Центр здоровьесберегающих технологий в свете ФГОС Из опыта работы.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_tsentr_zdrovesber_tehnologiy.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр здоровьесберегающих технологий
в свете ФГОС
Учитель-дефектолог Е.А.Скотникова
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения.
Актуальность.
Задержка психического развития (ЗПР)- это темповое запаздывание в развитии психических процессов и несформированность эмоционально-волевой сферы у детей. Основные симптомы ЗПР: неразвитая память, внимание, мышление, речь, моторика, самоконтроль.
Дети с диагнозом ЗПР оказываются совершенно не готовыми к школе.
Представления об окружающей среде очень малы, отсутствует интерес к учебной деятельности. Также от здоровых детей их отличает и то, что они не умеют обобщать, абстрагировать. Речевая активность таких детей крайне скудна, словарный запас беден. Трудности в обучение усугубляются еще и тем, что дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быструю утомляемость и легкую отвлекаемость.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются современные конструкторы, игры.
Особенности психофизического развития детей с нарушениями в развитии:
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Задачи использования здоровьесберегающих технологий:
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
- распределение образовательных и физических нагрузок,
- предотвращение перегрузок и усталости;
- сохранение здоровья детей и повышение умственной работоспособности, двигательной активности;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
- пропаганда здорового образа жизни среди родителей и детей.
Принципы здоровьесберегающих технологий.
1.Принцип не навреди.
2. Системного чередования нагрузок и отдыха
3. Принцип сознательности и активности.
4. Систематичности и последовательности.
5. Непрерывности здоровьесберегающего процесса.
6. Доступности и индивидуальности
Традиционные и нетрадиционные методы, используемые в коррекционно-педагогической практике
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки.
Дыхательная гимнастика
Дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Гимнастика для глаз помогает:
- Снять физическую и психоэмоциональную напряженность;
- Развить зрительную координацию;
- Укреплять глазные мышцы;
- Развить зоркость и внимательность.
Пальминг
является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод использую на своих занятиях после зрительных нагрузок
Пальчиковая гимнастика
- Способствует овладению навыкам мелкой моторики
- Помогает развивать речь
- Повышает работоспособность коры головного мозга
- Развивает психические способности: мышление, память, воображение
- Снимает тревожность
Массаж и самомассаж.
В самомассаже использую поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев. Использую упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша. Прищепки, сухой бассейн, пуговичный массаж
Кинезиология
направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.
В ходе систематических занятий у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
Су - джок
- Стимулирует речевые зоны коры головного мозга
- Развивает память, внимание, связную речь
- Развивает мелкую моторику рук
- Воздействует на биологически активные точки организма
- Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом
Банчемс
Это инновационный конструктор, который способен развивать психические процессы, интеллектуальную активность, творчество в конструктивной деятельности.
В процессе занятия с применением конструктора Banchems дети воспринимают занятие, как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций, что способствует усвоению коррекционного материала в полном объёме.
Психогимнастика
Учим детей говорить добрые слова друг другу. Говорить слова приветствия с улыбкой.
Учит детей расслабляться.
Способствует концентрации внимания.
Помогает снять напряжение.
Снимает возбуждение.
Динамические паузы
Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит динамическим паузам. Я стараюсь проводить их при первых признаках утомления , в середине занятия. Комплексы подобираю согласно лексической теме недели.
Физминутки, проводятся в игровой форме .Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий.(из опыта работы)
В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приёмы здоровьесберегающей технологии, среди которых:Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная ...
«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)
АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...
Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)
Описание педагогического опыта по теме"Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий"...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий из опыта работы в образовательном процессе
Из личного опыта работы: применение и использование современных инновационных технологий в работе....
Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий. Из опыта работы.»
Начинать закладывать основы здорового образа жизни надо с раннего возраста, формируя культуру здоровья, а также необходимо воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья не тольео у детей...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии" из опыта работы
Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе...