Методическая разработка план - конспект на тему: «Осенние приключения»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Золотовская Татьяна Юрьевна

Развивать у детей познавательный интерес, интеллектуальную и речевую активности. Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы, воспитывать чувство любви к родной природе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osennee_puteshestvie_v_les._1.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспекта

Тема: «Осенние приключения»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной и речевой активности.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей об осени, осенних месяцах, явлениях природы.

Закрепить умение составлять описательные рассказы про осень, используя интонационные средства выразительности.

Развивающие:

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.

Развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения

Развивать общую моторику и координацию движений.

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять умение составлять сложные предложения
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
  • Закреплять умение согласовывать прилагательные и существительные в ед. и мн. числе.

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе

Организация детских видов деятельности:

Тип, форма и методы используемые в НОД: 

  • Тип  Путешествие

  • Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

  • Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность,  лиловый, золотой, багряный; тусклое солнце, яркое солнце; погода -  хмурая, холодная, тусклая, пасмурная, дождливая,  цветная, солнечная, добрая, яркая, светлая.

Предварительная работа

Просмотр иллюстративного материала, фотоматериала

Коллажи «Осенние прогулки»

Утренние беседы с детьми «Что ты видел интересного по дороге в детский сад»

Чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень.

Обводки «Листья»

Раскраски «Осенний ковер» 

Рисование на тему «Золотая осень»

Материалы и оборудование:

Презентация "Осеннее путешествие"

Слова, напечатанные на лучиках, два солнышка - грустное и веселое.

Мнемотаблица «Осень»

муляжи овощей, фруктов, две корзинки, листья деревьев.

Информационный материал (литература):

Ход непосредственной образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Приветствие (речь с движением)

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.  А чтобы узнать куда, вам необходимо разгадать загадку.

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это все когда бывает?  

Правильно. Мы с вами отправляемся в осенний лес.

А перед дальним путешествием мы с вами возьмемся за руки  и чувствуем, как тепло побежало по нашим ручкам, мы отдаём тепло друг другу.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в одной стране,

Я тебя приветствую.

Дети отгадывают загадку. (Осенью)

Поднимают руки вверх

Покачивание рук из стороны в сторону

Присели

Встают, обнимаются

Вводная часть (мотивационный момент)

Игра : «Вопрос – ответ»

Какое время года? (осень)

Назовите три осенних месяца

Осень, какая?

Ребята, а как нам живется осенью?

Предполагаемые ответы детей:

Осень

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Яркая, веселая, грустная, дождливая, хмурая Весело, интересно, радостно

Звучит музыкальная заставка «Фильм, фильм».  

Воспитатель предлагает про эту замечательную жизнь снять кино.

Дети соглашаются.

1-й слайд На экране «Осень» Осень (взрослый) обращается к детям.

Здравствуйте!

 - Друзья мои, решим без споров.

Я режиссер, а вы актеры.

Ты костюмер и декоратор.

А ты наш главный оператор

А вас назначу очень скоро

 Ассистентом режиссера!

И так, закончим разговор,

Внимание, друзья, мотор!

Звучит музыкальная заставка, ребенок отбивает кадр «хлопушкой»

Кадр первый, дубль первый.

Основная часть

Проблемная ситуация:

На экране осенние чистоговорки.

Ребята, посмотрите, какие осенние чистоговорки вам приготовила Осень.  

Воспитатель вместе с детьми проговаривают чистоговорки.

Воспитатель вместе с детьми проговаривают чистоговорки.

2-й слайд

Шла-шла-шла – осень к нам уже пришла

3-й слайд

Ят-ят-ят – листья желтые летят

4-й слайд

Шат-шат-шат – листья осенью шуршат

5-й слайд

Чу-щу-чу-щу – овощи я поищу

6-й слайд

Чи-чи-щи – зонтик лучше поищи

7-й слайд

Шесть мышат в камышах шуршат.

Спасибо, дубль снят. И дело завершив, я объявляю трехминутный перерыв. Друзья мои, пока кино мы не снимаем, давайте в сказке побываем.

8-й слайд

Изображена изба на поляне.

В некотором царстве, в некотором государстве,

Жили-были Маша с Ваней

А в какой сказке жили, догадайтесь сами.

Гуси- лебеди

9-й слайд

Над домом пролетают гуси- лебеди.

Мама – Вот поехали их родители на базар

Чтобы купить разный товар

А Машеньке наказали: «Ты за Ваней гляди, никуда не уходи»

А что было дальше?

Наряжается один из детей бабой-ягой.

