Рабочая программа по игровой деятельности
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Пояснительная записка
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий ля игровой деятельности , позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации воспитательного процесса.
-учебно-методического комплекта Примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой /
-Программы дошкольных образовательных организаций компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е..А. Стребелевой
Цель:
- Создание условий для развития игровой деятельности детей,
- Развивать у детей интерес к различным видам игр,
- Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное),
Задачи:
- Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.
- Активное включение родителей в коррекционно-педагогический _ процесс.
- Развивать самостоятельность, инициативность, творчество, навыки саморегуляции;
- Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации
Практическая значимость:
Предлагаемые методы, психолого-педагогического изучения и рекомендации по игротерапевтическому сопровождению, развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, могут быть использованы в дошкольных специальных учреждениях, в различных центрах социальной защиты при реабилитационной работе с детьми с различными видами нарушений развития.
Психолого – педагогические условия реализации программы.
Эффективность развития предметно-познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будет зависеть:
• от целенаправленного использования системы форм и методов игротерапии, реализация которой будет :
• от обеспечения психолого-педагогической поддержки индивидуальных интересов и особенностей детей;
• от учета особенностей нарушений и ведущих линий развития детей с опорой на «зону ближайшего развития».
• от создания предметно-развивающей среды для реализации программы игротерапии.
Методическая основа коррекционно-развивающего обучения и воспитания в игре:
- Личностно-ориентированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками. Личность ребенка, его эмоциональное состояние,с учетом закономерностей созревания детского организма, знание его психофизиологических особенностей.
- . Развитие интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих и игровых достижениях каждого ребенка
- . Развитие активности, игровых навыков, формирование мотивации преодоления физической и психической неполноценности с ориентацией на самовоспитание.
- Постоянное создание "ситуации успеха". Радость и успех необходимы детям с особыми возможностями здоровья гораздо в большей степени, чем другим нашим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями, и поддержать их может только чувство радости и удовлетворен
- Содержание программы:
Выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям игровых задач — постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию. Задачи воспитания и обучения разделены на возрастные периоды. Психическое развитие ребёнка с ОВЗ, как правило, не соответствует его паспортному возрасту. Задачи обучения и воспитания, предусмотренные стандартом образования, распределены по этапам обучения. После выявления уровня психического развития ребёнка, определяется его индивидуальный образовательный маршрут, начиная с того периода, которому он соответствует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111.docx | 57.29 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР Директор МАУО «Надежда»
Л.А.Зайцева Н.Ф.Буханова
_________________ _________________
«__»_________ 20__ г. «__» ________ 20___г.
Рабочая программа по игровой деятельности
по реализации основной образовательной программы
муниципального автономного специального (коррекционного)
образовательного учреждения для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VI вида «Надежда»
на 2017 – 2021 учебный год
Составила: воспитатель Макарова Наталья Александровна.
Пояснительная записка
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий ля игровой деятельности , позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации воспитательного процесса.
-учебно-методического комплекта Примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой /
-Программы дошкольных образовательных организаций компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е..А. Стребелевой
Цель:
- Создание условий для развития игровой деятельности детей,
- Развивать у детей интерес к различным видам игр,
- Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное),
Задачи:
- Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.
- Активное включение родителей в коррекционно-педагогический _ процесс.
- Развивать самостоятельность, инициативность, творчество, навыки саморегуляции;
- Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации
Практическая значимость:
Предлагаемые методы, психолого-педагогического изучения и рекомендации по игротерапевтическому сопровождению, развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, могут быть использованы в дошкольных специальных учреждениях, в различных центрах социальной защиты при реабилитационной работе с детьми с различными видами нарушений развития.
Психолого – педагогические условия реализации программы.
Эффективность развития предметно-познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будет зависеть:
• от целенаправленного использования системы форм и методов игротерапии, реализация которой будет :
• от обеспечения психолого-педагогической поддержки индивидуальных интересов и особенностей детей;
• от учета особенностей нарушений и ведущих линий развития детей с опорой на «зону ближайшего развития».
• от создания предметно-развивающей среды для реализации программы игротерапии.
Методическая основа коррекционно-развивающего обучения и воспитания в игре:
- Личностно-ориентированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками. Личность ребенка, его эмоциональное состояние,с учетом закономерностей созревания детского организма, знание его психофизиологических особенностей.
- . Развитие интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих и игровых достижениях каждого ребенка
- . Развитие активности, игровых навыков, формирование мотивации преодоления физической и психической неполноценности с ориентацией на самовоспитание.
- Постоянное создание "ситуации успеха". Радость и успех необходимы детям с особыми возможностями здоровья гораздо в большей степени, чем другим нашим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями, и поддержать их может только чувство радости и удовлетворен
- Содержание программы:
Выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям игровых задач — постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию. Задачи воспитания и обучения разделены на возрастные периоды. Психическое развитие ребёнка с ОВЗ, как правило, не соответствует его паспортному возрасту. Задачи обучения и воспитания, предусмотренные стандартом образования, распределены по этапам обучения. После выявления уровня психического развития ребёнка, определяется его индивидуальный образовательный маршрут, начиная с того периода, которому он соответствует.
Принципы обучения. Кроме общепедагогических принципов применяются и специальные принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип | Его сущность | Методы реализации |
Мотивации | Наличие побуждения, стремления ребёнка к деятельности, к достижению поставленной цели | А) педагог даёт чёткие, понятные инструкции; Б) предлагает познавательные задачи, проблемные задания, активизирующие предметно- познавательную деятельность; В) аргументированная оценка, похвала, поощрение. |
Продуктивной обработки информации | Включение в занятия заданий и упражнений, предусматривающих обработку учебной информации разными анализаторами ребёнка. | А) интенсивное включение в работу анализаторов каждого ребёнка; Б) предоставление детям возможности перенести только что показанный способ обработки информации на своё индивидуальное задание; В) поэтапная, дозированная помощь педагога. |
Развития и коррекции высших психических функций | Включение в занятия заданий и упражнений на развитие или коррекцию высших психических функций. | А) педагог должен определить на развитие какого конкретно психического процесса будет направлена коррекционная работа на данном занятии; Б) подбирать задания с опорой на несколько анализаторов с учетом индивидуальных возможностей. |
Динамичности восприятия | Задания даются постепенно по степени нарастающей сложности. | А) задания даются по степени нарастающей трудности; Б) включение заданий, предполагающих смену доминантного анализатора; В) закрепление учебного материала в различных видах деятельности: трудовой, игровой, познавательной.
|
Классификация игр.
Игры | Базовая программа | Национально – региональный компонент | Компонент ДОУ |
Творческие:
| Самостоятельное создание на основе разнообразных впечатлений новых сюжетов, придумывание новых ролей и игровых действий. Творческое создание разных игровых образов. Придумывание новых вариантов игр. | Разыгрывание литературных произведений (сказок, потешек и т.д.). Знакомство с различным материалом через игры – экспериментирование. Отражение тематики родного края в режиссерских и строительных играх. | Развитие мышления, воображения, выразительности. Умение согласовывать свои действия с другими. |
Дидактические:
| Сознательное принятие игровой задачи, выполнение игровых действий по правилам, правильная результативность игр. Контроль за действиями играющих, исправление ошибок. | Национальные игры. Игры, направленные на знакомство с природным и рукотворным миром РТ. | Игры экономического содержания. Придумывания новых вариантов книг. |
Классификация игр детей раннего и старшего дошкольного возраста.
