План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год учителя – логопеда
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredova_i.n._samoobrazovanie_18-19_gg.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год учителя – логопеда Чередовой Ирины Николаевны
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Актуальность темы
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения.
• Детям, артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка
• Дети, смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения» является актуальной, так как благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети могут научиться говорить четко, чисто и правильно. Кроме того, дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Цель работы по теме самообразования: Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Обобщить опыт по использованию артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
3. Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо)
4. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса.
5. Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.
6. Пополнить развивающую среду кабинета.
План работы по самообразованию
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Изучение научно-методической, учебной литературы. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Косинова Е. Гимнастика для развития речи. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка, и др. | В течении учебного года |
2 | Оформление уголка: «Артикуляционная гимнастика». | Октябрь |
3 | Изготовление буклетов для родителей и воспитателей «Комплексы артикуляционной гимнастики». | Ноябрь |
4 | Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. | В течении учебного года |
5 | Картотека «Игровые комплексы дыхательной гимнастики». | Ноябрь |
6 | Обобщение педагогического опыта по теме: мастер – класс «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников». Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики. | Декабрь |
7 | Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка» | Декабрь |
8 | Создание картотек дыхательных, голосовых, мимических упражнений. | В течении учебного года |
9 | Мастер-класс «Речевое дыхание - основа правильной речи» | Январь |
10 | Оформление папки – передвижки: «Артикуляционная гимнастика». | Февраль |
11 | Консультации для воспитателей: «Использование артикуляционных сказок и упражнений в стихах». | Февраль |
12 | Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам. | В течении учебного года |
13 | Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с нарушениями речи – консультация для воспитателей. | Март |
14 | Проведение мастер – класса для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях». | Март |
15 | Показ родителям комплекса артикуляционных упражнений «Сказка про гусеницу Обжорку». | Март |
16 | Размещение статьи на сайте ДОУ по данной теме | Апрель |
17 | Отчет на педсовете (презентация, фотоотчет) | Май |
Методическая литература:
1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.
3. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.
4. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.
5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.
6. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.
7. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.
8. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»
. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценне...
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год воспитателя
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в...
План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
План работы по самообразованию на 2018-2019 уч год
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса....
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год.
Тема самообразования:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме....
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 - 2019 учебный год
Методическая тема "Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования". Цель: повышение своего профессионального мастерства и педагогической компетентности, ...
План работы по самообразованию за 2018-2019 учебный год
Тема самообразования: "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям и истокам народной культуры"...