Коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие Дикие лебеди
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект Коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по программе сказкотерапии под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Дикие Лебеди». (Часть 1) (по сказке Г.Х.Андерсена)
с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_analiz.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Жар- птица»
Конспект Коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по программе сказкотерапии под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Дикие Лебеди». (Часть 1) (по сказке Г.Х.Андерсена)
с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила и провела
педагог- психолог:
Чекалова М.В.
р.п. Усть- Донецкий
2015г.
Коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие по программе сказкотерапии под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Тема: «Дикие Лебеди». (Часть 1) (по сказке Г.Х.Андерсена)
Тип занятия – комплексное
Вид занятия – путешествие в сказку.
Коррекционно-развивающее занятие построено в партнерской форме: Взрослый – партнёр, рядом с детьми вместе, разрешалось свободное перемещение детей в процессе деятельности.
Форма организации обучения
Организация обучения -подгрупповая форма.
Цели и задачи:
Цель занятия:
• Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций
• Развитие фантазии
• Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям
• Снятие эмоционально – психического напряжения.
Коррекционно-развивающее занятие носит коррекционно-развивающий характер
Задачи:
1. Образовательные:
• Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок».
• Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
• Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
• Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
2. Развивающие:
• Развивать психические процессы (внимание, память)
• Развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.
• Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
• Развивать коммуникативные навыки детей.
• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
• Стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, особенно тактильно – кинестетической чувствительности.
3. Воспитательные:
• Прививать любовь к сказкам
•Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.
• Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
• Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.
• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
• Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.
• Доставлять радость от совместной деятельности
Методы
Методы практические: релаксационное упражнение для снятия психомышечного напряжения. Методы наглядные: демонстрация сказочных героев. Методы словесные: Рассказ педагога-психолога истории сказочных героях.
Методы игровые: занятие полностью прошло в форме игры и воображаемой ситуации.
Оборудование к занятию: Перышко, колокольчик, камешки, кусок прочной ткани (1,5Х1,5м),платочки, репродукцию отрывка сказки(картинку)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Постановка цели занятия . Мотивация учебно-познавательной деятельности
Вступление:
Жил-был очень много лет тому назад великий писатель-сказочник ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН. Сегодня мы побываем в одной его очень грустной сказке, которая называется «ДИКИЕ ЛЕБЕДИ», но сначала давайте вспомним то грустное и печальное , что вы знаете.
Дети передают друг другу перышко и называют грустные явления, события, предметы ( сказка, утро, рассказ, осень, мультфильм, лицо, глаза, дождь, письмо…)
- нет ничего плохого в печалях, надо уметь их переживать и обязательно верить в то, что за грустными событиями всегда следует радостное и приятное.
Вход в сказку: - Сказка, в которую мы отправляемся, называется «Дикие лебеди». Ее написал знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен. Волшебную силу, необходимую для путешествия, нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать. Тем больше силы получите.
Сказка: Далеко- далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь – Элиза. Хорошо жилось детям во дворце, да только недолго. Женился их отец-король на злой королеве, и мачеха сразу невзлюбила всех детей. Но поскольку она была еще и колдуньей, то замыслила страшное: превратить прекрасных принцев в безобразных черных птиц. Но колдовство свершилось лишь частично. Принцы были такими добрыми мальчиками, что превратились не черных безобразных птиц, а в прекрасных белых лебедей.
И полетели лебеди в дальние страны искать себе новое жилье.
2.Актуализация знаний . Обобщение и систематизация знаний детей.
Упражнение 1. Полет.
Дети перекрещивают руки на уровне запястий и машут ими, как крыльями. Упражнение длится достаточно долго, до усталости. Ведущий подбадривает детей, ссылаясь на то, что лебедям очень тяжело и трудно лететь в далекие страны.
Дети опускают кисти, расслабляют плечи и слушают ощущения в руках.
Ведущий предлагает определить, в каком месте ощущаться усталость, тяжесть.
- Теперь руки отдыхают и освобождаются от всякой усталости. Им становится легко и приятно.
Бедняжке Элизе так тяжело стало жить во дворце, что однажды она тайком покинула его и отправилась на поиски своих милых братьев. Целый день она брела по полям и болотам, а к вечеру вошла в дремучий лес. Там было темно и страшно, и Элиза почувствовала себя совсем одиноко. Сердце ее сжималось от тоски и печали.