Игры | Возрастная адресованность (годы жизни детей) | ||||||||
Классы | Виды | Подвиды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Игры-экспериментирования | С животными и людьми |
|
|
|
| + | + | + | |
С природными материалом |
|
+ | + | + | + | + | + | ||
Общения с людьми | + | + | + | + | + | + | + | ||
Со специальными игрушками для экспериментирования | + | + | + | + | + | + | + | ||
Сюжетные самодеятельные игры | Сюжетно -отобразительные |
| + | + |
|
|
|
| |
Сюжетно - ролевые |
|
|
| + | + | + | + | ||
Режиссерские |
|
|
| + | + | + | |||
Театрализованные |
| + | + | + | + | + | + | ||
Игры, связанные с исходной инициативой взрослого | Обучающие игры | Автодидактические | + | + | + | + | + | + |
|
Сюжетно - дидактические |
| + | + | + | + | + |
| ||
Подвижные |
| + | + | + | + | + | + | ||
Музыкальные |
| + | + | + | + | + | + | ||
Предметно- дидактические |
|
| + | + | + | + | + | ||
Досуговые игры | Интеллектуальные |
|
|
|
| + | + | + | |
Забавы |
| + | + | + | + | + | + | ||
Развлечения |
|
| + | + | + | + | + | ||
Театральные |
|
|
| + | + | + | + | ||
Празднично-карнавальные |
|
| + | + | + | + | + | ||
Компьютерные |
|
|
| + | + | + | + | ||
Семейные |
|
| + | + | + | + | + | ||
Сезонные |
|
| + | + | + | + | + | ||
Тренинговые игры | Интеллектуальные |
|
|
|
| + | + | + | |
Сенсомоторные | + | + | + | + | + | + | + | ||
Адаптивные |
|
| + | + | + | + | + | ||
Тихие | + | + | + | + | + | + | + | ||
Забавляющие | + | + | + | + | + | + | + |
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Воспитанник должен | Базовая программа | Национально – региональный компонент | Компонент ДОУ |
знать | Творческие и дидактические игры и их правил. | Несколько народных игр. | Считалки, прибаутки, потешки. |
иметь представления | О структуре игры (знакомство с правилами, распределение ролей и т. д.) | Об обычаях и традициях для их обыгрывания, об уникальности родного края. |
|
уметь | Объяснять содержание и правила игры, договориться об общем игровом содержании. Исполнять роль в соответствии с игровым образом. Доводить игру до конца. | Использовать в играх ряженье. | Придумывать новые варианты игр, действуя по аналогии и творчески. |
Принципы руководства сюжетно-ролевой игрой:
Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований:
- действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления;
- наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений;
- игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно,
она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться; - необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, педагог должен играть вместе с ними.
- На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.
- На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Руководя сюжетно-ролевой игрой, педагог должен помнить:
- об обязательном общении с детьми: диалогическом общении, полилогическом общении, предполагающем диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающем полифоничное слуховое восприятие;
- создание проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.
Немаловажно способствовать развитию игры, используя прямые (предполагают «вмешательство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельностью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятельности) воздействия на игру и играющих.
Содержание программы.
Основные цели и задачи | Дидактические игры | Сюжетно-ролевые игры | Театрализованные игры | Подвижные игры | |||
I младшая группа 2-3 года | Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырёх частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Тёплый-холодный», «Лёгкий-тяжёлый» и т. п.); мелкой моторики рук (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой, и т. д.) | Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых сюжетной канвой. содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Развивать предпосылки творчества. | Пробуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор). Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природой), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм). Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками. Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых). | Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание). | |||
II младшая группа 3-4 года | Развивать активность детей в двигательной деятельности. Организовывать игры со всеми детьми группы. Поощрять игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами; игры, в которых развиваются навыки лазания, ползания; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений. | Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов); собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определённой последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.). В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила. | Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных сюжетных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофёр – пассажир, мама – дочка, врач - больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счёт использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу, лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
| ||||
Средняя группа 4-5 лет | Продолжать развивать двигательную активность; ловкость, быстроту. пространственную ориентировку. воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений). | Учить играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»). Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»). | Продолжать с детьми работу по развитию и обогащению сюжетов игр, используя косвенные методы руководства; подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2-3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в разных направлениях и др.). Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей. расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счёт осмысления профессиональной деятельности взрослых. | ||||
Старшая группа 5-6 лет | Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми. Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками. | Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-3 человека; учить выполнять правила игры. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку). Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.). Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях. | Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т.д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских объединений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. Учить усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования игровых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения и новых игр и их развития. Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях. Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведённое для них место. | ||||
Подготовительная к школе группа 6-7 лет | |||||||
Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры. Проводить игры с элементами соревнования, способствующие развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости ), координации движений, умения ориентироваться в пространстве. Учить справедливо оценивать результаты игры. Развивать интерес к спортивным (бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол) и народным играм. | Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Привлекать детей к некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т.д.). Развивать и закреплять сенсорные способности. Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности. | Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок). Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах. Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. |
Календарно – тематический план.
Тематический цикл | Дидактические игры | Сюжетно – ролевые игры | Строительные игры | Театральные игры | Подвижные игры |
Фрукты. | Ботаническое лото. Сложи картинку. Чего не стало. Угадай чей голосок. | Наш дом. | Мы – строители. | Угадай, кто я? | Угадай-ка. Садовник. |
Овощи. | Собери цветок. Что изменилось? Повторяй за мной. Свой, чужой, знакомый. | Овощная ярмарка. | Автодорога. | Драматизация “Репка”. | Сторож и зайцы. В огороде у ребяток. Пугало. |
Игрушки. | Назови ласково. Да – нетки. Подскажи Петрушке звук. Листик. | Магазин игрушек. | Машины. | Кукольный театр. “Заяц – хваста”. | Соберитесь у мячей. Хочешь с нами поиграть? Кто скорей возьмет игрушку? |
Осень. | С какой ветки детки. Назови признаки. Геометрическое лото. Рассеянный художник. | Детский сад. | Поделки по образцу. | Рассказывание стихотворений от лица персонажа. | Ветерок. Солнце, дождик, ветер. Шишки, желуди, орехи. |
Ориентировка времени. | Круглый год. Что сначала, что потом. Один - много. Сложи узор. Когда это бывает. | Семья. | Гараж. | Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем. | День – ночь. Хитрая лиса. |
Домашние животные. | Узнай по описанию. Где моя мама. Собери семью. Силуэты. Общее – разное. | Больница для животных. | Жилье для животных (из мелкого конструктора). | Пальчиковый театр. “Теремок. | Барашек. Вокруг домика хожу. |
Дикие животные | Чей, чьё, чья. Исключи картинку. Поиграй, подумай, подбери. Танграм. | Почта. | Зимовье. | Театр топотушек. “Расскажи о своем герое”. | Хитрая лиса. Назови зверя. Третий лишний. |
Домашние птицы. | Зоологическое лото. Что лишнее? Кто голос подает. Летает - не летает? Сложи узор. | Магазин. | Птичий двор. | Пальчиковый театр. “Разговор птиц”. | Ласточка. Гори ясно. Уточка и селезень. |
Перелетные птицы. | Зоологическое лото. Что лишнее? Кто голос подает. Летает - не летает? Сложи узор. | Магазин. | Птичий двор. | Пальчиковый театр. “Разговор птиц”. | Ласточка. Гори ясно. Уточка и селезень. |
Транспорт | Собери машину. Кто едет в грузовике? Транспорт. Что лишнее? | Я- шофер, Мы идем в гости. | Строим дорогу. | Мы едем,едем,едем. | Поезд. Цветные автомобили Воробушки и автомобиль. Светофор. |
зима | Когда это бывает? Времена года. Чей, чья, чьё? | Прогулка в лес. Кто у нас живет? | Строим башню. | Волк и семеро козлят. Колобок. | Снежки. Кто самый меткий. Кольцеброс. |
Посуда | Четвертый .. Мы готовить учились. Что на кухне у мамы. Наша посуда. | Повар. Сервируем стол. | Магазин. | Лиса и журавль. Колобок. | Кто быстрее? Прыгаем, бегаем. |
Продукты питания | Овощи и фрукты. Лото «Из чего мы приготовим». Вкладыши «Продукты» | Повар. Сервируем стол. | На обеде у куклы Маши. | Лиса и журавль. Колобок | Хищник-добыча. Шалтай - болтай.. |
Рыбы | Лото «Морские обитатели» Кто в домике живет? Кубики «Морские обитатели». Рыбалка. | Колобок. | Строим корабль. | Кот, петух и лиса. | Ловись рыбка. Море волнуется раз.. |
Дома. Город, деревня. Республика | Большой и маленький. Строим дом для Маши. Кто в домике живет? | Теремок | Достанем для Мишки кубики из коробки | Театр «би-ба-бо» Теремок. | Птички и кот. Догони мяч. |
Наша армия. | Подбери картинку. Истории в картинках. Волшебный коврик. Дополни узор. | Я- шофер, | Гараж. | Расскажи о своем герое. | Пузырь. Кот и мыши. Кто быстрее? |
