Описание опыта работы "Организация и содержание работы в рамках исторического просвещения старших дошкольников"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В условиях современного мира всё чаще употребляется понятие «историческое просвещение». Президент Российской Федерации утвердил основы государственной политики в области исторического просвещения. Целями этой политики названо формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно – нравственных и культурно – исторических ценностей.
Значимым фактором духовной жизни народа является социальное сознание, частью которого выступает историческое знание как представления о прошлом человечества. В связи с этим в последнее время возникает озабоченность российского общества состоянием исторического образования детей, играющего важную роль в формировании у них исторического сознания. Отсутствие или низкий уровень исторических знаний может стать причиной неспособности человека понять свою собственную роль и роль своего поколения в истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
В условиях современного мира всё чаще употребляется понятие «историческое просвещение». Президент Российской Федерации утвердил основы государственной политики в области исторического просвещения. Целями этой политики названо формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно – нравственных и культурно – исторических ценностей.
Значимым фактором духовной жизни народа является социальное сознание, частью которого выступает историческое знание как представления о прошлом человечества. В связи с этим в последнее время возникает озабоченность российского общества состоянием исторического образования детей, играющего важную роль в формировании у них исторического сознания. Отсутствие или низкий уровень исторических знаний может стать причиной неспособности человека понять свою собственную роль и роль своего поколения в истории.
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов подчеркнул, что министерство просвещения России делает всё для сохранения исторической памяти, в том числе введение в образовательные организации занятия исторического просвещения. В связи с чем встаёт вопрос о более раннем историческом просвещении, например, с детского сада.
Вопросам формирования исторических знаний у обучающихся российскими учёными уделялось внимание всегда, но особенно ярко это проявилось в двадцать первом столетии. Анализ литературы по теме исследования позволил выделить некоторые аспекты данного феномена.
Лыжиной О. А. теоретически обоснована и проверена эффективность методики формирования исторических представлений у младших дошкольников. Автор предлагает систематические исторические курсы для обучающихся начальной школы.
Никольская О. Д., Черкасова Е. Д. разработали систему формирований исторических представлений в дошкольном детстве, которая опирается на следующие составляющие: информационное насыщение; эмоциональное воздействие; формирование поведенческих норм и правил.
Большой вклад в формирование исторических представлений младших школьников внесла Н. С. Махина. Ученым разработана модель формирования исторических представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения. Была доказана эффективность модели, которая подтверждена лонгитюдным исследованием.
Беспаленко Е. М. поднимает вопрос о психологической безопасности в сети Интернет, которая может препятствовать формированию правильных исторических представлений. Дословно, учёным сказано следующее: «…информационная и психологическая безопасность в цифровом пространстве как социокультурный феномен требует комплексного подхода и интегрирует множество аспектов образовательной реальности».
Отсюда следует, что ранее историческое просвещение дошкольников должно носить интегрированный и системный характер, так как в дошкольном детстве закладываются те качества личности, которые будут доминировать в характере взрослеющего человека.
Глава I Теоретические и практические подходы к организации исторического просвещения в дошкольном образовании
- Нормативная база исторического просвещения
детей дошкольного возраста
Историческое просвещение стало одним из приоритетных направлений в образовании и выстраивается на следующих документах различного уровня.
- Коллегия Мин просвещения России 17 мая 2024года «Приоритетные направления деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на период до 2030года. В этом документе первое направление представлено «Историческое просвещение: Воспитание патриотизма, гражданственности и уважения к истории своей страны у подрастающего поколения.
- Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2024года №314 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»
Целями государственной политики в области исторического просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно – нравственных ценностей и культурно – исторических ценностей путём:
а) сохранение памяти о значимых событиях России;
б) осознание многонациональной природы социокультурного развития России;
в) популяризация достижений отечественной науки и культуры;
г) патриотического воспитания, сохранение памяти о защитниках Отечества и недопущения умаления значения подвига народа при защите Отечества;
д) формирование активной гражданской позиции;
е) сохранения традиционных российских духовно – нравственных ценностей.
- Содержание ФОП ДО
Утверждена приказом Мин просвещения России от 25 ноября 2022г. №1028 зарегистрировано в Министерстве России 28 декабря 2022г., регистрационный номер 71847 основополагающим функциям дошкольного образования отнесены (в том числе) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующих его возрасту содержании доступными средствами (подпункт 1 пункта 2 ФОП ДО)
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно - нравственных ценностей российского народа, исторических и национально – культурных традиций.