Упражнение 2. В пути. Психолог включает музыку. Дети идут друг за другом в состоянии печали и грусти, преодолевая на пути разнообразные препятствия: прыгают по кочкам (кусочки ткани на полу),бредут по колено в воде, раздвигают руками кустарник (имитируют). Проходят по узкому бревну (по ленточке) через речку, ступают по колючим веткам и иголкам, слегка проваливаются, утопают в мягком шелковистом мху.
Долго-долго брела Элиза ,и неожиданно вышла к морю.
Упражнение 3. Море. - Вот и море!- психолог указывает на середину ковра.- вы измучились, устали в пути. Что вам хочется сделать? Дети «моются, бродят по воде, купаются»
А потом Элиза сидела на берегу и слушала, как шумит и вздыхает море.
Упражнение 4. Звуки моря. Дети – сидят на пятках или стоят на коленях – слушают запись со звуками моря. На вдохе дети мягко и плавно поднимают вверх руки, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускают руки, возвращаясь в исходное положение. И длительно произносят: «Шшшшшшш». Упражнение выполняется мягко, спокойно, ритмично.
Морской берег был усыпан беспечными камешками. Море выбросило их на берег и так отшлифовало, что они сделались круглыми и гладкими. Увидев это ,Элиза подумала о том, что вода мягче рук, но она обкатывает даже острые камни, делая их гладкими, потому что вода не знает усталости. И волны неутомимо катятся одна за другой.
Упражнение 5. Морские камешки. Каждый ребенок выбирает себе камешек, любуется им, дает краткое описание ( крупный или мелкий, тяжелый или легкий, каков по форме, цвету, прозрачности, и.т.д.)
- Спасибо вам за науку, светлые, быстрые волны,- сказала Элиза.- Буду же и я трудиться неустанно. Солнце уже садилось, и вдруг Элиза увидела одиннадцать белых лебедей в золотых коронах. Они опустились на берег и , как только солнце село, превратились в прекрасных принцев. Бросилась Элиза к ним в объятия! Радости не было предела. Все плакали и смеялись от счастья.
Упражнение 6. Объятия. Один ребенок – «Элиза»,остальные – принцы». «Элиза» по очереди с радостью обнимает каждого «принца».Братья рассказали Элизе, что живут они за морем, а путь туда так далек, что перелететь море можно только за два дня. Посреди моря есть одинокий каменный утес, на котором они проводят ночь, превратившись в людей.Всю ночь братья плели сеть. Чтобы унести с собой Элизу. Утром, едва взошло солнце, братья превратились в диких лебедей, подняли клювами сеть и вместе с милой сестрицей взвились в облака.
Упражнение 7. Чудесная сеть. Психолог вместе с детьми держит в натянутом виде прочную ткань. Каждый ребенок по очереди ложится на эту ткань, и его качают.Целый день летели лебеди, близился вечер. Элизе показалось, что лебеди машут крыльями как будто через силу. «Ах, ведь это из-за меня они не могут лететь быстрее», - подумала Элиза. Солнце уже коснулось воды, а одинокого утеса все не было . Сердце Элизы затрепетало от страха за братьев.
Упражнение 8. Полет к утесу. Дети берут в каждую руку по платочку, идут друг за другом по кругу и выполняют мягкие, плавные взмахи руками. Движения рук широкие и сильные. Упражнение выполняется до усталости. Ведущий подбадривает детей, хвалит их:
- Устали? Трудно? Но и ведь лебедям было трудно, а они все равно летели. Потерпите еще немного, послушайте усталость в руках: скоро «появится утес» и вы сможете отдохнуть.
Но вот наконец показался утес, лебеди быстро полетели вниз и опустились на камни. В этот миг солнце погасло, и Элиза увидела вокруг себя братьев. Все они простояли рука об руку всю ночь, едва умещаясь на крошечном утесе.
Упражнение 9. Ночь на утесе. – Вот и утес». Опустили, расслабили руки, слушаем ощущения. Дети встают тесным кружком, спиной к центру круга.- Будем спать стоя, как принцы на маленьком утесе. Закрыли глаза, расслабили шею, легонько уронили на грудь голову, опустили плечи, свесили руки. Все тело засыпает…Расслабляется лицо: лоб. Глаза, щеки, губы.Дышим очень спокойно, тихо, ритмично: вдоооох….выыыыдоооох….Слушаем свое сонное дыхание.
К вечеру следующего дня братья вместе с Элизой достигли берега. Они опустили сестру на землю перед большой пещерой. « Посмотрим, что тебе здесь приснится ночью!» - сказал младший брат, показывая сестре ее спальню.
Заключение: - Увы, мы истратили всю волшебную силу, поэтому наше путешествие прервалось. Но сказка не закончилась. В следующий раз мы продолжим наши приключения и узнаем о дальнейшей судьбе Элизы и ее братьев.
3.РЕФЛЕКСИЯ.А сейчас одним словом или коротким предложением назовите действия, которые мы выполняли в сказке ( спали, слушали звуки моря, летали, расслаблялись, обнимались, рассматривали камни, качались….)
Самоанализ коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
педагога-психолога МБДОО д/с «Жар-птица» Чекаловой Марии Викторовны по программе сказкотерапии под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Тема: «Дикие Лебеди»
(часть 1)
(по сказке Г.Х.Андерсена)
Уважаемые коллеги вашему вниманию сейчас было представлено коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Модернизация образовательной системы в России изменила требования к ее качеству, что, соответственно, привело к изменению педагогической миссии.
Я считаю,что обучение детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии, является,интересным и актуальным.
Актуальность: Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии. Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Исследования ученных показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» – так перефразировали известную пословицу психоаналитики.
Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Вовремя рассказанная сказка может помочь решить проблему. Правильно подобранная и рассказанная сказка может помочь ребенку обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.
Тип занятия – комплексное
Вид занятия – путешествие в сказку.
Коррекционно-развивающее занятие построено в партнерской форме: Взрослый – партнёр, рядом с детьми вместе, разрешалось свободное перемещение детей в процессе деятельности.
Форма организации обучения
Организация обучения имела подгрупповую форму.
Цель занятия:
• Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций
• Развитие фантазии
• Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям
• Снятие эмоционально – психического напряжения.
Коррекционно-развивающее занятие носит коррекционно-развивающий характер
Задачи:
1. Образовательные:
• Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок».
• Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
• Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
• Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
2. Развивающие:
• Развивать психические процессы (внимание, память)
• Развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.
• Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
• Развивать коммуникативные навыки детей.
• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
• Стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, особенно тактильно – кинестетической чувствительности.
3. Воспитательные:
• Прививать любовь к сказкам
•Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.
• Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
• Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.
• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
• Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.
• Доставлять радость от совместной деятельности
Методы
Методы практические: релаксационное упражнение для снятия психомышечного напряжения.Методы наглядные: демонстрация сказочных героев.Методы словесные: Рассказ педагога-психолога истории сказочных героях.
Методы игровые: занятие полностью прошло в форме игры и воображаемой ситуации.
Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.
Для активации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера «почему? », «как вы думаете? », «как правильно? ».
Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы. Занятие прошло, как я и планировала.
Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего фронтального логопедического занятия по теме:"Зимующие птицы"
Обогащение словарного запаса по теме, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование логического мышления и внимания....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ.
I. Балансировка и координация.Используем игровое пособие ЛОГО«Шарик в лабиринте (напольный)»...
Коррекционно-развивающее интегрированное логоритмическое занятие «В огороде у козы Лизы»
Коррекционно-развивающее интегрированное логоритмическое занятие «В огороде у козы Лизы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ОНР 3 уровняс использовани...
Взаимодействие учителя логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности. Конспект занятия «Экскурсия в зоопарк»
Закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях.Тема: «Экскурсия в зоопарк».Цели:- развитие правильного физиологического дыхания, выработка сильной воздушной струи;- развитие ми...
Конспект организованной деятельности детей средней группы с применением коррекционно - развивающих технологий на тему: "Дикие животные:
Данный материал включант в себя коррекционно - развивающие технологии, которые воспитатель может применять в своей работе с детьми для развития речи....
Открытое занятие: "Дикие лебеди"
Посредстам изучения художественной литературы через сказки учим детей быть добрыми, отзывчивыми, в любой ситуации предалагать свою помощь....
Картотека коррекционно-развивающих упражнений по теме "Дикие животные"
В картотеке представлены упражнения для дошкольников, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, на примере наглядного материала по теме "Дикие животные&quo...