программа "Радуга настроений"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Белова Светлана Филатовна

Программа по развитию эмоциональной сферы для старшего дошкольного возраста. Взаимодействие музыкального руководителя и педагога - психолога. Разработан цикл совместных занятий для детей с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАДУГА НАСТРОЕНИЙ

Программа по развитию эмоциональной сферы

для старшего дошкольного возраста

(взаимодействие с психологом ДОУ и родителями старшей группы)

        Основные цели программы: ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь им прожить определенные эмоциональные состояния и дать словесные наименования, научить способам саморегуляции негативных проявлений и пониманию эмоционального выражения другими людьми.

        Новизна программы заключается в интегрированном педагогическом подходе к данной проблеме. Педагог -  психолог и музыкальный руководитель  детского сада совместно составляют и проводят увлекательные занятия - беседы. На каждом занятии звучит живая музыка, которая способствует более глубокому эмоциональному воздействию на психику детей, чем слово. На занятиях дети учатся не только дифферецировать разнообразные эмоциональные состояния с помощью карточек и иллюстраций, но также соответствующим образом двигаться под музыку и петь, осознавая эмоциональное содержание песен.

        Педагогическая целесообразность программы

Программа включает цикл интегрированных занятий.

Задачи в соответствии с ФГОС дошкольного образования по направлениям.

Художественно - эстетическое развитие:

        развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать музыкально - эстетические представления.

Социально - коммуникативное развитие:

        учить определять и называть свое эмоциональное состояние, рассказывать о своем настроении, взаимодействовать в детском коллективе, формировать представления о добре, зле, жадности, лени, щедрости, капризности, умение оценивать свое поведение.

Речевое развитие:

        развивать образность речи, расширять словарный запас.

Познавательное развитие:

        развивать память, мышление, воображение, восприятие.

Физическое развитие:

        укреплять физическую форму детей, овладевать двигательными навыками, развивать мелкую и крупную моторику, ловкость и быстроту реакции.

        Отличительные особенности программы

        Доброжелательная психологическая атмосфера и ощущение каждым ребенком своей значимости. Приветствуется присутствие родителей, которые являются не просто сторонними наблюдателями, а непосредственно участниками процесса. Дети, родители и педагоги размещаются на полу на специальных подушечках, что создает неформальную уютную обстановку, располагающую к доверительной беседе. Стулья принципиально не используются.

        Занятия имеют определенную структуру

        Каждая встреча начинается с ритуала индивидуального приветствия участников группы.

        Следующим этапом является теоретическая часть, где дети знакомятся или закрепляют какое - то эмоциональное состояние. Знакомство с новой эмоцией происходит через беседу, рассказ и обязательно через слушание музыки.

        Одним из самых важных этапов занятия авторы программы считают рефлексию, где дети высказывают свои мысли по поводу пережитой эмоции, вспоминают из своего жизненного опыта, случалось ли им переживать данную эмоцию или наблюдать ее у других людей, изображают ее при помощи мимики, пантомимики и изобразительных приемов.

        Одним из обязательных этапов занятия являются музыкально - коммуникативные игры, воздействующие на сплочение детского коллектива.

        Заключительным этапом является релаксация, способствующая снятию накопившегося за день эмоционального напряжения и возможного перевозбуждения, приобретенного во время занятия.

        На занятиях приняты поведения, которые вводятся на первой встрече и действуют на протяжении всего цикла.

Нельзя:

перебивать друг друга;

высмеивать мнение участников  группы;

отказываться от партнера.

        Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся с сентября по май, 1 раз в месяц, то есть 9 раз.

        Методы и формы занятий

Групповые занятия. Основная форма работы - групповые детско - родительские занятия по 30 мин.

        Методы

На занятиях используются различные методы

        игровые - музыкально - коммуникативные, дидактические, подвижные

        наглядные - рассматривание иллюстраций, картинок

        словесные - беседа, использование художественного слова, показ педагога, указания, пояснения

        практические - пение, игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку, слушание музыки, музыкально - коммуникативная игра, речевая игра, пальчиковая игра, релаксация, рисование

        Ожидаемые результаты обучения

        Критерии эффективности проводимой коррекционно - развивающей работы с детьми может служить:

        исчезновение в поведении детей агрессивных тенденций и появление доброжелательного отношения к окружающим

        преобладание положительных эмоций

        способность контролировать нежелательные эмоции

Подведение итогов реализации программы по развитию эмоциональной сферы "Радуга настроений" осуществляется через итоговую диагностику в конце учебного года.

        Методическое обеспечение программы

набор иллюстраций "Наши чувства и эмоции"

детские музыкальные инструменты

демонстрационный материал по темам

игрушки би-ба-бо, набор игрушек для пальчикового театра

напольные подушки по количеству детей

альбом с иллюстрациями и фотографиями "Радуга настроений"

наборы карточек с пиктограммами (5 наборов)

альбомы для рисования, цветные карандаши, краски, ножницы по количеству детей

домик с замочками и ключиком

домик примирения

        Литература

1. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

2. Семенова С.И. Уроки добра. Коррекционно - развивающая программа для детей 5-7 лет.

3. Коновалова С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно - развивающих занятий и психологических тренингов. Картиный материал.

4. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.

РАДУГА НАСТРОЕНИЙ

Содержание программы по развитию

эмоциональной сферы для детей старшего возраста

Тема

      Программное содержание

1

"Какие бывают эмоции" (введение в программу)

Цель: познакомить детей с разнообразными эмоциями

Задачи:

- познакомить детей с понятиями "эмоция", "пиктограмма";

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

-  учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих радость;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать радость при помощи мимики и пантомимики.

Методическое обеспечение. Слушание музыки "Полька дошколят" Д.Л. Львова - Компанейца, "Новая кукла" П. И. Чайковского; дидактические игры "Найди нужную пиктограмму", "Найди нужную эмоцию"; упражнение на развитие мимики и пантомимики; музыкально - коммуникативная игра "Цветные шнурочки", релаксация "Солнечный зайчик"

2

"Радость"

Цель: продолжать знакомить детей с эмоцией "радость"

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих радость;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать радость при помощи мимики и пантомимики;

- учить выбирать из разнообразной по эмоциональному состоянию радостную музыку.

Методическое обеспечение. Слушание музыки "Болезнь куклы" П.И. Чайковского,  "Полька дошколят" Д.Л. Львова - Компанейца,

"Лебедь" К. Сен - Санса, "Новая кукла" П.И. Чайковского; упражнение на развитие мимики и пантомимики;  парный танец "Веселые ребята" муз. АЭ. Спадавеккиа, релаксация "Воздушные шарики"

3

"Грусть"

Цель: познакомить детей с эмоцией "грусть"

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих грусть;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать грусть при помощи мимики и пантомимики;

- развивать чувство эмпатии;

- учить способам улучшения грустного настроения.

Методическое обеспечение. Слушание музыки "Болезнь куклы" П.И. Чайковского,  пение песни "Детский сад" А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной; рисование; упражнение на развитие мимики, релаксация "Лесная полянка"; игра "Добрый мячик".

4

"Грусть"

Цель: продолжать знакомить детей с эмоцией "грусть".

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих грусть;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- развивать чувство эмпатии;

- учить способам улучшения грустного настроения.

Методическое обеспечение. Слушание музыки "Болезнь куклы" П.И. Чайковского; инсценировка сказки "Заюшкина избушка" при помощи пальчикового театра; релаксация "Необычная радуга"

5

"Злость (сердитость)"

Цель: познакомить детей с эмоцией "сердитость".

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих злость;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать сердитость при помощи мимики и пантомимики;

- учить способам перестать сердиться.

Методическое обеспечение. Слушание музыки К. С.Хачатуряна "Марш сеньора Помидора"; упражнение на развитие мимики и пантомимики; дидактические игры "Найди нужную пиктограмму", "Найди нужную эмоцию"; релаксация "Рыбки"

6

"Страх"

Цель: познакомить детей с эмоцией "страх".

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих страх;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать страх при помощи мимики и пантомимики;

- учить способам преодоления страха;

- развивать эмпатию, умение сопереживать.

Методическое обеспечение. Слушание музыки П. И. Чайковского "Баба - яга", М. П. Мусоргского "Баба -яга"; дидактическая игра "Найди страшный персонаж"; рисование; знакомство со способами избавления от страха; танец "Бабка - ежка - костяная ножка"; релаксация "На море".

7

"Удивление"

Цель: познакомить детей с эмоцией "удивление".

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих удивление;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать удивление при помощи мимики и пантомимики;

- учить способам перестать удивляться;

Методическое обеспечение. Слушание музыки, упражнение на развитие мимики и пантомимики; упражнение на развитие мимики и пантомимики; дидактические игры "Найди нужную пиктограмму", "Найди нужную эмоцию"; релаксация "Рыбки"

8

"Стыд"

Цель: познакомить детей с эмоцией "стыд".

Задачи:

- учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей;

- учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих стыд;

- развивать умение эмоционально воспринимать музыку:

- учить изображать стыд при помощи мимики и пантомимики;

9

"Какие бывают эмоции" (итоговое мероприятие)

Цель: уточнить знания детейо разнообразных эмоциях.

Задачи:

- закрепление понимания своего эмоционального состояния и других людей;

- закрепления умения эмоционально воспринимать музыку;

- изображение с помощью мимики и пантомимики разных эмоций людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

26 способов поднять настроение или анти-тучки

Душевная погода бывает разной: теплой и солнечной,  с легким морским бризом, а иногда появляются  облачка и даже тучки.  И сегодня  давайте  подумаем над способами и вариантам...

Занятие "Путешествие в страну "Настроение""

Занятие для детей подготовительной группы на развитие вербального и невербального общения....

Психокоррекционная программа "Настроение" для детей 5-7лет

Психокоррекционная программа «Настроение» продиктована жизненной необходимостью, поскольку дети, поступающие в первый класс, зачастую бывают психологически не готовы к этому важному этапу жизни. Занят...

Занятия по программе "Настроение".21занятие

Занятия по психокоррекционной программе «Настроение» будут полезны для детей с поведенческими проблемами, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной...

Перспективный план занятий к программе "Настроение" по психокоррекции

Мною разработано перспективное планирование по реализации программы на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время  проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические при...

Тренинг хорошего настроения " Цветное настроение"

Материал  тренинга будет полезен  воспитателям и педагогам - психолагам ДОУ. Тренинг  направлен на коррекцию  и стабилизацию эмоционального состояния детей. Игру " Цветок настоения...

Тема: «Хорошее настроение» Цель: Поднять настроение детям и родителям, вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство сопереживания.

Задачи:     Продолжить знакомство друг с другом. Создать атмосферу радости добра, взаимопонимания.Формирование культуры умственного труда, речевой культуры. Создать положительный э...