Организация и содержание работы с детьми с РАС
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Соловьева Фидалия Салихьяновна

Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_soderzhanie_raboty_s_detmi_ras.docx762.81 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и содержание работы с детьми с РАС

    Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична.

Этиология аутизма.

    До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность.

Симптоматика РАС.

    Некоторые специалисты считают, что первые признаки аутизма можно увидеть у ребёнка до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года..

   Проявление РАС в дошкольном возрасте.

    Развитие детей с РАС отличается от других детей. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:

     Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут.

     Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.

     Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда и психолога является мутизм у ребёнка - отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и третьем лице.

      Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от одаренности в отдельных областях знаний и искусства до выраженных форм умственной отсталости.

C:\Users\Методкабинет\Desktop\imgpreview.jpg

Ниже перечислены признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту: ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается; трудности при кормлении грудью; с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы "сквозь" людей; дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса; малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают; при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди

Некоторые приемы обучения детей с РАС

При обучении не полагайтесь только на слова, используйте зрительные подсказки, опоры: картинки, серии картинок, пооперационные схемы, если ребёнок умеет читать – пишите слова или короткие предложения.

C:\Users\Ирина\Documents\507ad40d9aa87afc6a253ee62a9d7029.jpg

Замечено, что многие дети с РАС лучше воспринимают наглядную информацию, расположенную не на горизонтальной, а на вертикальной плоскости. Поэтому для занятий или чтобы донести важную информацию удобно применять настенную пластиковую магнитную доску или доску-мольберт

Дети с РАС обладают избирательной мотивацией, поэтому при изучении новой информации, особенно на первых порах,  важно танцевать от печки, т.е. от конкретного ребёнка, подключаясь к его интересу и постепенно расширяя его стереотипную деятельность и используя все резервы этого интереса для развития мышления, речи и социальных навыков.

В познании предметов и их свойств  эффективно  использование зрительно-моторного комплекса: предметы обводятся указательным пальцем ребёнка, им даётся словесное определение, называются свойства. Каждый интересный ребёнку предмет или явление «проживается» в дальнейшем в разнообразных видах детской деятельности: конструировании, сюжетно-ролевой игре, рисовании, аппликации, лепке и пр.  

P3220003

C:\Users\Ирина\Documents\1663105_html_mb788c4d.pngC:\Users\Ирина\Documents\zanatia311_clip_image016.jpgP3180007

Мозг аутичных детей «заточен» под восприятие схем – используйте в обучении разнообразные схемы.

Поскольку аутичные дети часто исходят из мотивации «хочу – не хочу», то приходится  быть крайне изобретательными в поисках способов, стимулирующих ребёнка на занятии. Это может быть оральная стимуляция (предложение ребёнку чего-нибудь вкусненького), аффективная (эмоциональность и яркость взрослого), сенсорная стимуляция (кружение, качание, звучащие игрушки, музыка), похвала (поглаживание, аплодисменты, словесное одобрение), обещание любимого занятия (о, великие гаджеты!),  использование игровых приёмов.

P3230019ГЛЕБ 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание работы с детьми первой младшей группы по обучению культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания

В данном материале представлено содержание работы по организации обучения малышей навыкам культуры и самообслуживания...

ПАМЯТКА для воспитателей "Организация и содержание работы с детьми в летне-оздоровительный период"

1. Для формирования у детей положительного отношения к природе и труду нужно вызвать у них интерес к данной деятельности. Обеспечьте их красочным инвентарем и организуйте работу в цветниках как игру.2...

Организация и содержание работы по вопросу организации ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ

В статье представлен опыт работы ДОУ по вопросу организации и содержания ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ...

Методические рекомендации по использованию: «Организация и содержание прогулок с детьми 2-4 лет».

Методические рекомендации по использованию: «Организация и содержание прогулок с детьми 2-4 лет»...

Организация и содержание работы с детьми от 2 месяцев до 3 лет

Курсы повышения квалификации по теме: "Организация и содержание работы с детьми от 2 месяцев до 3 лет"...