10-й слайд

Избушка на курьих ножках.

Забрали Ванюшку гуси-лебеди и принесли в избушку на курьих ножках, в которой жила Баба Яга. Надо Ванюшку спасать.

Физкульминутка/
динамическая пауза:

Динамическая пауза.

«Осенние листочки»

Давайте сейчас с помощью волшебства превратимся в осенние листики.

Мы – листочки,

Мы – листочки.

Мы – осенние листочки.

Мы – на веточки сидели

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок

Мы  присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Дети стоят свободно, руки вверх

Покачиваются

Разбегаются

Бегают, кружатся

Приседают

Бегают, кружатся

Приседают

11-й Слайд

Задание Бабы-Яги №1: «Составить про осень веселый рассказ»

На экране мнемотаблица.

Таблица №1 (веселая)

Дети стучат в избушку (ширма).

Из избушки выходит Баба Яга и предлагает выполнить задания, тогда она отдаст Ваню.

Веселый рассказ:

  1. Наступила долгожданная осень.
  2. Деревья меняют свою окраску.
  3. Иногда дует теплый осенний ветерок.
  4. Разноцветные листики кружатся и танцуют веселые танцы.
  5. Солнышко выглядывает из-за тучи и машет нам своими лучиками.
  6. Иногда идет теплый, добрый дождик.
  7. В осеннем лесу очень много грибов.
  8. Когда идет дождь, то я беру с собой разноцветный зонтик.

12-й Слайд

Задание Бабы-Яги №2: Составить про осень грустный рассказ

Таблица №2 (грустная)

Грустный рассказ:

  1. Наступила осень, деревья постепенно засыпают.
  2. Листья желтеют и опадают.
  3. Дуют осенние, холодные ветра.
  4. Солнышко тусклое, редко выглядывает и почти не греет.
  5. Часто моросят холодные осенние дожди.
  6. В лесу сыро и холодно.
  7. Кое где можно встретить грибы.
  8. Когда идет дождь, то я беру с собой зонтик, и он укрывает меня от холодного дождя.

Молодцы, ребята, справились с заданием, отдам я вам Ванюшку.

Музыкальная заставка «Фильм……»

Продолжаем снимать кино.

Воспитатель вместе с детьми подходит к домику. Около домика два солнышка грустное и веселое.

Кадр второй, дубль первый.

13-й слайд

Игра «Собери лучик» (на пол ставятся два солнышка – грустное и веселое, лучики разбросаны на полу, на лучиках напечатаны слова – признаки осени.

Посмотрите, ребята, лучики все разлетелись, давайте поможем солнышкам найти свои лучики. 

Дети подбирают соответствующие слова для грустного и веселого солнышка.

Грустные лучики – хмурая, холодная, тусклая, пасмурная, дождливая

Веселые лучики – цветная, солнечная, добрая, яркая, светлая

14-й слайд

Игра «Составь предложения»

Молодцы, помогли собрать лучики. Давайте с этими словами составим предложения.

Дети составляет предложения со словами, написанными   на лучиках.

Примерные ответы детей: Наступила холодная дождливая осень.

Осенью много теплых, солнечных дней.

Но солнце уже не такое яркое, как летом, а тусклое.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей

В зал входит «Осень».

Молодцы ребята, посмотрите, кто к нам пришел! (Входит Осень, здоровается с детьми)

15-й слайд

Видео - рисунки детей про осень

Наконец-то осень ты к нам пришла, мы так тебя ждали! Ребята, а за что мы любим осень?

Воспитатель предлагает детям вместе с Осенью сесть на ковер и посмотреть фильм «Осень золотая».

Осень дарит детям подарок- фрукты.

Примерные ответы детей: Мы любим осень за прогулки под дождем. Мы любим осень за теплые осенние солнечные дни. Мы любим осень за грибы в осеннем лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"

Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...

Методическая разработка плана-конспекта совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дерево доброты".

Цель занятия - воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивочти , желания помогать друг другу. Для лучшего восприятия материала использованы подвижные игры, дидактическе игры , слайды....

Методическая разработка. План - конспект утренней гимнастики смешанного типа. Образовательная область "физическая культура"

ЧастьМин. Содержание Дозировка Организационно-методические рекомендации1 часть3 мин....

Методическая разработка план-конспект занятия "Сказки осеннего леса"

Творческое занятие по лексической теме " Осень". Для детей 4-5 лет....

Методическая разработка. План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Через Музыку к Звёздам или Приключения Маленького Принца»

На примере данной работы показано использование элементов музыкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста....