Эмоциональный интеллект
методическая разработка по коррекционной педагогике
коммунникация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа развития эмоционнального интеллекта "Белая зебра" | 65.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития эмоционального интеллекта
рассчитана на детей 5-7 лет
« Белая зебра»
(срок реализации 1 учебный год)
Автор-составитель:
педагог-психолог
Ермакова Марина Михеевна
Содержание
1. Целевой раздел………………………………………………………………4
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………5
1.2 Методологическое обоснование программы…………………………….6
1.3 Цели и задачи программы…………………………………………………8
1.4 Блоки программы…………………………………………………………..9
1.3 Принципы построения взаимодействия с детьми………………………..10
1.4 Принципы построения взаимодействия с родителями и педагогами…..11
2. Содержательный раздел……………………………………………………..11
2.1 Методическое обеспечение программы…………………………………..11
2.2 Тематический план занятий с детьми……………………………………..24
2.3 Тематический план работы с педагогами…………………………………25
2.4 Тематический план работы с родителями………………………………...27
2.5 Условия реализации программы…………………………………………..28
3. Результативный раздел………………………………………………………29
3.1 Планируемые результаты реализации программы………………………..29
3.2 Мониторинг развития эмоционального интеллекта дошкольников……..31
4. Приложение
4.1 Методика оценки сформированности эмоциональной компетенции осознания своего эмоционального состояния детей 5-7 лет «Что, если?»
4.2. Анкета «Тогда и сейчас» для родителей воспитанников, принимающих участие в реализации программы
4.3 Анкета «Результаты года» для педагогов, принимающих участие в реализации программы
1. Целевой раздел
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения.
Поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся прийти на помощь. Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудиться в коллективе.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении, которое должно носить добровольный и доброжелательный характер.
Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети “домашние”, не посещавшие ранее дошкольное образовательное учреждение, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности. Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие ранее дошкольное образовательное учреждение, но не регулярно. Следовательно, можно сделать вывод, что общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может, в первую очередь, именно дошкольное образовательное учреждение.
Разработанная программа "Белая зебра" (формирование коммуникативных навыков общения у старших дошкольников) является по своему характеру коррекционно-развивающей и направлена на формирование и развитие коммуникативного компонента готовности к школе старших дошкольников. Результаты показали целесообразность и обоснованность предлагаемого в ней комплексного подхода к формированию и развитию коммуникативных навыков общения старших дошкольников.
1.1 Пояснительная записка
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основной целью дошкольного образования является создание благоприятных условий гармоничного развития ребенка, для качественного проживания периода дошкольного детства. Стандартом заданы целевые ориентиры, к которым необходимо стремиться в развитии и воспитании ребенка. Предполагается, что к моменту выпуска из дошкольной организации ребенок может активно, самостоятельно и осознанно выбирать средства для решения задач, ведущих к достижению поставленных целей, может активно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, может проявлять инициативу в организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, может выстраивать теплые, доверительные отношения с людьми, оказывать помощь и поддержку нуждающимся, сочувствовать и сопереживать. Таким образом, акцент делается на успешной социальной адаптации детей, их способности реализовать себя в социуме.
Социально-коммуникативное развитие ребенка на протяжении ряда лет является одним и приоритетных направлений в работе нашего детского сада. Особое внимание всегда уделялось и уделяется вопросам эффективной адаптации вновь поступивших детей к условиям ДОУ, сплочению групп, созданию доверительной атмосферы, партнерских отношений между детьми и педагогами, родителями и детьми, педагогами и родителями. В ежедневной работе поддерживается инициатива детей, создаются условия для проявления каждым ребенком всех своих потенциальных возможностей, творческих способностей, лидерских качеств. Много внимания уделяется выработке единых правил группы, в определении которых ведущими «специалистами» являются дети.
Особенно значимой и актуальной работа в направлении социально-коммуникативного развития стала для нас в период открытия детского сада , формирования групп разного возраста, с приходом детей 5-7 лет ранее не посещавших дошкольные организации. Практически 30% детей поступивших в ДОУ – это единственные дети в семье, не имевшие постоянного контакта со сверстниками.
Отмечались трудности адаптации, частые конфликты между детьми, отсутствие взаимопонимания и взаимопомощи. Воспитатели столкнулись с такой проблемой: в средней и старшей группах дети не стремились к игре вместе, сюжетно-ролевым играм. В группах, где большинство детей были «домашними» преобладала игра рядом, характерная для раннего возраста.
На педагогическом совете было принято решение о необходимости проведения в набранных группах психолого-педагогической работы, направленной на сплочение детей, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков и компетенций.
В октябре 2017-2018 учебного года была проведена психологическая диагностика, целью которой было выявление актуального уровня развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков у детей средней и старшей группы, в которых педагоги отмечали трудности взаимодействия детей друг с другом.
Исследование проводилось с использованием методики «Эмоциональные лица» и авторской методики «Что ты почувствуешь?». Которая представляет собой список ситуаций, в которых ребенок может испытать различные чувства, например «Что ты почувствуешь, если увидишь на улице слона?», «Что ты почувствуешь, если к тебе подойдет незнакомый человек?», «… если получишь на день рождения подарок, о котором давно мечтал?», качественно и количественно анализируются ответы ребенка, делается вывод о способности понимать свои эмоции и выражать их словами.
Всего было обследовано 53 ребенка. Результаты исследования свидетельствуют о том, что 32% детей имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, 48% имеют средний уровень и 20% отличаются высоким уровнем эмоционального интеллекта.
В связи с тем, что каждому третьему ребенку из старшей и подготовительной групп необходима психологическая помощь в развитии эмоционального интеллекта, была разработана и утверждена на педагогическом совете развивающая программа «Белая зебра ».
Данная программа опирается на уже существующие разработки в области развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста (психопрофилактическая программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.» Крюкова С.В., Слабодяник Н.П.2002 , Никифорова Л.А. « Вкус и запах радости» Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы 2015г., а также рекомендации и методические разработки ).
1.2 Методологическое обоснование программы
Умение эффективно общаться, налаживать контакты с различными людьми, находить с ними общий язык – одно из важнейших условий для достижения личностных и профессиональных успехов: создания крепкой семьи, надежного круга друзей, сплоченного коллектива. Это подтверждено многочисленными психологическими исследованиями как зарубежных (Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, П. Словея) так и отечественных авторов . При этом, значение логического мышления не так важно, как значение эмоционального интеллекта для успешной самореализации в социуме. По данным ученых около 80% успеха в личной и социальной жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта.
Проблемы эмоционального интеллекта рассматривались в таких научных концепциях как теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена.
Существует несколько подходов к пониманию содержания понятия эмоциональный интеллект, а также к вопросу о возможности и необходимости его развития у человека в течение жизни. Однако, несмотря на различия есть определенные положения, которые объединяют различные концепции.
- Эмоциональный интеллект в широком его понимании – это способность понимать свои эмоции, адекватно их выражать, контролировать, а также способность понимать эмоциональные состояния других людей, и в соответствии с этим оптимально выстраивать отношения с окружающими.
- Уровень эмоционального интеллекта зависит от жизненного опыта человека. Таким образом, у взрослого уровень эмоционального интеллекта априори выше, чем у ребенка. Именно взрослый должен быть проводником ребенка в мир эмоций.
- Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в этих периодах идет активное эмоциональное становление ребенка, совершенствуется его самосознание, способность к рефлексии и децентрации (способности встать на позицию партнера по общению).
Также исследователи выделяют конкретные способности эмоционального интеллекта (эмоциональные компетенции):
· Умение контролировать свои аффективные импульсы;
· Умение определять свои чувства и признавать (принимать) их;
· Способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
· Умение эффективно общаться с другими людьми, находить общие точки соприкосновения;
· Способность распознавать и принимать чувства других людей;
· Способность к эмпатии.
Активизация интереса среди психологов и педагогов к проблеме эмоционального интеллекта объясняется частотой встречаемости различных трудностей и нарушений у людей, имеющих низкий уровень развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. К числу наиболее серьезных проблем относятся:
· Социальная изоляция, отсутствие отношений, удовлетворяющих базовые потребности человека в уважении, принятии, безопасности и любви, как следствие возможность появления аддикций различного рода (интернет-зависимость, гемблинг, зависимость от психоактивных веществ и др.);
· Алексетимия – трудности осознания, определения и адекватного вербального выражения своих переживаний, повышающие риск возникновения психосоматических расстройств у детей и взрослых.
Указанные теоретические положения и результаты практических исследований были взяты за основу для создания программы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников «Белая зебра ».
1.3 Цели и задачи программы
Программа состоит из 8 блоков, описание которых приведено ниже. В каждом блоке решаются свои практические задачи, способствующие достижению основных целей программы.
Целями программы являются:
1. Успешная социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в общении со сверстниками;
2. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;
3. Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников;
4. Содействие формированию культуры общения, ценностям вежливого обхождения друг с другом, стремлению к установлению теплых, доверительных отношений с другими людьми.
Достижение целей осуществляется путем решения следующих задач:
1. Сформировать устойчивый интерес детей к совместной работе с педагогом-психологом в направлении эмоционального развития;
2. Познакомить детей с многообразием проявлений эмоций и чувств;
3. Определить причины возникновения трудностей в общении со сверстниками. Проработать имеющиеся страхи перед ситуациями общения (вхождение в новый коллектив, знакомство со сверстниками).
4. Сформировать навык распознания собственных эмоций;
5. Сформировать навыки адекватного вербального и физического выражения своих переживаний, навыки контроля эмоций;
6. Сформировать навык распознавания эмоций другого человека;
7. Познакомить с понятиями вербального и невербального пути передачи информации.
8. Сформировать навыки работы в команде.
9. Сформировать навыки противостоянию психологическим манипуляциям.
10. Познакомить с понятиями этикета общения, такта и вежливости.
11. Закрепить полученные знания и навыки.
Направленность программы: развивающая.
Форма работы: групповые встречи и индивидуальные занятия. В ходе индивидуальной работы с ребенком прорабатываются те проблемы, которые мешают ребенку свободно общаться (страхи, тревоги, неуверенность в себе и т. д.) и не могут быть качественно проработаны в рамках групповых встреч.
Состав группы: 10-15 человек.
Периодичность встреч: 1 раз в неделю.
Продолжительность одной встречи составляет 25-30 минут.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Инновационный компонент программы заключается в осуществлении поддержки инициативы детей путем использования кейс-технологий (создания копилки кейсов), что позволяет каждому ребенку озвучить проблемную для него ситуацию, предложить свои способы ее разрешения, поделиться друг с другом своими мыслями и переживаниями, получить поддержку от членов группы.
Мониторинг результатов ведется в рамках мониторинга соцально-коммуникативного развития, прописанного в основной образовательной программе ДОУ. Помимо этого, анализ результатов программы осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с использованием стандартизованных психодиагностических методик и проективных тестов («Эмоциональные лица» ; Методика определения межличностных отношений Р. Жиля; рисунок «Я в группе», рисунок «Я с друзьями»). Также результатам программы дается оценка родителями и педагогами (анкетирование в конце учебного года), которые описывают свои впечатления и наблюдения о ходе реализации программы, о ее практических результатах.
1.4 Основные блоки программы
1. Знакомство и сплочение группы. Знакомство с воспитанниками новых групп, формирование индивидуального подхода к каждому ребенку. Создание доверительной атмосферы и комфортных условий для проведения занятий. Работа по сплочению группы (3 встречи)
2. Диагностический блок. Исследование актуального уровня развития коммуникативных навыков участников группы. (2 встречи)
3. Блок «Знакомство с эмоциями, чувствами и переживаниями». Формирование представлений о человеческих эмоциях, их проявлении, значении в процессе общения. Освоение навыков распознавания своего эмоционального состояния и чувств другого человека. (5 встреч)
4. Блок «Со словами и без слов». Формирование представлений о вербальной и невербальной формах общения. Работа с мимическими проявлениями эмоций, речевой экспрессией, пластикой тела и позы. Закрепление в игровой форме знаний и опыта предыдущего блока.
(5 занятий)
5. Блок «Работа в команде». Формирование навыков активного взаимодействия в паре, группе. Опыт командного решения игровых задач, разделения ответственности. Создание условий для проявления лидерских качеств участников группы. (6 встреч)
6. Блок «Противостояние манипуляциям». Освоение навыков прерывания деструктивного общения. Формирование представлений о том, как избежать ссоры, как не обидеть человека отказом, как сохранить спокойствие и уверенность в себе в споре или конфликте. (3 встречи)
7. Блок «Закрепление». Закрепление полученных знаний, проработка полученного опыта общения. Формирование готовности к общению вне группы. Рефлексия. (4 встречи)
8. Блок «Работа с педагогами». Повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросам развития коммуникативных навыков и социального интеллекта детей. Проведение бесед, тематических игр, круглых столов, оформление наглядной информации (стенды, уголки психолога, буклеты). 1 мероприятие в квартал.
9. Блок «Работа с родителями». Установление партнерских отношений с родителями воспитанников, заминающихся по данной программе. Вовлечение родителей в развивающий процесс (участие во встречах и играх вместе с детьми, участие в отдельных психологических тренингах для родителей). Предполагается проведение трех психологических тренингов, направленных на развитие психологических и педагогических компетенций родителей, в целях выстраивания эффективного эмоционального общения с детьми.
1.5 Принципы построения взаимодействия с детьми
Прежде всего необходимо отметить, что определяющим в работе с детьми является личностно-ориентированный подход, предполагающий выстраивание партнерских отношений между ребенком и педагогом, учет и поддержку детской инициативы и интересов, уважение к точке зрения, мыслям и чувствам ребенка, индивидуализацию способов взаимодействия с ребенком и методов обучения.
В основу данной программы положены основные принципы практической психологии:
1. Принцип добровольности, предполагающий недирективное привлечение детей к совместной деятельности. Каждый ребенок может в любой момент отказаться от упражнения или игры без объяснения причин.
2. Принцип конфеденциальности, согласно которому психолог не имеет права предоставлять любую информацию, полученную от ребенка третьим лицам, без согласия ребенка на это. Исключения составляют случаи, в которых эта информация связана с нарушением прав ребенка или угрозой его жизни и здоровью.
3. Принцип активности, который можно сформулировать так: «Если хочешь что-то получить, нужно что-то сделать».
4. Принцип безоценочного отношения означает, что педагог принимает детей такими, какие они есть.
5. Принцип партнерских отношений, подразумевает, что ребенок и взрослый находятся на одном уровне, взрослый лишь выступает в роли фасилитатора, который очень деликатно направляет ребенка.
1.6 Принципы построения взаимодействия с родителями и педагогами
1. Принцип открытости: каждый родитель и педагог проинформированы о целях, содержании, методах реализации программы. Родители и педагоги могут принимать участие во встречах с детьми, являясь полноправными участниками образовательного процесса.
2. Принцип партнерских отношений: педагог-психолог реализует программу в сотрудничестве с педагогами и родителями. С педагогами и родителями ведется отдельная работа, направленная на повышение их психологической компетентности, развитие мотивации к дальнейшей совместной деятельности по созданию благоприятных условий для развития у детей эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков.
3. Принцип активного участия: для достижения планируемых результатов необходимо активное участие педагогов и родителей, их внимательное отношение к вопросам развития эмоционального интеллекта у детей, а также к вопросам самосовершенствования и саморазвития. Помимо этого, родители и педагоги проводят анализ эффективности реализации развивающей программы, вносят свои замечания и предложения.
4. Принцип единства целей: все участники образовательного процесса стремятся к достижению одной цели – полноценному и счастливому проживанию ребенком периода дошкольного детства, для достижения которой необходим ряд условий, одним из которых является успешная социальная адаптация ребенка.
2. Содержательный раздел
2.1 Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение развивающей программы включает в себя:
- Комплект психодиагностических методик «Эмоциональные лица»; «Страхи в домиках» (модификация); Авторская методика определения уровня развития эмоциональной компетентности распознавания собственных эмоций и их вербального выражения «Что ты почувствуешь, если …?»;
- Банк кейсов (проблемных ситуаций) составляется совместно с детьми, родителями и педагогами;
- Подборка сказок для анализа эмоциональных состояний персонажей («Кот в сапогах», «Гадкий утенок», «Семь воронов», « Три медвея», и др.);
- Сборник «Игры в тигры» для работы с агрессивными детьми ;
- Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки ;
- Дидактические игры с использованием интерактивной доски «Найди пару эмоции», «Дорисуй лицо», «Подбери ситуацию к эмоции»;
- Картотека коммуникативных игр для старших дошкольников;
- Картотека игр для сплочения группы детского сада;
- Картотека игр для эмоционального развития дошкольников.
В ходе реализации программы, в зависимости от поставленных задач, используются различные методы, методики, техники и приемы. Условно их можно разделить на следующие группы:
1. Диагностические методы
-Наблюдение
-Беседа
-Стандартизованные психодиагностические методики
-Проективные рисуночные тесты «Я в группе», «Я и мои друзья»
-Авторская методика «Что ты почувствуешь, если...?»
-Анкеты для мониторинга эффективности программы
2. Обучающие методы
-Беседа
-Метод фасилитации
-Групповая дискуссия
-Тренинговый метод
-Кейс-технологии
-Мозговой штурм
-Психологические игры и упражнения
-Драматизация
3. Методы регуляции эмоционального состояния
-Релаксационные упражнения
-Арт-терапия
-Дыхательная гимнастика
-Психогимнастические этюды
Блоки | Темы встреч | Содержание | Цели |
Знакомство и сплочение группы | 1. «Разрешите представиться» | Ритуал приветствия
| Знакомство участников группы, снятие напряжения. |
Психодиагностика уровня развития эмоциональ-ного интеллекта | 4. «Я знаю» | - Ритуал приветствия - Ритуал приветствия Розенцвейга | Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта |
Знакомство с чувствами, эмоциями, переживаниями | 6. «Что такое чувства?»
| Ритуал приветствия - Игра «Все наоборот»
| |
Со словами и без слов | 11.«Важны не только слова» 12.«Без слов» 13.«Пантомима»
| - Ритуал приветствия - Ритуал приветствия | -Формирование представлений о вербальном и невербальном общении. невербального общения. невербального общения, развитие пластики тела и мимики. -Формирование навыков невербального общения, развитие пластики тела и мимики. навыков и опыта. |
Работа в команде | 16. «Что такое команда?» | - Ритуал приветствия | -Формирование представлений о том, что такое командная работа, сплоченные действия. материалом народного фольклора. Сплочение группы. участников группы, осознание ролей в команде, формирование навыков работы в коллективе. обращения за помощью. и опыта работы в команде. |
Противостояние манипуляциям | 22. «Как сказать «НЕТ!»» | - Ритуал приветствия | -Развитие представлений о психологическом манипулировании. манипуляции. эффективного разрешения конфликтов. управления своими эмоциями. |
Закрепление | 25. «Что мы помним?»
| - Ритуал приветствия
|
2.2 Тематический план работы с детьми
Форма работы | Тема | Ключевые вопросы | Методы и приемы |
Психологический тренинг | «Что ты чувствуешь?» | Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста; Особенности выражения эмоционального состояния ребенка; Вербализация эмоций; Освоение техник активного слушания. | Беседа, фасилитация, работа с кейсами, драматизация, мозговой штурм, групповая дискуссия, информационные |
Круглый стол для родителей и педагогов | «Наши проблемы и наши ресурсы» | Осознание важных проблем развития эмоционального интеллекта у детей, трудностей, с которыми сталкиваются родители и педагоги в ходе реализации программы; Поиск ресурсов и путей решения обозначенных проблем. | Групповая дискуссия, метод проблемных ситуаций, фасилитация, мозговой штурм. |
Итоговая встреча | «Результаты года» | Оценка результатов проведенной работы; Построение планов дальнейшего сотрудничества; Формирование основных ориентиров работы в следующем учебном году. | Анкетирование, групповая дискуссия, презентация педагогического опыта. |
2.3 Тематический план работы с педагогами
Форма работы | Тема | Ключевые вопросы | Методы и приемы |
Круглый стол | «Общие цели, общие трудности» | Обозначение трудностей в процессе эмоционального развития дошкольников; Составление банка кейсов; Поиск путей решения конкретных задач. | Групповая дискуссия, мозговой штурм, фасилитация, метод проблемных ситуаций. |
Психологический тренинг | «Я тебя понимаю» | Формирование стратегии и тактики эффективного общения с дошкольниками; Преодоление барьеров в общении; Мотивация детей к общению («как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили»). | Беседа, фасилитация, работа с кейсами, драматизация, мозговой штурм, групповая дискуссия, информационные буклеты. |
Круглый стол для родителей и педагогов | «Наши проблемы и наши ресурсы» | Осознание важных проблем развития эмоционального интеллекта у детей, трудностей, с которыми сталкиваются родители и педагоги в ходе реализации программы; Поиск ресурсов и путей решения обозначенных проблем. | Групповая дискуссия, метод проблемных ситуаций, фасилитация, мозговой штурм. |
Итоговая встреча | «Результаты года» | Оценка результатов проведенной работы; Построение планов дальнейшего сотрудничества; Формирование основных ориентиров работы в следующем учебном году. | Анкетирование, групповая дискуссия, презентация педагогического опыта. |
2.4 Тематический план работы с родителями
Форма работы | Тема | Ключевые вопросы | Методы и приемы |
Психологический тренинг | «Что ты чувствуешь?» | Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста; Особенности выражения эмоционального состояния ребенка; Вербализация эмоций; Освоение техник активного слушания. | Беседа, фасилитация, работа с кейсами, драматизация, мозговой штурм, групповая дискуссия, информационные буклеты. |
Круглый стол для родителей и педагогов | «Наши проблемы и наши ресурсы» | Осознание важных проблем развития эмоционального интеллекта у детей, трудностей, с которыми сталкиваются родители и педагоги в ходе реализации программы; Поиск ресурсов и путей решения обозначенных проблем. | Групповая дискуссия, метод проблемных ситуаций, фасилитация, мозговой штурм. |
Итоговая встреча | «Результаты года» | Оценка результатов проведенной работы; Построение планов дальнейшего сотрудничества; Формирование основных ориентиров работы в следующем учебном году. | Анкетирование, групповая дискуссия, презентация педагогического опыта. |
2.5 Условия реализации программы
Необходимыми условиями реализации программы «Белая зебра » являются:
1. Организационно-педагогические
В реализации программы участвуют дети 2 групп (старшей и подготовительной), их родители, воспитатели, педагог-психолог, старший воспитатель.
2. Материально-технические
Для проведения встреч необходимо отельное помещение (в рамках нашего ДОУ – это музыкальный зал).
Также необходимы:
Подушки или коврики для сидения
- Интерактивная доска, ноутбук, колонки, принтер
-Бумага (А4, А5, ватманы), карандаши, фломастеры, маркеры, акварельные краски;
- Дидактические материалы (изображения различных проблемных ситуаций, набор карточек «Эмоции», дидактические игры для интерактивной доски «Найди пару эмоции», «Дорисуй лицо», «Подбери ситуацию к эмоции»)
- Иллюстрированные книг со сказками;
- Записи звуков природы (шум воды, леса, пение птиц), подборка спокойной расслабляющей инструментальной музыки;
3. Результативный раздел
3.1. Планируемые результаты
Полагаемые результаты реализации программы можно описать в трех направлениях: результаты для детей, родителей и педагогов.
В отношении детского коллектива предполагается:
· создание благоприятной психологической атмосферы в каждой группе;
· избавление отдельных детей от эмоциональных проблем, мешающих эффективному общению;
· сплочение коллектива, формирования чувства принадлежности к одной социальной группе;
· повышение уровня развития эмоционального интеллекта и конкретных эмоциональных компетенций (освоение навыков распознавания своих эмоций и эмоций другого человека);
· повышение уровня развития социального интеллекта, как способности эффективно взаимодействовать с окружающими, принимая во внимание их эмоциональное состояние;
· развитие способности к адекватному проявлению своих эмоции с использованием возможностей мимики и пластики тела, способности контролировать аффективные импульсы;
· освоение техник выражения негативных переживаний;
· развитие коммуникативных навыков, способности максимально точно вербально выражать свои мысли, чувства и переживания.
· развитие умения слушать и слышать собеседника;
· освоение навыков конструктивного решения конфликтов;
· освоение навыков противостояния психологическим манипуляциям (сохранение эмоционального спокойствия в ситуации конфликта);
· полноценное удовлетворение потребности отдельных детей во внимании, создание возможности для реализации лидерских качеств.
Планируемые результаты для родителей заключаются в:
· повышении уровня психологической и педагогической компетентности, освоение навыков, необходимых для выстраивания эффективной информационной и эмоциональной коммуникации со своими детьми;
· осознании собственных трудностей и проблем, возникающих в процессе общения с окружающими, работа в направлении их преодоления;
· создании партнерских открытых отношений между педагогами, психологом и родителями, которые способствовали бы проявлению инициативы родителей в процессе развития, воспитания и обучения детей.
Результаты реализации программы для педагогов:
· Создание благоприятного микроклимата в группах;
· Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков дошкольников;
· Освоение навыков построения эффективного взаимодействия с детьми, с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей.
3.2 Мониторинг развития эмоционального развития дошкольников
Технология мониторинга эффективности программы состоит из 3 этапов. Первый этап – это выяснение актуального уровня развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, психологическая диагностика с использованием методик «Эмоциональные лица» (, ), «Что ты почувствуешь, если…?». По результатам диагностики формируются группы.
Далее, после формирования групп и начала работы проводится углубленная диагностика психологического состояния каждого ребенка, с целью проработки в ходе индивидуальных занятий конкретных психологических проблем, являющихся причинами возникновения трудностей в общении со сверстниками.
Промежуточный этап оценки эффективности реализации программы предполагается в середине учебного года (конец января). В ходе совместного круглого стола для родителей и педагогов дается устная оценка результатам практической работы, отмечаются трудности, моменты, требующие более пристального внимания, а также анализируются дальнейшие перспективы реализации программы, определяются ресурсные возможности всех участников развивающего процесса.
Конечный этап мониторинга предполагает проведение психологической диагностики детей, принимавших участие в реализации программы с использованием уже указанных методик. Анализ результатов диагностики представляется на итоговых встречах с родителями и педагогами, которым при помощи анкетирования предлагается оценить эффективность поделанной работы.
3.2 Мониторинг развития эмоционального развития дошкольников
Технология мониторинга эффективности программы состоит из 3 этапов. Первый этап – это выяснение актуального уровня развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, психологическая диагностика с использованием методик «Эмоциональные лица» (, ), «Что ты почувствуешь, если…?». По результатам диагностики формируются группы.
Далее, после формирования групп и начала работы проводится углубленная диагностика психологического состояния каждого ребенка, с целью проработки в ходе индивидуальных занятий конкретных психологических проблем, являющихся причинами возникновения трудностей в общении со сверстниками.
Промежуточный этап оценки эффективности реализации программы предполагается в середине учебного года (конец января). В ходе совместного круглого стола для родителей и педагогов дается устная оценка результатам практической работы, отмечаются трудности, моменты, требующие более пристального внимания, а также анализируются дальнейшие перспективы реализации программы, определяются ресурсные возможности всех участников развивающего процесса.
Конечный этап мониторинга предполагает проведение психологической диагностики детей, принимавших участие в реализации программы с использованием уже указанных методик. Анализ результатов диагностики представляется на итоговых встречах с родителями и педагогами, которым при помощи анкетирования предлагается оценить эффективность поделанной работы.
Приложение 1
«Что ты почувствуешь, если?»
Методика определения уровня развития эмоциональной компетентности распознавания собственных эмоций и их вербального выражения
(для детей 4-7 лет)
Ребенку предъявляется следующая инструкция: «Я буду называть тебе ситуации, а ты подумай и скажи, что ты почувствуешь, если окажешься в этой ситуации?». Ответы ребенка фиксируются на специальном бланке.
Что ты почувствуешь, если…
1. Увидишь на улице слона
2. К тебе подойдет незнакомый человек
3. Увидишь бабушку, которую долго не видел(а)
4. На выходных ты хотел пойти в цирк, но заболел и не пошел
5. Твои друзья пригласят тебя играть
6. Старался быстрее выполнить задание и допустил нелепую ошибку
7. Увидишь большую разноцветную коробку
8. Услышишь громкий звук
9. Найдешь конфету под подушкой
10. Увидишь летающую тарелку
11. Какой-то хулиган тебя ударит
12. Выиграешь в лотерею приз
13. Увидишь мультфильм в котором кого, то обидели, или кто-то из персонажей плачет
14. Вечером вдруг выключат свет
15. Будешь капать яму и найдешь сундук
16. Зимой на улице найдешь маленького котенка
17. Увидишь в лесу ежа
18. Услышишь красивую музыку
19. Не войдешь в число победителей на спортивных соревнованиях
20. Узнаешь, что кто-то из детей в группе сильно заболел
Качественно анализируются ответы ребенка, затем количественно анализируется возникновение «нестандартных» эмоций, а также количество ситуаций, вызвавших у ребенка затруднение с ответом. Если показатель «нестандартных» эмоций (например, если ребенок на вопрос №4 отвечает «разозлюсь» или «обижусь») и затруднений с ответом выше 10, то возможно предположить наличие у ребенка никого уровня развития эмоциональной компетентности распознавания собственных эмоций и их вербального выражения
Бланк ответов
№ вопроса | Ответ ребенка | Предполагаемые эмоции |
1 | Удивление, радость, страх | |
2 | Страх, интерес | |
3 | Радость, удивление | |
4 | Обида, гнев | |
5 | Радость, интерес | |
6 | Обида, гнев | |
7 | Радость, интерес | |
8 | Страх | |
9 | Радость, удивление, интерес | |
10 | Страх, удивление, интерес | |
11 | Обида, гнев, страх | |
12 | Радость, удивление | |
13 | Жалость, обида | |
14 | Страх, удивление, интерес | |
15 | Радость, удивление | |
16 | Жалость | |
17 | Радость, интерес | |
18 | Радость | |
19 | Обида, гнев | |
20 | Жалость |
Расчет ведется по формуле
20 - (кол-во «нестандартных» ответов) + (кол-во ответов «не знаю») = П, где П - показатель уровня развития эмоциональной компетентности распознавания собственных эмоций и их вербального выражения
Показатель равен или больше 15 – высокий уровень
Показатель от 10-15 – средний уровень
Показатель ниже 10 – низкий уровень
Приложение 2
Итоговая анкета для родителей
Уважаемые родители, оцените, пожалуйста, эффективность и достигнутые результаты реализации развивающей программы «Чувствую – Понимаю - Действую». Выразите степень своего согласия со следующими утверждениями.
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | |
У моего ребенка появились новые друзья | ||||
Ребенок стал эмоционально более уравновешенным | ||||
Частота агрессивного поведения снизилась | ||||
Ребенок старается самостоятельно решать конфликты | ||||
Я стал лучше понимать своего ребенка | ||||
Ребенок может выразить свое эмоциональное состояние словами | ||||
Ребенок стал более общительным, открытым | ||||
Ребенок может свободно проявлять свои лидерские качества | ||||
Ребенку трудно общаться со сверстниками | ||||
Я часто не понимаю, почему мой ребенок ведет себя так или иначе | ||||
Частота конфликтов у ребенка в группе осталась прежней | ||||
Чувствую необходимость дальнейшей работы подобного плана с моим ребенком |
Вы можете оставить свой отзыв, пожелание, замечание
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 3
Итоговая анкета для педагогов
Уважаемые педагоги, просим Вас оценить эффективность реализации программы «Чувствую – Понимаю – Действую». Выразите степень своего согласия со следующими утверждениями.
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | |
Группа стала более сплоченной | ||||
Сократилось число конфликтов в группе | ||||
Ранее эмоционально лабильные дети стали более уравновешенными | ||||
Дети стараются самостоятельно решать конфликты | ||||
Дети с агрессивным поведением стали лучше контролировать себя | ||||
Дети лучше понимают эмоциональный смысл и мораль художественных произведений | ||||
Дети стали более открытыми, общительными | ||||
«Непризнанные» лидеры в группе стали адекватно проявлять свои лидерские качества | ||||
Число конфликтов в группе не сократилось | ||||
Мотивы поступков некоторых детей остаются мне е понятными | ||||
Неспособность многих детей контролировать свои эмоциональные импульсы мешает воспитательно-образовательному процессу | ||||
Чувствую необходимость дальнейшей работы подобного плана с детьми в группе |
Вы можете оставить свой отзыв, пожелание, замечание
__________________________________________________________________Благодарим за сотрудничество!
Литература
1. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии, 2008. №5. С.83-85.
2. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
3. , Слободяник , злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.
4. Кряжева эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
5. Люсин представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. , . М., 2004. С. 29-39.
6. Никифорова и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: «Книголюб», 2005.
7. , Семаго и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: «Речь», 2006.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2000.
9. Хухлаева материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.
10. Первушина к своему я. М.: Генезис, 2004.
11. Чистякова . /под ред. . – М.: Просвещение, 1990.
12. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: “Валерии СПД”, 2001.
13. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор – составитель . – СПб.: «Детство – Пресс», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональный интеллект
материал на ширму для родителей...
Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...
Тест на эмоциональный интеллект
Тест даст Вам возможность поразмышлять над проявлением своих эмоций....
Развитие эмоционального интеллекта. Жить с ребенком - дело не простое...
Беседа с родителями...
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...
Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного
Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...
«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».
Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...