Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности
методическая разработка
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razr.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности
(методическая разработка)
Воспитатель: Мелконян Ирина Владимировна
Период: 2020-2022гг.
Введение.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» (В.А. Сухомлинский).
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентации на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, эмоциональной отзывчивости.
Актуальность: целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, а так же формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков;
- обучение навыками работы с различными изобразительными материалами.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- развитие нравственных качеств (доброжелательность, умение общаться)
- развитие художественного вкуса;
- развитие усидчивости, целенаправленности.
Нетрадиционные художественно-графические техники,
применяемые с детьми раннего дошкольного возраста.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой (кубиком, игрушкой, др. предметом)
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом)
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Перспективный план работы
с детьми раннего возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности
Сентябрь | |||
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Задачи |
1 | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку и линии как средство выразительности. |
2 | «Веселые мухоморы» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. |
3 | «Рябинка» | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки и листочки. Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
Октябрь | |||
1 | «Ягодки и яблочки» | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины) | Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягодки и яблоки, рассыпанные на тарелке. |
2 | «Осенний лес» (коллективное рисование) | Рисование пальчиками | Совершенствовать умение детей рисовать пальчиком, создавать коллективную композицию, воспитывать интерес к рисованию. |
3 | «Желтые листья летят» | Рисование пальчиками | Учить рисовать листочки (примакиванием), развивать эстетическое восприятие. |
Ноябрь | |||
1 | «Моя любимая чашка» | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля. | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. |
2 | «Петушок» | Рисование ладошкой | Познакомить с техникой рисования ладошкой. Учить детей рисовать ладошкой путем прикладывания ее к листу бумаги. |
3 | «Покормим птичек» | Рисование ватной палочкой | Совершенствовать умение детей рисовать ватной палочкой, учить наносить точки на всю поверхность предмета. |
Декабрь | |||
1 | «Снежок» | Рисование пальчиками | Продолжать закреплять умение рисовать пальчиками. |
2 | «Снегирь» | Рисование ладошкой | Способствовать умение рисовать ладошкой, дорисовываем с помощью пальчика. |
3 | «Огоньки на елке» | Рисование штампами, ватной палочкой, пальчиками | Совершенствовать умение располагать огоньки определенного цвета на поверхности елки, закреплять навыки рисования пальчиком, ватными палочками, печатками. |
Январь | |||
1 | «Наряды для наших кукол» | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками, учить наносить отпечатки по всей поверхности предмета. |
2 | «Снегопад» | Рисование ватными палочкам | Совершенствовать умение детей рисовать ватной палочкой, развивать воображение, самостоятельность |
3 | «Снеговик» | Рисование жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать интерес к рисованию. |
Февраль | |||
1 | «Рукавички для мамы» | Рисование пальчиками или ватными палочками | Упражнять в рисовании пальчиками и ватными палочками. Закреплять умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. |
2 | «Снежинки» | Рисование по крупе . | Продолжать знакомить детей с техникой рисования по крупе, развивать творчество детей, мелкую моторику рук |
3 | «Бусы для куклы Кати» | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Воспитывать интерес, аккуратность |
Март | |||
1 | «Веточка мимозы» | Рисование пальчиками или ватными палочками | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, развивать чувства цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений и красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. |
2 | «Веселые матрешки» | Рисование ватными палочками | Совершенствовать умение рисовать ватной палочкой, развивать умение работать с гуашью, воспитывать эстетический вкус |
3 | «Букет тюльпанов» (коллективная работа) | Рисование ладошкой | Продолжать учить рисовать ладошкой, закреплять представление о цвете (желтый, красный, зеленый), учить радоваться полученному результату. |
Апрель | |||
1 | «Весна (Цветы и травка) | Рисование пальчиками и штампами из картофеля | Продолжать закреплять умение рисовать пальчиками, штампами, радоваться полученному результату |
2 | «Звездочки на небе» | Рисование пальчиками | Совершенствовать умение детей рисовать пальчиками, учить наносить точки на всю поверхность бумаги. |
3 | «Носит одуванчик желтый сарафанчик» | Рисование жесткой полусухой кистью | Продолжать учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Прививать аккуратность при работе с краской. |
Май | |||
1 | «Весенняя полянка» (коллективная работа) | Рисование пальчиками, тычком, ватными палочками, ладошками, штампами | Продолжать закреплять умение рисовать ладошкой, пальчиками, штампами, тычком, радоваться полученному результату, развивать творчество |
2 | «Бабочка» | Рисование пальчиком или ватной палочкой | Закрепить умение раскрашивать готовую картину, умение рисовать пальчиками или ватной палочкой, заполнять точками ограниченный контур |
3 | «Божья коровка» | Рисование пальчиками | Закреплять техники рисования пальчиками. Научить равномерно наносить точки |
План работы с родителями по теме
«Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в
нетрадиционной изобразительной деятельности»
№ п/п | Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
1 | «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» | Консультация для родителей в приемной | Сентябрь |
2 | «Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности» | Информация на сайте ДОУ | Октябрь |
3 | «Первые художественные опыты ребенка» | Проведение выставки совместного творчества детей и родителей | Ноябрь |
4 | «Нетрадиционные техники рисования» | Мастер-класс | Декабрь |
5 | «Как мы рисуем дома» | Обмен опытом на родительском собрании | Январь |
6 | «Эти удивительные картинки» | Буклеты-памятки | Февраль |
7 | «Творим вместе с мамой» | Рекомендации (наглядная информация в приемной) | Март |
8 | «Запретить или разрешить» | Советы-рекомендации | Апрель |
9 | «Наш вернисаж» | Итоговая выставка детских работ | Май |
План работы с педагогами по теме
«Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в
нетрадиционной изобразительной деятельности»
№ п/п | Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
1 | «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» | Консультация | Сентябрь |
2 | «Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности» | Семинар-практикум | Октябрь |
3 | «Педагогическая мастерская» | Совместная работа с музыкальным руководителем по подбору музыкального сопровождения к занятиям | Ноябрь |
4 | «Новый год стучится в дверь» | Мастер-класс по созданию открыток к Новому году с использованием нетрадиционных изобразительных техник | Декабрь |
5 | «В зимнем лесу» | Открытый просмотр НОД с применением ИКТ | Январь |
6 | «Эксперименты с художественными техниками» | Буклеты-памятки | Февраль |
7 | Презентация на тему: «Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьезберегающих технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста» | Выступление на педагогическом совете | Март |
8 | «Игры с художественными материалами» | Советы-рекомендации | Апрель |
9 | «Оптимизация детско-родительских отношений: опыт организации совместных творческих мероприятий» | Обмен опытом на педагогическом совете | Май |
Приложение
Консультация для педагогов (родителей) на тему:
«Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»
Я рисую – руки в краске,
Это мелочь для меня,
Я рисую яркой краской,
Посмотрит на меня.
В садике рисуем краской,
Ушки, носики и глазки,
Получаются мордашки
И детишки-замарашки.
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. И никогда не говорите, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.
Во время рисования можно столкнуться с тем, что малыши боятся рисовать. Им кажется, что у них ничего не получится, что они не умеют рисовать или просто не хотят пачкать свои ручки. Но со временем, глядя на сверстников, они потихоньку приобщаются к процессу. Начинать свою работу нужно с самых простых техник нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками, штампами, поролоном, клеевой кистью, только потом добавлять рисование пальчиками и ладошками. Ведь не все дети сразу могут обмакнуть свой пальчик в баночку с краской или полностью опустить ладошку в тарелочку с той же краской. Но прежде чем начать непосредственно рисовать, нужно ребенка заинтересовать этим. Поэтому при обучении детей раннего возраста можно использовать игру, стихи, потешки, загадки, обыгрывать сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, картинок; использовать пальчиковые и подвижные игры, музыкальные произведения. Дети быстро заинтересовываются процессом, и можно дольше удержать их внимание, а также настроить их на положительный мотив деятельности.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В группе раннего дошкольного возраста детей нужно поощрять. Учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) правой руки не слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение малышей рисованию нетрадиционными способами имеет важное значение, учитывая возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста, овладение различными умениями на разных возрастных этапах. Для нетрадиционного рисования необходимо использовать особенные технические приемы. В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). При этом взрослому необходимо сопровождать все действия словами одобрения. Малыши с удовольствием изучают возможности своей собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, заполнить их своими собственными штрихами, превратить в настоящие шедевры. В ходе работы с малышами используются различные приемы нетрадиционного рисования: пальчиками, ладошками, печатками (штампы от картофеля), печать по трафарету, оттиск смятой бумагой.
