Научная статья по теме: "Активизация словаря антонимов"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Антонимы
Известно, что нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
В работах многих авторов (Б.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.
Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии. Выполнение заданий на подбор антонимов требует достаточного объема словаря, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного значения. Правильный поиск слова может осуществляться в том случае, если у ребенка сформирован и систематизирован определенный антонимический ряд.
Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (близко – далеко, конец – начало, верх – низ, горевать – радоваться, хороший – плохой, светлый – темный, быстро – медленно, счастливый – несчастный, злой – добрый).
Пары антонимов образуют не все новые слова, а преимущественно качественные прилагательные и качественные наречия, а также некоторые существительные и глаголы (содержащие в своем значении качественный признак).
Использование антонимов для контрастных образов, резкого противопоставления признаков, явлений и т. п. – распространенный прием в образной речи.
Есть два основных типа использования антонимов.
В первом случае противоположные признаки относят к разным предметам или явлениям. Антонимы при этом именно противопоставляются.
Пример: черный вечер – белый снег (Блок); поле мокрое – счет сухой (из спортивных обозрений).
Противоположные по смыслу прилагательные относятся к разным существительным.
Другой тип – совмещение антонимов. Оба контрастных признака приписываются одному предмету, явлению, человеку и т.п.
Пример: в коридоре было как бы чисто, но в то же время как бы грязно.
Не имеют антонимов существительные с конкретным значением (дверь, телевизор), числительные, большинство местоимений, а также имена собственные.
По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день - ночь) и однокорневые (приходить – уходить). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые – лексико-грамматических.
Большинство антонимов – слова разных корней. Разнокорневая антонимия буквально пронизывает важнейшие лексико-грамматические классы слов (части речи), особенно прилагательные, наречия, существительные и глаголы.
Например: высокий – низкий, умный – глупый, веселый – грустный, левый – правый, летний – зимний; быстро – медленно, громко – тихо, рано – поздно, вперед – назад; правда – ложь, подъем – упадок, начало – конец, день – ночь; поднимать – опускать, перегонять – отставать, молодеть – стареть, любить – ненавидеть; всё – ничто, все – никто; да – нет, вот – вон; в – из, к – от, до – после; марш! – стоп! и т. д. и т. п.
У однокоренных слов значение антонимичности возникает или как результат присоединения к одному и тому же слову антонимичных приставок (при + ходить – у + ходить, со + бирать – раз + бирать), или как следствие употребления приставки, придающей слову противоположный смысл (грамотный – не + грамотный, революционный – контр + революционный).
Наиболее разветвленную систему однокоренной антонимии образуют приставочные глаголы.
В отличие от глаголов характерным проявлением однокоренной антонимии у прилагательных является, напротив, последнее отношение: бесприставочное слово – приставочное слово (вкусный – невкусный, справедливый – несправедливый, разумный – неразумный; человечный – бесчеловечный).
Однокоренная антонимия существительных является в значительной степени отражением антонимии глаголов и прилагательных: ввоз – вывоз, вселение – выселение (ср. ввозить – вывозить, вселять – выселять); завязывание – развязывание, заклеивание – отклеивание (ср. завязывать – развязывать, заклеивать – отклеивать).
Значительно беднее у существительных собственная, неотраженная антонимия (удар – контрудар, друг – недруг, удача – неудача, сила – бессилие, слава – бесславие и др. ).
Слова, синонимичные каждому из антонимов, в свою очередь вступают в антонимические отношения: правда, истина – ложь, обман, неправда.
Слова, образованные от антонимов, обычно тоже находятся в отношениях антонимии. Например: весёлый – печальный, веселье – печаль, веселиться – печалиться.
Интересные факты различного восприятия противоположности приводит в своей статье И. Грицкат. Так, у детей в возрасте трех-четырех лет своеобразную противоположность образуют слова дядя и тетя, рука и нога, у более взрослых «неопровержимыми» противоположностями являются подвал и чердак, солнце и дождь. Для человека, привыкшего к смешанному географическому рельефу, наиболее естественно противопоставление гора – равнина, но для горца, который никогда не видел равнины, противоположными оказываются гора и котловина (или долина). У земледельцев противоположными, по-видимому, будут слова пашня и луг, сев и жатва, у астрономов – солнце и планеты. Не без основания можно предположить, что по отношению к словам целый, весь стеклорез будет считать противоположным слово – разбитый, портной – распоротый или разорванный, другие мастера – сломанный, раздробленный, разбитый, а художник, фотограф и архитектор – фрагментарный.
Экспериментальное исследование антонимии наряду с большим совпадением в восприятии противоположности слов испытуемыми обнаруживает вместе с тем и индивидуальные особенности ее осознания.
Таким образом, в методике развития речи дошкольников необходимо большее внимание уделять значению слова, т.к. зачастую дети не могут подобрать антоним из-за непонимания его семантического содержания. В речевом мышлении детей антонимы выступают, как отдельные слова, которые мало связаны между собой. Чаще всего дети используют однокорневые антонимы с приставкой – не, которые обозначают «сдержанную» противоположность, а не «крайние» варианты.
В 5-7 лет формируется словарь антонимов в речи ребёнка. Детям же с нарушением речевого развития необходима помощь в его формировании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белошапкова. В.А. Современный русский язык. – М.: Азбуковник. 1999
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Издательский дом ЮНИТИ,1988.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
4. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
5. Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. – М.: Гном и Д., 2003.
6.Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М.: Гардарики, 2000.
7. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. М., 1993.
8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис-Пресс, 2002.
9. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. – М.: Наука, 2000.
Предварительный просмотр:
Диагностика словаря антонимов в экспрессивной речи детей
подготовительной группы №11 ГБДОУ д/с №111 Выборгского района на 2018-2019 учебный год.
Фамилия, имя ребёнка. Диагноз. | Задания | Состояние на момент обследования в сентябре | Первое полугодие | Второе полугодие |
1.Теряев Артём ТНР. Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. | друг горе большой широкий высокий хороший лёгкий поднимать (руку) давать покупать добро | брат - маленький тонкий маленький плохой тяжёлый отпускать отдавать продавать зло | не друг радость маленький тонкий низкий плохой тяжёлый не поднимать отдавать продавать зло | не друг радость маленький узкий низкий плохой тяжёлый не поднимать брать продавать зло |
2. Кондакова Ксения ТНР. Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. | друг горе большой широкий высокий хороший лёгкий поднимать (руку) давать покупать добро | не друг весело маленький - маленький плохой тяжёлый вниз положить - продавать плохо | не друг радость маленький неширокий низкий плохой тяжёлый опускать не давать продавать зло | враг радость маленький неширокий низкий плохой тяжёлый опускать брать продавать зло |
3. Мокроус Иван ТНР. Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. | друг горе большой широкий высокий хороший лёгкий поднимать (руку) давать покупать добро | не друг не горе маленький неширокий невысокий плохой тяжёлый не поднимать не давать не покупать плохо | не друг радость маленький узкий невысокий плохой тяжёлый не поднимать отбирать продавать зло | не друг радость маленький узкий низкий плохой тяжёлый опускать брать продавать зло |
4. Матюш Ильян ТНР. Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. | друг горе большой широкий высокий хороший лёгкий поднимать (руку) давать покупать добро | не друг не горе маленький маленький маленький плохой тяжёлый опускать не давать отдавать зло | враг не горе маленький узкий маленький плохой тяжёлый опускать не давать не покупать зло | враг радость маленький узкий маленький плохой тяжёлый опускать брать продавать зло |
5. Иванов Иван ТНР. Общее недоразвитие речи IV уровня речевого развития. . | друг горе большой широкий высокий хороший лёгкий поднимать (руку) давать покупать добро | соперник счастье маленький маленький не высокий плохой тяжёлый не поднимать брать продавать зло | соперник счастье маленький маленький низкий плохой тяжёлый опускать отбирать продавать зло | враг радость маленький узкий маленький плохой тяжёлый опускать брать продавать зло |
6. Сорокин Дмитрий ТНР. Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. | друг горе большой широкий высокий хороший лёгкий поднимать (руку) давать покупать добро | не друг плохо небольшой неширокий маленький плохой большой не поднимать не давать продавать хорошо | не друг радость маленький неширокий низкий плохой тяжёлый не поднимать не давать продавать - | враг радость маленький узкий маленький плохой тяжёлый опускать не давать продавать зло |
Обозначения: Неправильные ответы: _______
Антонимы, указывающие
на признак, качество,
действие в различной мере:
Антонимы – синонимы: -----------
Результаты обследования
Показатели | Ответы | ||
На момент обследования в сентябре | Первое полугодие | Второе полугодие | |
Невозможность подобрать антоним, неправильный ответ | 30 | 14 | 3 |
Антонимы, указывающие на признак, качество, действие в неполной мере | 8 | 7 | 3 |
Подбор антонимов-синонимов | 2 | 2 | 0 |
Подбор крайнего значения антонима (правильный ответ) | 26 | 43 | 60 |
Диаграммы:
Начало года Первое полугодие Второе полугодие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"
Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"...
План самообразования воспитателя первой младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"
План самообразования воспитателя первой младшей группы №2 «Василёк» на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"...
План самообразования воспитателя младшей группы на тему «Активизация словаря детей 3-4 лет».
План по самообразованию воспитателя....
План по самообразованию Тема:«Активизация словаря детей 3-4 лет»
Тема: «Активизация словаря детей 3-4 лет»Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому ...
План самообразования воспитателя младшей группы Земской О.Е. на 2016-2017 учебный год на тему «Активизация словаря детей 2-3 лет».
План самообразования воспитателя младшей группы....
План профессионального самообразования на тему: «Активизация словаря детей младшего возраста (3-4 года) в детском саду»
Тема: «Активизация словарядетей младшего возраста (3-4 года)в детском саду»Актуальность темы:Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возр...
сообщение из опыта работы на тему: " Активизация словаря детей 2-3 лет"
План по самообразованию воспитателя 1 младшей группы на тему "Активизация словаря детей 2-3 лет"Санталиевой Заримы КалельевныСведения об образовании и категории: высшееТема: Активизация сло...