Программа психологического сопровождения, профилактики и коррекции психофизиологических и психо-эмоциональных нарушений у детей 4-7 лет «ТЕРМОША»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ефремова Наталья Анатольевна

Программа составлена на основе коррекционно-оздоровительного комплекса «Экватор» «НФП «Амалтея»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_kompleksa_bos_-_ekvator.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

психологического сопровождения, профилактики и коррекции психофизиологических и психо-эмоциональных нарушений

у детей 4-7 лет

«ТЕРМОША»

(на основе коррекционно-оздоровительного комплекса «Экватор»

«НФП «Амалтея»)

                                                           

  Составитель:

                                                       учитель-дефектолог

ОКУ ЦППМСП

Ефремова Н.А.

г. Курск


Пояснительная записка

Программно-индикаторный комплекс «Экватор» предназначен для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по периферической температуре по методу биологической обратной связи (БОС). Как уникальный инструмент здоровьесбережения он рекомендован в качестве программы психологического сопровождения, а также метода профилактики и коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений.

Важнейшей частью физической терморегуляции является сосудистая терморегуляция, которая состоит в изменении кровенаполнения кожи и скорости объёмного кровотока через кожу путем изменения тонуса ее сосудов, регулируемого симпатической нервной системой. Повышение кровенаполнения кожи увеличивает ее теплопроводность и, соответственно, теплоотдачу организма за счет непосредственного проведения (кондукции) тепла через кожу. Управление всеми реакциями, которые позволяют поддерживать постоянную температуру тела в различных условиях, осуществляется специальными нервными центрами, локализованными в головном мозге. Эти центры получают информацию по проводящим путям от термочувствительных нейронов, располагающихся в различных частях центральной нервной системы, и от периферических терморецепторов. Изменения периферической температуры являются следствием сужения и расширения сосудов. Когда периферические сосуды расширены, увеличивается объем протекающей через них крови и кожа становится более теплой, и наоборот. Особое значение имеют кисти рук. От них может быть отведено до 60 % теплопродукции основного обмена, хотя площадь кистей составляет всего около 6 % от общей поверхности кожного покрова.

Реакция на стресс со стороны внутренних органов проявляется мгновенно, за счет возбуждения симпатического отдела вегетативной нервной системы. Одной из реакций организма на стресс является централизация кровообращения, т.е. повышение тонуса (спазмы) периферических сосудов, что ведет к повышению артериального давления и понижению периферической температуры. Таким образом, температурные колебания могут рассматриваться как показатель (маркер) изменений симпатической сосудосуживающей активности в состоянии покоя и стресса. Важно понимать при этом, что периферическими отделами для системы кровообращения являются не только периферические сосуды конечностей, но и система кровообращения внутренних органов и головного мозга. Поэтому спастические состояния периферических сосудов приводят к ухудшению кровообеспечения всего организма человека.

При нормализации тонуса сосудистой системы происходит улучшение снабжения кислородом тканей внутренних органов, обмена веществ в них, а также снабжения кислородом головного мозга, что обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы. Особенно важно это для детей и подростков в периоды интенсивного роста и созревания корковых структур головного мозга.

Обучение детей поддержанию оптимального уровня функционирования организма позволит им сохранить ресурсы организма в самых различных жизненных ситуациях и, несомненно, улучшить их самочувствие. Программа «Термоша» является завершенной и автономной, но может активно использоваться для решения задач комплексного воздействия, являясь составной частью более общих психологических, образовательных или коррекционных программ.

Особенность программы: 

- является программно-аппаратным комплексом, с использованием технологии функционального биоуправления (ФБУ);

- техническая и физиологическая безопасность обеспечивается тем, что поток информации направлен от человека к прибору и в ходе снятия сигнала никакого физического воздействия на человека не оказывается. Работа по изменению параметров организма происходит только в рамках индивидуальной физиологической нормы, что обеспечивает безопасность работы и учет индивидуальных особенностей;

- проста в управлении и предназначена как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми дошкольного возраста;

- удобное крепление датчиков позволяет использовать программу без необходимости раздевать ребенка, что крайне важно при групповой работе;

- содержит разнообразные видеоматериалы и игровые сюжеты обратной связи, учитывающие интересы детей дошкольного возраста;

- немедикаментозность, неинвазивность (метод позволяет использовать те внутренние механизмы адаптации организма, которые в условиях жизни оказываются подавленными или нарушенными. Их восстановление позволяет снизить энергетические затраты организма при повышении качества функционирования его систем, то есть оптимизировать состояние);

- не требует специального лицензирования для использования в образовательном учреждении;

- у специалиста, работающего по программе, нет необходимости иметь медицинское образование;

- долговременность действия (так как способы изменения состояния имеют значительную моторную составляющую, то навык закрепляется на уровне памяти тела, что и обеспечивает его длительное хранение в памяти. Кроме того, в ходе формирования навыка обучается и сама нервная система, которая стремится самопроизвольно поддерживать наиболее благоприятный режим функционирования организма).

Программа построена на принципах:

- принцип личностно-ориентированного взаимодействия  - взаимодействие педагога с ребенком, умение педагога принять и поддержать возрастные и индивидуальные особенности, интересы и потребности воспитанника;

- принцип непринужденности – взрослый привлекает детей к обучению без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, активизируя своим партнерским участием;

- принцип занимательности – предлагаемый виды деятельности должны быть интересными, увлекательными для детей;

- принцип эмоциональности – использование  педагогом эмоциональных средств (подачи материала) способствует снятию эмоционального напряжения, удовлетворению детей в самовыражении, проявлению  инициативы, самостоятельности; создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности;

- принцип системности –  работа проводится в системе, а не от случая к случаю;

- принцип коммуникативной направленности – целенаправленное формирование навыков общения  со взрослыми и сверстниками.

Ответственный за реализацию программы: Ефремова Наталья Анатольевна, учитель-дефектолог ОКУ ЦППМСП.

Заказчик программы: родители (законные представители) детей, находящихся находящиеся на сопровождении в отделении развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста  «От колыбели до школы».

Целевая аудитория: дети 4-7лет с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на сопровождении отделении развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста  «От колыбели до школы».

Организация исполнения программы: кабинет учителя-дефектолога Центра раннего вмешательства ОКУ ЦППМСП.

Материально-техническое обеспечение программы:

- программное обеспечение «Экватор» - 1 шт.,

- ноутбук - 1 шт.,

- компьютерная мышь - 1 шт.,

- наушники – 1 шт.,

- стол детский – 1 шт.,

- стул детский – 1 шт.,

- термометр (индивидуальный).

Цель программы: внедрить в коррекционно-развивающую работу технологию функционального биоуправления по профилактике психо-эмоционального напряжения и коррекции нарушений памяти, внимания и восприятия у детей дошкольного возраста.

Обучение на программе:

- количество подготовительных сеансов: 1-2,

- количество тренировочных сеансов: 8-12,

- количество заключительно-диагностических сеансов: 1,

- время тренировочного сеанса: 3-15 минут,

- периодичность проведения сеансов: 2-3 раза в неделю

Условия проведения сеанса:

Проведение работы по технологии зависит от:

- возраста воспитанников (не младше 3–х лет),

- количества воспитанников (1  ребенок),  

- противопоказаний (запрет на работу с монитором компьютера; грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкции педагога; нарушение поведения (гиперактивность, агрессивность); острые заболевания или обострение хронических заболеваний; заболевания кожи).

Содержание программы:

При работе по программе рекомендуется придерживаться следующей структуры:

1. Подготовительный (информационно – практический) этап, включающий в себя вводное ознакомительное занятие для родителей (законных представителей) и диагностическое занятие (для ребенка):

- ознакомление с воздействием на организм различных стрессовых нагрузок и основами саморегуляции,

- знакомство с технологией биоуправления, демонстрация различных методов релаксации (прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, визуализация, различные упражнения на расслабление и др.),

- знакомство с обеспечением  комплекса «Экватор», обеспечивающим разнообразные виды (сигналы) обратной связи,

- диагностика, оценка параметров периферической температуры с целью выявления особенностей психофизиологического и психо-эмоционального состояния и определения индивидуальной тактики обучения,

- оценка фонового состояния для отслеживания повышения средних значений периферической температуры от сеанса к сеансу.

2. Основной (практический) этап, включающий в себя тренинг с использованием компьютерного тренажера (8-12 занятий по 3 - 15 мин.).

3. Заключительный этап, включающий в себя заключительную диагностику, оценку эффективности курса занятий.

Во время сеанса «Индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «Терм-01» регистрирует температуру с помощью термодатчика, фиксируемого на подушечке указательного/среднего пальца ведущей руки. На экран монитора выводится изменяющаяся текущая температурная кривая. Колебания температуры рассматриваются как показатель изменений симпатической сосудосуживающей активности и концентрации циркулирующих вазоактивных субстанций в состоянии покоя и стресса. Информация преобразуется в понятный вид - сигналы обратной связи в виде графиков, картинок, звуков или сюжета на экране монитора. При правильном выполнении тренировочных заданий происходит их определенное изменение. Таким образом, человек получает возможность оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями, и начинает воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

Вид передачи информации в компьютер: постоянно изменяющийся график, отражающий изменения (повышение или понижение) периферической температуры тела ребенка.

Виды обратной связи:

Зрительная обратная связь: «Индикатор», «График», «Радуга», «Калейдоскоп»;

Звуковая обратная связь: «Пороговая музыка», «Фоновая музыка».

В ходе тренинга происходит:

- регуляция функционального состояния и формирование навыка произвольного управления периферической температурой,

- выработка устойчивого навыка периферической терморегуляции,

- закрепление навыка и формирование тактики эффективного поведения в проблемных ситуациях (отработка индивидуально значимых стрессовых ситуаций).

Комплекс «Экватор» позволяет вести индивидуальные карты обучающихся, создавать базу данных с результатами всех проведенных тренировок.

Длительность занятий психофизиологического тренинга рекомендуется в соответствии с возрастными нормами работы за компьютером.

Форма работы – индивидуальная.

Освоение навыка произвольного повышения периферической температуры с помощью комплекса "Экватор" обеспечивает как физиологические, так и психологические эффекты: 

- у ребенка существенно снижается общее напряжение;

- улучшается периферическое кровообращение и кровоснабжение головного мозга;

- нормализуются функциональное и психо-эмоциональное состояния.

Анализ результатов:

- прирост температуры (в градусах),

- коэффициент прироста,

- успешность тренинга (в %),

- среднее значение температуры за сеанс (в градусах).

Механизмы контроля промежуточных и конечных результатов:

Диагностика проводится с помощью специального диагностического режима, предусмотренного в комплексном обеспечении, режим становится доступным только после выбора и создания карточки обучающегося в окне «Картотека».

Первоначальная и заключительная диагностика должна проводиться в течение 2 - 4 минут.

Диагностическая регистрация проводится после вводного ознакомительного занятия – это первичная диагностика, именно с этими показателями в конце курса сравниваются результаты заключительной диагностики, и соответственно, тогда можно судить об изменении психофизиологического состояния ребенка.

После проведения диагностической регистрации в окне «Результаты» демонстрируется график за время проведения процедуры. Под окном с графиком выводится дата проведения процедуры, ее длительность и среднее значение показателя за время регистрации  (в числовом выражении).

Результаты проведенных диагностических и тренировочных занятий можно просмотреть в рабочем окне «Графики», в котором предоставляется выбор просмотра двух режимов: «Прогресс диагностики» и «Прогресс тренировки».

Активировав режим «Прогресс диагностики» можно просмотреть средние значения показателей за все проведенные диагностические процедуры (в виде графика или в виде гистограммы). Кроме того, диагностическая запись фонового состояния может производиться перед каждым занятием, это позволит проследить последовательность процесса изменения  показателей и закрепления навыка.

Диагностика фонового состояния может занимать 1 – 2 минуты.

На этапе первичной диагностики необходимо оценить особенности психофизиологического и психо-эмоционального состояния ребенка в начале курса с целью выработки индивидуальной тактики работы.

Оценивая достижения в обучении, следует рассматривать как изменения значений показателей при диагностической регистрации, так и успешность в отдельных сеансах, которая является показателем сформированности навыка произвольной регуляции состояния.

Грамотное проведение заключительной диагностики поможет качественно оценить эффективность работы, отследить прогресс тренировок и успешность проведенного тренинга.

Наглядно представленные результаты в виде графиков и числовых значений наиболее значимых показателей позволяют написать подробный отчет по работе с каждым ребенком отдельно, и полный отчет по оценке эффективности программы.

Срок реализации программы: в течение учебного года.

Перспективное  планирование работы

на основе коррекционно-оздоровительного комплекса «Экватор»

Этап

Задачи этапа

Программное содержание, оборудование

Количество занятий

Подготови-тельный (информа

ционно – практичес-кий) этап

Знакомство (детей и родителей (законных представителей) с кабинетом, компьютерным оборудованием, техникой безопасности при работе на компьютере.

Знакомство родителей (законных представителей)  с программой

и целью ее применения.

Диагностика, выявление особенностей психофизиологического и психо-эмоционального состояния ребенка.

Знакомство с биокомпьютерным тренажером «Экватор»

Проводится диагностический сеанс для оценки параметров терморегуляции -  2-4 мин.

1-2

Основной (практичес-кий) этап

Регуляция функционального состояния и формирование навыка произвольного управления периферической температурой.

Выработка устойчивого навыка периферической терморегуляции.

1. Орг. момент (5 мин.)

2.   Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

Цель – определение общего состояния обучающегося и проверка эффективности обучения.

3. Формирование навыка  (2-3 мин).

Содержание: при установлении порога на графике температуры задается значение, которое определяет успешность работы в сеансе. Это значение отображается на столбике индикатора в виде горизонтальной черты. Изменения периферической температуры отражаются в виде заполнения этого столбика цветом.

Задача: изменить график индикатора выше установленной черты.

4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

5. Гимнастика для глаз.

8-12

1. Орг. момент (5 мин.)

2.   Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

(см. тему №3)

3. Формирование навыка  (3-4 мин).

(см. тему №3)

4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

5. Гимнастика для глаз.

1. Орг. момент (5 мин.)

2.   Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

(см. тему №3)

3. Обучение регуляции периферической температуры (5 мин).

Задача: добиться прогрессивного движения температурной кривой при постоянном повышении значений.

4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

5. Гимнастика для глаз.

1. Орг. момент (5 мин.)

2.   Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

(см. тему №3)

3.Обучение регуляции периферической температуры (6 мин).

(см. тему №5)

4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

5. Гимнастика для глаз.

1. Орг. момент (5 мин.)

2.   Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

(см. тему №3)

3.Обучение регуляции периферической температуры (7-8 мин).

(см. тему №5)

4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

5. Гимнастика для глаз.

1. Орг. момент (5 мин.)

2.   Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

(см. тему №3)

3.Закрепление навыка (8-9 мин).

Задача: тренировка и закрепление навыка снятия напряжения по параметру периферической температуры с использованием анимации в виде обратной связи.

4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

5. Гимнастика для глаз.

1. Орг. момент (5 мин.)

2.   Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

(см. тему №3)

3.Закрепление навыка (9-10 мин).

(см. тему №8)

4. Диагностический сеанс (1 – 2 мин).

5. Гимнастика для глаз.

Заключительный этап

Заключительная диагностика, оценка эффективности курса занятий

Заключительная диагностика: проводится диагностический сеанс для оценки параметров терморегуляции -  2-4 мин.

1

Список литературы:

1. Методическое пособие «Экватор». Обучение навыкам саморегуляции. / Сост. Ледина В.Ю., Зубова Н.А. – СПб., 2004.

2. Руководство пользователя  по эксплуатации комплексной образовательно – профилактической  программы «Экватор».  НПФ «Амалтея» - СПб., 2010.

2. Учебно – методическое пособие для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста.  НПФ «Амалтея» - СПб., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Цветомузыкальная терапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников"

В исследовательской работе представлена интеграция музыкотерапии и цветотерапии, определены цели и задачи, этапы реализации, результаты исследования....

Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

ПРОГРАММА психологического сопровождения вновь поступающих детей в детский сад в адаптационный период «Первый раз в детский сад»

Данная программа составленна с учетом основного запроса ГБДОУ детский сад №1, расчитана на 3 ясельные группы (1группа с 1,6 до 2 лет, 2 группы с 2 до 3 лет). Программа выстроенна с учетом возрастных о...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Программа представляет собой перспективный план работы с использованием дидактических, подвижных игр и упражнений, направленных на коррекцию внимания и гиперактивности....

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

Консультация "Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей"

Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей...

Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"

В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...