Нетрадиционные художественно-графические техники, используемые в
«Рисование пальчиком»: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Точечный рисунок»: ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.
«Оттиск печатками из пробки или ластика»: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Оттиск смятой бумагой»: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Темы для рисования могут быть следующие:
Рисуем пальчиками и ладошками - «Дождик кап-кап», «Листопад, листопад листья желтые летят», «Горох для петушка», «Каша в горшочке», «Шарики на елочке», «На деревья, на лужок, тихо падает снежок», «Хвост для петушка», «Вот какие у нас птички».
Рисование пальчиками.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета («Зернышки для петушка», «Осенние листья», «Укрась ёлочку» и др.). Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска определённого цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается водой.
Рисование мятой бумагой.
Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ватной палочкой.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Средства выразительности: точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета.
Оттиск печатками из картофеля.
С удовольствием ребята освоили технику рисования печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Овощи», «Веселые фигурки». Средства выразительности: пятно, цвет, силуэт.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы). Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого; цвета меняются и мисочка, и печатка.
Рисование губкой.
Увлекательна оказалась техника рисования губкой и техника рисования по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Список литературы
- Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.
- Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М.: Просвещение, 1974. - С. 12-25.
- Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. - М.: Просвещение, 2009. - 196 с.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Академия, 2010. - 284 с.
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Владос, 2011. - 672 с.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2009. - 192 с.
- Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
- Винарская Е. Н. Дизартрия. - М.: Изд-во АСТ, 2011. - 183 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Академический проект, 2010. - 474 с.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.
- Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53.
- Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. О.В. Акуловой, Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 528 с.
- Ильин Е.П. Психомоторика. - М.: Владос, 2010. - 326 с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973. - 228 с.
- Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2011. - 237 с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.
- Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2008. - 218 с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. - М.: Академический проект, 2010. - 453 с.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2009. - 264 с.
- Лурия A.Р. Письмo и рeчь: Нeйрoлингвистичeскoe изучeниe. - М.: Академия, 2012. - 346 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2012. - 593 с.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 108 с.
- Мoисeeвa Л.O пoдгoтoвкe руки к письму // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2012. - № 12. - С. 33-44.
- Нoвикoвa E.В. Кaк пoдгoтoвить руку рeбенкa к письму: кoмплeкс упрaжнeний для трeнингa мышц рук у дeтeй. - М.: Гнoм и Д, 2010. - 40 с.
- Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 401-404.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 304 с.
- Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - № 3. - С. 28-35
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета - Федеральный выпуск № 5125 от 5 марта 2010 г.
- Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С.60-61.
- Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Под ред. Т.И. Гризик и др.. - М.: Просвещение, 2013. - 141 с.
- Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.
- Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.
- Смирнов В.М. Физиология человека: учебник для вузов. - М.: Медицина, 2009. - 453 с.
- Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар на тему: "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности"
Семинар является заключительным отчётом о проведённой работе по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук у детей способству...
Проект "Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов".
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов. ...
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности.
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают...
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в нетрадиционной изобразительной деятельности...
Отчет по самообразованию «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
АктуальностьДвижения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...
Мастер класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» 2022г
laquo;«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возрастапосредством разных видов деятельности»»...