Формирование критического мышления детей в процессе исследовательской деятельности.
статья по коррекционной педагогике
Дошкольное воспитание и обучение создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном постоянно меняющемся мире.Использование стратегий критического мышления в дошкольном образовании может создать основу для последующего развития мышления детей, соответствующего современным требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование критического мышления детей в процессе исследовательской деятельности.
Дошкольное воспитание и обучение создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном постоянно меняющемся мире. Психолого-педагогические исследования, проведённые ведущими учёными и практиками, доказали, что именно дошкольный возраст является определяющим условием интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития человека. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира.
Для него впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы.
Ему помогают педагоги, родители.
Использование стратегий критического мышления в дошкольном образовании может создать основу для последующего развития мышления детей, соответствующего современным требованиям.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого.
Критически мыслящий человек задается вопросами:
· Что я знаю?
· Что я узнал нового?
· Как изменились мои знания?
· Что я буду с этим делать?
Идеальное критическое мышление человека обычно связано:
- с любознательностью;
- хорошей осведомленностью;
- причиной доверия;
- справедливостью в оценке;
- честностью в столкновении с личными предубеждениями;
- благоразумием в суждениях;
- желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы;
- тщательностью в поиске нужной информации;
- разумностью в выборе критериев.
А если не развивать критическое мышление?
Раньше существовал такой стереотип: послушный ребенок не спорит со старшими. Во многих семьях данный стереотип жив и по сей день: "Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят". Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью. Нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье.
А вот когда у ребенка нет желания познать истину — это плохо.
Таким детям очень сложно приспособиться к требованиям большинства новых учебных программ, поскольку критическое мышление становится все более важной частью каждой из них. Даже к младшим школьникам требования высоки. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать. Нужно уметь решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту.
Если мы хотим, чтобы наши дети были по-настоящему готовы к школе, начните развивать у них критическое мышление как можно раньше.
Есть некоторые установки, с которыми надо работать:
-передать ответственность ребёнку, прося его о помощи в решении какой-либо проблемы, и показать, что проблема-это хорошо;
-голос должен быть низким, чтобы ребёнок услышал вас;
-важно, чтобы ребёнок никуда не торопился, так как думать- значит быть терпеливым;
-научить ребёнка ждать окончания вопроса, прежде чем отвечать;
-научить концентрироваться на происходящем;
-ребёнок должен правильно формулировать вопрос, чтобы окружающие его понимали;
-умение высказывать своё мнение: каждый имеет право на идею, право высказывать её;
-педагог делает то же самое, что и дети, чтобы не было противоречий. Например, мы становимся детьми и задаём много вопросов. (Поначалу дети удивляются, так как раньше им столько вопросов не задавали. Это может вызвать раздражение у ребёнка, и это хорошо, значит он думает);
-важно, чтобы в группе дети задавали вопросы не только педагогу, но и друг другу. Здесь работает коллективное сознание. Надо слушать и обсуждать мнение остальных.
Для уточнения, все ли дети включены в образовательный процесс, достаточно сказать одну фразу и спросить: "Кто понял? Кто не понял?" Если вы видите, что кто-то не поднял руку, нужно задать ему вопрос: "Почему ты не поднял руку? Здесь мы видим ход мысли ребёнка и выходим на то, чтобы все подняли руку. Если не получается, повторяем снова.
Критическое мышление детей в процессе исследовательской деятельности. Дошкольники -прирождённые исследователи. Им интересно всё.
И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на достижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Например: как из квадрата сделать треугольник.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Умения и навыки критического мышления в процессе исследовательской деятельности, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры у детей в процессе исследовательской деятельности.
Статья о том, как организовать исследовательскую работу в ДОУ с детьми, педагогами и родителями....
Отчет по самообразованию педагога на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе исследовательской деятельности».
Педагог выбрал эту тему, потому чтоу детей всё чаще наблюдается интеллектуальная пассивность, ограниченность познавательных интересов. А ФГОС ДО предлагает развиватьв детях познавательный интере...
«Развитие логического мышления детей в процессе игровой деятельности».
мПояснительная запискаСловесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логичес...
Консультация для воспитателей "Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой".
Дети дошкольного возраста стремятся к познавательной деятельности. В детском саду созданы все условия для формирования положительных качеств личности. Логическое мышление формируется в процессе ...
«Развитие критического мышления через технологию поисково - исследовательской деятельности»
Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оцениванию, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, эксперимента, размышления или рассужден...
Родительский клуб "Повышение речевой активности детей в процессе исследовательской деятельности"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 фактический адрес: 142701, Московская область,Ленинский г. о., г. Видное, пр-д Жуковск...
Конспект родительского клуба: «Повышение речевой активности детей в процессе исследовательской деятельности»
Конспект проведения родительского клуба в старшей группе компенсирующей направленности...