К традиционным российским духовно – нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свобода человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России ( пункт 14.1 ФОП ДО)
Эта же цель и повторяется в рабочей программе воспитателя, которая является одним из комплектов ФОП ДО
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022года № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных Российских духовно – нравственных ценностей».
Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской государственности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшее своё уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свобода человека патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 29 февраля 2024года «Сегодня мы сражаемся, чтобы никому и никогда не пришло в голову, что Россию, наш народ, наш язык, нашу культуру можно взять и вычеркнуть из истории. Поэтому наша задача защитить ценностные основы российского общества и воспитать человека, который всем сердцем любит Родину.
Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому, патриотическому, духовному, культурному наследию отечества позволяет делать верные выводы из прошлого.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012года № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Просветительская деятельность – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирования умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно – нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным Законом и иными нормативными правами актами Российской Федерации (часть 35 статьи 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
- Организация исторического просвещения по ФГОС в ДОУ по ФГОС
Историческое просвещение в ДОУ адаптируется для восприятия воспитанниками младшего возраста. Пресное преподавание фактов истории в форме лекций для детей 3 – 7 лет неэффективно, поэтому используются следующие подходы:
- Игровая форма подачи материала. Через игру воспитанники легче усваивают сложные понятия. Например, реконструкция древних праздников или театрализованные постановки на исторические темы погружают в материал эмоционально и творчески.
- Использование сказок и легенд. Истории о героях и событиях, которые адаптированы в виде сказок вызывают интерес.
- Элементы наглядности. Работа с иллюстрациями, картами, макетами старинных предметов помогает визуализировать события прошлого. В ДОУ часто используются настольные игры с историческим уклоном, модели зданий и элементы костюмов.
- Интеграция с культурными мероприятиями. Историческое просвещение сочетает с праздниками и тематическими неделями (День Победы, Масленица и т.д.) Это помогает легче запомнить даты, а также события через участие в них.
Историческое просвещение дошкольников по ФГОС
применяется в нескольких методов:
- Беседы и рассказы. Педагог в доступной форме рассказывает о том или ином событии или личности н-р, обсуждается героизм защитников во время Великой Отечественной войны.
- Просмотр мультфильмов и анимации. Для детей в детском саду анимация – это доступный увлекательный способ познакомиться с историей. Тематические мультфильмы специально создаются в доступной форме.
- Экскурсии и прогулки. Знакомство с прошлым происходит также за пределами детского сада. Прогулки по древним местам, посещение музеев, памятников – это часть просвещения.
- Продуктивная деятельность и творческие занятия. Изготовление костюмов, создание макетов, аппликаций на темы древних событий помогают детям почувствовать себя частью истории. Например, можно сделать макет древнерусской крепости или нарисовать флаг города.
Президент России поручил организовать историческое просвещение на всех уровнях образования. Пока министерство просвещения разрабатывает единую методологию можно воспользоваться уже сейчас методическими рекомендациями, которые педагоги могут применять уже сейчас. Их подготовила член президиума Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России» Елена Соловьева на основе актуальной методической базы.
Выбор направлений исторического просвещения по возрастным особенностям детей ДОУ.
Выбор направлений основывается на возрастных особенностях, познавательных способностях и интересах. Понимание того, что как подавать в каждом возрасте позволяет сделать обучение интересным и продуктивным.
Младший дошкольный возраст (3-4г.)
На этом этапе у детей формируются базовые представления о мире, они учатся воспринимать информацию через образы и действия.
В этом возрасте дошкольники не готовы к восприятию сложных исторических фактов и понятий, поэтому обучение должно быть доступным, а также игровым.
Основные направления:
- Знакомство с семейными традициями и историей. Понятие истории начинается через разговоры о семье, предках, семейных праздниках. Детям будет интересно узнавать о традициях семьи.
- Сказки и традиции. В этом возрасте дошкольники любят сказки. Легенды о героях и событиях прошлого, которые адаптированы под детское восприятие – первый шаг интереса к прошлому.
- Наглядные материалы. Использование картинок, игрушек, макетов зданий поможет визуализировать прошлое. Например, показать, как люди жили в старину, через игрушечные замки или изображения.