Мебель. | Сложи картинку. Чего не стало. Инструменты | Заюшкина избушка | Мебель | Театр «би-ба-бо» Заюшкина избушка. | Птицы в гнездышка. Ловишки. |
Семья. Мамин праздник | Куличики. Липучки. Собери цветок. Что изменилось? | Мы идем в гости. | На обеде у куклы Маши. | Заюшкина избушка. | Птицы и лиса. Солнышко и дождь. |
Гигиена. Части тела | Помоги малышам. Предметы и контуры. Волшебная мозаика. Части тела. | В гости к мише. | Дом для Миши. | Девочка чумазая | У медведя во бору. Поезд. Самолеты. |
Весна. | Времена года. Кто веселее? Угадай, что спрятано. | Детский сад. | Поезд. | Драматизация сказки «Снегурочка» | Солнышко и дождик. Охотники и звери. |
Лес. Деревья и кустарники. | Домино. Лото «деревья и кустарники». Что лишнее? | Три медведя. | Дорога через лес. | Театр «би-ба-бо» Три медведя. | Бегите к флажку. Лиса и зайцы. Беги к березе… |
Грибы. | Домино. Лото «Грибы.» Соберем грибы в корзинку. | Мы идем в гости. | Мы строители. | Театр игрушек Хитрая лиса. | Пузырь. Кот и мыши. |
Цветы. | Домино. Лото «Цветы» Соберем цветы в букет. | Больница. | Кубики в коробке. | Бабочка. | Кто самый меткий. Пчелки и цветы. Салки и скакалки. |
Насекомые. | Домино. Лото «Насекомые» Кому что нужно? | Парикмахерская. | Паровоз. | Колобок. | Пчелки и цветы. Где мы были мы не скажем, а что делали покажем. |
Лето. | Собери картинку. Музыкальные инструменты. Один-много. Что кому надо для работы. | Парикмахерская. | Машина с кубиками. | Три поросенка. | Хочешь с нами поиграть? Кто скорей возьмет игрушку? Солнышко и дождик. |
Планируемые результаты
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по игровой деятельности (образовательная область "Социализация")
Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.Настоящая рабочая прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет)
Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы включает три раздела: рисование, лепка и аппликация. Темы занятий расписаны на каждый месяц с датами их...
Рабочая программа по организации деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа общеобразовательной направленности, разработанная на основе образовательной программы МАДОУ.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по организации деятельности педагога с детьми 4-5 лет средняя группа общеобразовательной направленности, разработанная на основе образовательной программы МАДОУ.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программа по организации деятельности педагога с детьми 6-7 лет подготовительная группа общеразвивающей направленности, разработанная на основе образовательной программы МАДОУ.
в данной разработке представлено планирование на учебный год для работы в подготовительной группе на основе программы "От рождения до школы" Вераксы....
Рабочая программа по игровой деятельности «Учимся играя»
программа доп образования...
Рабочая программа по игровой деятельности «Учимся играя» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (для детей дошкольного возраста 4-7 лет)
Рабочая программа по игровой деятельности «Учимся играя»Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»(для детей дошкольного возраста 4-7 лет)...