления и опыт детей в соответствии с содержанием дидактической игры
- развивать интерес к игровой деятельности с взрослыми и сверстниками
Слайд 11
Планшет «Сад-огород»,
1. «Найди, что назову» (3-5 лет)
Дидактическая задача: Найти предмет по слову-названию.
Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила. Искать предмет соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту.
Аналогичное задание выполняется с игровым набором к планшету «Шкаф».
(одежда, обувь, посуда, головные уборы, принадлежности для волос, аксессуары)
2. «Отгадай загадку, найди отгадку на грядке» (5-7 лет)
Дидактическая задача. Найти предмет по приметам в загадке.
Игровое действие. Отгадать загадку, найти овощ (фрукт), назвать его место расположения на грядках или дереве.
3. Игра «Четвертый лишний»
4. Игра «Из чего – какой?»
Слайд 12
Планшет «Чудо-дерево» (времена года)
1. Игра «Что перепутано?»
Дидактическая задача. Уточнить представление детей о приметах времен года, находить «ошибки», объяснять их. Развитие внимания, памяти, речи.
Игровое действие. Поиск примет времен года и исправление «ошибок».
Планшет «Шкаф» Игра «Что где лежит?
Дидактическая задача:
Закреплять навыки ориентировки на плоскости относительно себя, другого предмета.
Слайд 13
Творческие находки
1. Оригинальность идеи - создание мобильных игровых планшетов с разными заданиями по разделам коррекционной образовательной деятельности.
2. Вариативность предложенных игр и упражнений позволяют решать комплексно обучающие, развивающие и воспитательные, коррекционные задачи: развивать логическое и модельно-конструктивное мышление, сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность, творческое воображение, воспитывать умение играть в парах.
3. Эстетическая привлекательность пособия, необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным.
4. Предложенный материал подобран в соответствии с программными задачами.
5. Данное пособие может быть предложено родителям для занятий с ребенком дома.
Заключение
Яркая, красивая тактильная книжка, сделанная с душой, будет радовать каждого ребёнка. Ребенок перемещает предметы: пуговки, петельки, шнуровки, липучки, молнии, кнопки, крючки, перетяжки и т.д. Играя, он с интересом выполняет задания. И тогда индивидуальные занятия с ребенком превращают в увлекательную сказочную историю.
Литература:
1. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. Ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
3.Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста Л.И.Моурлот, Л.А.Ремезова. Учебно-методическое пособие,, Самара 2007г.
4.Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007. – 256 с.
5. Интернет- ресурсы:
www/maаm.ru ? Doshkolnik.ru по теме: тактильные книги для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по образовательной области «Познание» с использованием дидактического пособия «В гостях у Лесовичка».
Дидактическое пособие....
Организация работы по образовательной области «Познание» с использованием дидактического пособия «В гостях у Лесовичка».
методическое пособие...
Организация работы по образовательной области «познание» с использованием дидактического пособия «В гостях у Лесовичка».
методическое пособие...
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...
Дидактическое пособие "Тактильная книга" для детей с ТНР "Ванечка и Старичок-лесовичок"
Дидактическое пособие "Тактильная книга" для детей с ТНР "Ванечка и Старичок-лесовичок" предназначено для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Пособие представляе...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы с использованием дидактического пособия «Коврик настроений».
Цель:учить понимать и чувствовать свой внутренний мир, свое отношение к себе и окружающему миру....
Консультация учителя-дефектолога. «Игры и упражнения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, осязания»
Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы акт...