Средний дошкольный возраст (4-5лет)
Дети 4-5лет уже активно познают окружающий мир, интерес к новым знаниям возрастает. На этом этапе нужно начинать рассказывать истории о жизни людей в прошлом, делать акцент на эмоциональных, интересных моментах.
Основные направления:
- История через национальные праздники и традиции. Объяснять, откуда возникли праздники, почему люди отмечают те или иные события (Пасха, Новый год и т.д.) воспитанникам интересно, когда прошлое связанно с радостными традициями, которые они видят в жизни.
- Исторические персонажи и герои.
Представить персонажей национальной истории через адаптированные рассказы. Например, Александр Невский или Иван грозный будут героями для маленьких детей, если рассказать о них через понятные истории о смелости и защите страны.
- Знакомство с национальной культурой. Песни, танцы, ремесло, народные костюмы – это используется в занятиях.
Старший дошкольный возраст (5-7лет)
В этом возрасте дошкольники способны воспринимать сложную информацию, у них развивается логическое мышление, могут запоминать, а также анализировать факты. На этом этапе уже нужно начать знакомить с древними событиями и личностями, в доступной форме.
Основные направления:
- Знакомство с историей своей страны. Старшие дошкольники начинают изучать факты из истории Родины: кто первый князь, почему празднуется День Победы, какие происходили события. Информация подаётся через рассказы о героях, их поступках.
- Древние события через искусство. Картинки, мультфильмы, книги погружают воспитанников в историю. Можно предложить мультфильмы, в которых герои участвуют в событиях.
- Ремесла и быт древних людей. Показать, как люди жили в древние времена, что носили, какие предметы использовали. Проводятся занятия по созданию макетов построек, изучение народных ремесел, традиций.
Историческое просвещение по ФОП постепенно формирует представление о мире, учит уважению к культурному наследию, традициям страны, развивает патриотические чувства, что в будущем станет основой их гражданской позиции.
Методики использования исторического
просвещения детей в ДОУ
Методики исторического просвещения в д/с должны быть интерактивными, наглядными, доступными, чтобы сделать процесс увлекательным, а также запоминающимся.
Вот методики, которые используются в ДОУ:
- Игровые
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игровые ситуации легче воспринимают информацию. А заинтересованность в обучении возрастает.
А) Ролевые игры. Дошкольники примеряют на себя роли персонажей: воинов, царей, рыцарей или ремесленников. Например, инициируют «битву богатырей» или строительство древнего рода.
Б) Настольные игры с исторической тематикой. Игры с картами, фишками или макетами, где воспитанники знакомятся с персонажами или событиями.
В) Игротека на свежем воздухе. Игры с сюжетом из прошлого на улице. Например «защита крепости» или «поиск древних сокровищ», совмещают физическую активность, а также усвоение знаний.
2. Наглядные
Дошкольники продуктивно воспринимают информацию через визуальные образы. Наглядность позволяет лучше понять, а также запомнить события и персонажи.
А) Использование картинок и иллюстраций. Картинки, на которых изображены древние города, костюмы, ремесло, сцены сражений, помогают визуализировать прошлое.
Б) Модели и макеты. Создание макетов древних зданий, крепостей, кораблей и других объектов позволяет лучше понять быт, а также архитектуру прошлого.
В) Костюмы и предметы быта. Примерка костюмов или использование игрушечных копий древних предметов.
3. Сказки и легенды.
Легко воспринимается детьми и привносят эмоциональный элемент в обучение.
А) Сказки о героях и подвигах.
Истории о доблестных воинах, мудрых правителях или людях, которые совершили значимые поступки, развивают чувство уважения, патриотизма.
Б) Легенды о прохождении праздников.
Дети могут узнать через легенды – почему празднуются конкретные дни, например, (День Победы, Масленицу, Пасху).
4. Театрализованные постановки.
А) Инсценировки исторических событий. Подготовка сценок с участием детей помогает прожить историю. Например, можно поставить спектакль, в котором воспитанники играют древних русских богатырей, участников народных праздников или защитников крепости.
Б) Кукольный театр.
Кукольный театр в виде исторических персонажей – эффективный способ донести информацию. Например, кукольные постановки о жизни Древней Руси или о праздниках помогут визуализировать древние сюжеты.
5. Творчество.
Творческая деятельность активизирует познавательную активность и помогает лучше усваивать информацию.
А) Изготовление поделок и рисунков.
Можно создавать поделки: например, макеты древних зданий, щиты, мечи, костюмы. А также рисовать сцены из прошлого.
Б) Аппликации и лепка.
С помощью лепки из пластилина или создания аппликации.
Глава II. Практическая реализация задач исторического просвещения дошкольников.
В данной главе описывается опытническая практическая работа со старшими дошкольниками в МБДОУ «Детский сад №30». В частности, объемно и полно раскрываются авторские находки по направлениям:
- История семьи
- История предметов
- Исторические личности
- Исторические события
- Создание условий.
Проведенная работа в течение двух лет дала свои результаты в положительной динамике.
Результаты работы по историческому просвещению детей
В дошкольном возрасте прямое тестирование мы не применяем. Поэтому для оценки используем мягкие естественные формы, которые позволяют выявить уровень усвоения знаний, развития интереса к истории, а также формирование эмоционального отношения.
Рекомендации по отслеживанию уровня усвоения знаний по историческому просвещению взяты с портала информационной поддержки руководителей дошкольных организаций «Актион» образование.
Система анализа показателей
1 балл- параметр отсутствует
2 балла- параметр находится в стадии формирования
3 балла- параметр сформирован
Данные в таблице приведены за два года практической реализации работы.
Параметры | Показатели | |||
2023 – 2024 г. | 2024 – 2025 г. | |||
| ||||
1.1. | Проявляет инициативу в направлении исторического просвещения | 1 | 2 | |
1.2. | Предлагает свои идеи для ролевых игр, которые связаны с историей | 1 | 2 | |
1.3. | Предлагает свои идеи для творческих заданий, которые связаны с историей | 1 | 3 | |
1.4. | Способен применять на практике знаний об исторических событиях | 1 | 3 | |
| ||||
2.1. | Проявляет интерес к исторической теме | 1 | 2 | |
2.2. | Активен в ходе занятий | 1 | 3 | |
2.3. | Интересуется ли предлагаемыми темами? | 1 | 2 | |
2.4. | Задает ли вопросы по изучаемым событиям? | 2 | 2 | |
2.5. | Выражает ли эмоциональный отклик на изучаемые события | 2 | 3 | |
| ||||
3.1. | Продолжает ли обсуждать изученные темы вне занятий | 1 | 2 | |
| ||||
4.1. | Интерпретация и запоминание сюжета | 1 | 2 | |
4.2. | Правильно передает события | 1 | 3 | |
4.3. | Правильно описывает костюмы | 1 | 3 | |
4.4. | Правильно называет предметы быта | 1 | 3 | |
Средний балл | 1,2 | 2,5 |
Из данных таблицы мы прослеживаем положительную динамику по всем параметрам. Отсюда можно сделать выводы, что задачи все решены, цели-достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

Статья "Экологическое просвещение старших дошкольников"
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся организации экологического просвещения дошкольников в детском саду в виде анимационно-игровой программы. Учтены возможности дошкольников - нравственные, ...
Экологические акции как эффективная форма работы в рамках экологического воспитания старших дошкольников в ДОУ
Современная экологическая обстановка в России становится все более напряженной. Необходимо вырастить новое поколение людей с активной жизненной позицией, способных жить в согласии со своей средой обит...

Проект "ДОБРОМУЛЬТ". Духовно-нравственное просвещение старших дошкольников с помощью создания мультфильмов.
Проект «ДОБРОМУЛЬТ» по духовно-нравственному просвещению предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста. Он включает в себя практический опыт создания мультфильмов при ...

Проект «ДОБРОМУЛЬТ». Духовно-нравственное просвещение старших дошкольников с помощью создания мультфильмов. Старший дошкольный возраст.
Проект «ДОБРОМУЛЬТ».Духовно-нравственное просвещение старших дошкольников с помощью создания мультфильмов.Старший дошкольный возраст....

Конспект беседы по картине В.Н. Васнецова «Три богатыря», в рамках исторического просвещения старших дошкольников.
Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русскойземли. Перед ними расстилаются широкие степи, за их спиной – дремучие леса, села и города. В небесах над богатырями клубятся синевато-...

Конспект занятия. В рамках исторического просвещения дошкольников. Тема: «Откуда хлеб пришёл» (Старший дошкольный возраст)
Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; Разъяснить, что хлеб - это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу....